Анализ романа «Евгений Онегин» (А

История создания

Пушкин создавал это произведение около 8 лет (1823-1831). История создания «Евгения Онегина» начинается в Кишиневе в 1823 году. В нем отразился опыт «Руслана и Людмилы», но сюжетом картины стали не исторические и фольклорные персонажи, а современные герои и сам автор. К тому же поэт начинает работать в русле реализма, постепенно отказываясь от романтизма. Во время ссылки Михайловский продолжил работу над книгой и завершил ее уже во время принудительного заключения в селе Болдино (Пушкин был задержан холерой). Таким образом, творческая история произведения вобрала в себя самые «плодотворные» годы творца, когда его мастерство развивалось головокружительными темпами. Так что в его романе отразилось все, что он узнал за это время, все, что он знал и чувствовал. Возможно, именно этому обстоятельству работа обязана своей глубиной.

Сам автор называет свой роман «сборником красочных глав», каждая из 8 глав имеет относительную самостоятельность, ведь написание «Евгения Онегина» длилось долго, и каждый эпизод открывал определенный этап в жизни Пушкина. Книга выходила частями, выпуск каждой стал событием в мире литературы. Полное издание не было опубликовано до 1837 года.

Жанр и композиция

Пушкин определил свое произведение как роман в стихах, подчеркнув, что оно лирико-эпическое: сюжет, выраженный любовной историей героев (эпическое начало), примыкает к авторским отступлениям и размышлениям (лирическое начало). Именно поэтому жанр «Евгения Онегина» называют «романом».

«Евгений Онегин» состоит из 8 глав. В первых главах читатели знакомятся с центральным персонажем Евгением, переезжают с ним в деревню и знакомятся со своим будущим другом Владимиром Ленским. К тому же драматичность повествования увеличивается за счет появления семьи Лариных, особенно Татьяны. Шестая глава — кульминация отношений Ленского и Онегина и побег главного героя. И в финале произведения сюжет Евгения и Татьяны заканчивается.

Лирические отступления связаны с повествованием, но это также диалог с читателем, подчеркивающий его «свободную» форму, близость к задушевной беседе. Этим же фактором можно объяснить незавершенность, начало концовки каждой главы и романа в целом.

Возвращение в Петербург

В статье Белинского о романе «Евгений Онегин» упоминается, что через несколько лет герой возвращается в Петербург. Там он снова встречает Татьяну, ставшую к тому времени женой знатного генерала, с которой Евгений близко знакомится. И происходит невероятное: Онегин влюбляется в нее. Он удивлен и рад этому новому чувству к нему. Он, вспоминая признания Татьяны в любви, надеется на взаимность. Отказ застал его врасплох, вызвав у Эудженио серьезные душевные страдания.

Почему Белинский назвал Онегина «невольно эгоистичным»? Даже влюбляясь, Евгений думает только о себе. Им все равно, что Татьяна замужем, а их роман сделает ее изгоем петербургского общества.

статья Белинского об Онегине

В своей статье Белинский назвал Онегина «упрямым эгоистом». Почему «Евгений Онегин» не смог преодолеть условности общества и времени? Возможно, для этого ему потребовалось бы больше силы духа. И Евгений Онегин, разочарованный и страдающий, остается на страницах книги, напоминая своим примером, что нужно ценить свою жизнь, радуясь каждому мгновению, иначе исход жизни будет столь же печален.

Онегин – русский характер

Белинский пишет, что Пушкин сумел уловить в своем романе самую суть жизни. Его герой — первый настоящий национальный персонаж. Сам по себе он глубоко оригинален и имеет непреходящую историческую и художественную ценность. Его герой — типичный русский персонаж.

Главная проблема Онегина — отрыв от жизни. Он умен, внимателен, не самодоволен, имеет огромные задатки. Но вся его жизнь страдает. И само общество, сама структура жизни обрекла его на это страдание. Эухенио — один из многих, типичный представитель своего общества своего времени. Такой же герой, как он — Печорин, находится в таких же условиях.

Белинский пишет, что по своей сути Онегин и Печорин — одно и то же лицо, но каждый в своем случае избрал свой путь. Онегин избрал путь апатии, а Печорин — путь действия. Но в конечном итоге оба они приводят к страданиям. Это настоящий фатум, который доминировал над целым поколением.

Значение романа в литературе

Роль оперы «Евгений Онегин» трудно переоценить: ведь именно это произведение заложило основы реализма в прозе и поэзии. Под знаком этого направления развитие русской литературы происходило во второй половине XIX века, периоде, прошедшем в истории культуры под названием «золотой век». Показателен тот факт, что именно роман в стихах стал основой нового литературного течения. Ведь все основные произведения преемников Пушкина были написаны прозой, а их авторы: Толстой, Достоевский, Тургенев и многие другие — не зря называли писателя и поэта своим учителем. Он положил начало реалистичному изображению психологии человека и описанию окружающей действительности.

Неслучайно стихотворный роман известен и популярен на Западе, где реализм в то время также начал завоевывать прочные позиции в культуре и прозе. Написанное легким, красивым и изящным языком, произведение сразу же завоевало популярность среди образованных кругов и широкой читающей публики, по праву получив название «энциклопедии русской жизни». По сути, все важнейшие моменты, факты, явления и тенденции развития нашли отражение в легкой и непринужденной поэтической форме, но в то же время глубоко и серьезно.

О чем?

Молодой человек, но уже разочаровавшийся в жизни, дворянин, наследующий имение в деревне, идет туда, надеясь развеять свое настроение. История Евгения Онегина начинается с того, что его заставили посидеть с больным дядей, оставившим родовое гнездо племяннику. Однако деревенская жизнь вскоре наскучила герою, его существование стало бы невыносимым, если бы не знакомство с поэтом Владимиром Ленским. Друзья — «лед и пламя», но разногласия не мешали дружеским отношениям. Разобраться в этом поможет сравнительная характеристика Ленского и Онегина.

Ленский знакомит своего друга с семьей Лариных: старушкой мамой, сестрами Ольгой и Татьяной. Поэт давно влюблен в ветреную сову Ольгу. Гораздо серьезнее и цельнее Татьяна, влюбляющаяся в Евгения. Его воображение давно нарисовало героя, осталось только кому-то явиться. Девушка мучается, мучается, пишет романтическое письмо. Онегин польщен, но понимает, что не может ответить на такое страстное чувство, поэтому резко упрекает героиню. Это обстоятельство повергает ее в депрессию, предвосхищает неприятности. И неприятности действительно наступили. Онегин решает отомстить Ленскому из-за случайной ссоры, но выбирает ужасное средство: флирт с Ольгой. Поэт обижается, вызывает на дуэль вчерашнего друга. Но виновный убивает «раба чести» и уходит навсегда. Суть романа «Евгений Онегин» даже не в том, чтобы все это показать. Главное, на что следует обратить внимание, — это описание русской жизни и психологизм персонажей, складывающийся под влиянием представленной атмосферы.

Однако отношения Татьяны и Евгения на этом не закончились. Они встречаются многовековым вечером, где герой видит не наивную девушку, а зрелую женщину в полном великолепии. И сам влюбляется. Тоже мучается и пишет сообщение. И он встречает такой же упрек. Да, красавица ничего не забыла, но уже поздно, она «отдалась другому»: Татьяна отказывает Онегину. Несостоявшийся любовник остался ни с чем.

О чем книга «Евгений Онегин» Евгения Онегина

Евгений Онегин, представитель «золотой благородной молодежи», весело и лениво проводит дни. Театры, танцы, рестораны. Но такая яркая и насыщенная жизнь явно не для него. Герой образован, умен, поэтому шумные развлекательные мероприятия ему быстро наскучили, он ищет новые увлечения.

Евгений знакомится с Ленским, который недавно вернулся из-за границы. Романтичный и мечтательный Владимир познакомил Онегина со своими сестрами. Очаровательная Татьяна полюбила Евгения. Он решился на отчаянный поступок: с помощью письма признаться в искренних чувствах к Евгению. Но равнодушный герой отверг девушку. Онегин стал проявлять к Ольге знаки внимания, чем вызвал возмущение Ленского. Владимир вызвал Евгения на дуэль. Ленский мертв. Онегин уехал из села. Спустя три года герой знакомится с Татьяной. Она состоит в браке. Онегин понимает, что испытывает к ней сильные любовные чувства, но с этим ничего не поделаешь. Знаменитые слова Татьяны Лариной:

«Я люблю тебя (зачем прятаться?),

Но я отдал себя другому

И я буду ему верен навсегда».

А.С. Пушкин сдержанно и точно говорит о мнениях, чувствах, интересах героев. Покажите свои мысли, сравнения и переживания. А вокруг: русская природа, великолепные пейзажи, описанные автором.

Главные герои и их характеристика

Персонажи Евгения Онегина — это не случайный набор персонажей. Это миниатюра российского общества того времени, где скрупулезно перечислены все известные типы знатных людей: бедный помещик Ларин, его светская жена, спустившаяся в деревню, возвышенный и несостоявшийся поэт Ленский, его ветреная страсть и легкомысленность, и так далее. Все они олицетворяют царскую Россию времен своего расцвета. Не менее интересен и своеобразен авторский образ. Ниже приведены характеристики главных героев:

  1. Евгений Онегин — главный герой романа. Он несет в себе неудовлетворенность жизнью, усталость от нее. Пушкин подробно описывает среду, в которой вырос молодой человек, как среда формировала его характер. Воспитание Онегина типично для дворянства тех лет: поверхностное образование, направленное на успех в приличном обществе. Он был подготовлен не к настоящему делу, а исключительно к многовековым развлечениям. Поэтому в юности мне надоело пустое свечение шаров. У нее «душа прямого благородства» (она испытывает дружескую привязанность к Ленскому, не обманывает Татьяну своей любовью). Герой способен на глубокие переживания, но боится потерять свободу. Но, несмотря на благородство, он эгоистичен, и в основе всех его чувств лежит самовлюбленность. В эссе «Образ Евгения Онегина» написана наиболее подробная характеристика персонажа.
  2. она сильно отличается от Татьяны Лариной, этот образ кажется идеальным — цельная натура, мудрая, преданная, готовая на все ради любви. Она выросла в здоровой среде, на природе, а не на свете, поэтому в ней сильны истинные чувства: доброта, вера, достоинство. Девушка любит читать, в книгах у нее особый, романтичный, загадочный образ. Именно этот образ воплотился в Евгении. И Татьяна со всей страстью, искренностью и чистотой предавалась этому чувству. Она не соблазняла, не флиртовала, но позволила себе признаться. Этот мужественный и честный поступок не нашел ответа в сердце Онегина. Он влюбился в нее через семь лет, когда она засияла светом. Слава и богатство не принесли женщине счастья, она вышла замуж за нелюбимого человека, но ухаживания Евгения невозможны, семейные клятвы для нее священны. Подробнее об этом читайте в композиции образа Татьяны Лариной.
  3. Сестра Татьяны Ольга не вызывает большого интереса, в ней нет ни одного острого угла, все круглое, не зря Онегин сравнивает ее с луной. Девушка принимает ухаживания Ленского. А любой другой человек, почему бы и не принять, кокетлив и пуст. Между сестрами Лариными сразу наблюдается огромная разница. Младшая дочь ушла к матери, ветреной светской женщине, которую насильно заточили в деревне.
  4. Однако поэт Владимир Ленский влюбился в кокетливую Ольгу. Наверное, потому, что во сне легко заполнить пустоту собственным содержанием. Герой еще горел скрытым огнем, он чувствовал себя худым и мало анализировал. В нем высоки нравственные представления, поэтому он чужд свету и не отравлен им. Если Онегин разговаривал и танцевал с Ольгой только от скуки, то Ленский увидел в этом измену, его бывший друг стал коварным искусителем безгрешной девушки. В максималистском восприятии Владимира это и разрыв отношений, и дуэль. Поэт в этом заблудился. Автор задается вопросом, чего ожидать персонажу при благоприятном исходе? Вывод неутешительный: Ленский женится на Ольге, станет обычным помещиком и превратится в обычную зелень. Также может понадобиться очерк об образе Ленского.

В чем смысл открытого финала Евгения Онегина

Как все мы помним из школьного курса литературы, Евгений Онегин остается один в конце одноименного произведения. Татьяна предпочитает оставаться верной мужу, поэтому главная героиня просто уходит из ее жизни. Интересно, что повествование носит зеркальный характер: сначала Татьяна пытается привлечь внимание Евгения, затем пытается привлечь ее. Александр Сергеевич Пушкин таких деталей никогда не добавлял, поэтому есть смысл проанализировать финал этого культового произведения. Теперь мы расскажем о его значении!

Смысл финала произведения «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин хотел показать нам, что в нашей жизни все возвращается. Евгений Онегин не дал девушке шанса проявить себя, но в дальнейшем у нее не было такого шанса наедине с собой. Как бумеранг, поворот движется от одного персонажа к другому. Мы понимаем, что то же самое происходит и в реальной жизни: любое наше негативное или позитивное действие возвращается, причем часто в расширенном виде. Александр Сергеевич заметил это уже тогда, о чем хотел рассказать своим читателям.

также необходимо выделить проблему любви, которая, по сути, становится причиной всего конфликта. Татьяна, несмотря на юный возраст, в этом смысле проявляет себя как более подготовленная личность. Женя же насыщен жизнью, поэтому пламени в груди Татьяны он просто не замечает. Многие исследователи творчества Пушкина до сих пор спорят о кончине «Евгения Онегина», но никто не решается возразить против мнения автора. Александр Сергеевич довел произведение до логичного и полного финала, который только устраивает Евгения Онегина.

Темы

  • Основная тема романа «Евгений Онегин» широка: это русская жизнь. Книга показывает жизнь и образование в мире, в столице, деревенскую жизнь, обычаи и занятия, нарисованы портреты типичных и в то же время уникальных персонажей. Спустя почти два столетия в персонажах присутствуют черты, присущие современным людям, эти образы имеют глубоко национальный характер.
  • Тема дружбы нашла отражение и в «Евгении Онегине». Главный герой и Владимир Ленский были в близкой дружбе. Но можно ли это считать реальным? Они встретились по случаю, от скуки. Евгений искренне привязался к Владимиру, который своим духовным огнем согревал холодное сердце героя. Однако так же быстро он готов обидеть друга, заигрывая с возлюбленной, которая от этого в восторге. Евгений думает только о себе, ему абсолютно наплевать на чужие чувства, поэтому он не смог поддержать друга.
  • Любовь — тоже важная тема в произведении. Об этом говорят почти все писатели. Пушкин не был исключением. Настоящая любовь выражена в образе Татьяны. Он может развиваться вопреки всему и оставаться на всю жизнь. Никто не любил Онегина и не полюбит его так, как главного героя. Потеряв это, вы остаетесь несчастными на протяжении всей жизни. В отличие от жертвенных и всепрощающих чувств девушки, эмоции Онегина — гордость. Его испугала застенчивая девушка, впервые полюбившаяся, ради которой нужно было пролить омерзительный, но знакомый свет. Но Эудженио покорила холодная светская красота, что побывать там уже честь, а не любить.
  • Аргумент еще одного человека. В творчестве Пушкина проявляется дух реализма. Именно среда вызвала такое разочарование Онегина. Именно они предпочитали видеть в дворянстве поверхностность, направление всех своих усилий по созданию векового блеска. И больше ничего не нужно. Напротив, воспитание в народных традициях, общество простых людей сделало душу и всю природу здоровой, как у Татьяны.
  • Тема лояльности. Татьяна верна своей первой и самой сильной любви, а Ольга легкомысленна, изменчива и обыкновенна. Сестры Ларины — полная противоположность. Ольга отражает типичную светскую девушку, для которой главное она сама, отношение к ней, поэтому можно поменять, если будет вариант получше. Как только Онегин сказал несколько приятных слов, она забыла о Ленском, чья привязанность намного сильнее. Сердце Татьяны верно Евгению на протяжении всей жизни. Даже когда она наступила на свои чувства, она долго ждала и не могла найти другого (опять же, в отличие от Ольги, которая быстро утешилась после смерти Ленского). Героиня должна была выйти замуж, но в душе она продолжала быть верной Онегину, хотя любовь уже была невозможна.

Проблемы

Проблематика в романе «Евгений Онегин» очень показательна. Он выявляет не только психологические и социальные недостатки, но и политические и даже целые трагедии системы. Например, шокирует старомодная, но не менее тревожная драма матери Татьяны. Женщина вышла замуж невольно и уступила натиску обстоятельств, став злой и деспотичной любовницей ненавистного имения. И вот актуальные вопросы, поднятые автором:

  • Основная проблема, которая ставится во всяком реализме в целом, и Пушкиным в «Евгении Онегине» в частности, — это разрушительное влияние светского общества на человеческую душу. Самодовольная и жадная среда отравляет человека. Это предъявляет внешние требования приличия: молодой человек должен немного знать французский, читать модную литературу, быть прилично и дорого одет, то есть производить впечатление, казаться, а не быть. И здесь тоже все чувства фальшивые, они просто кажутся. Поэтому светское общество берет лучшее от людей, своим холодным обманом охлаждает самое яркое пламя.
  • Еще одна проблемная проблема — блюз Евгении. Почему главный герой в депрессии? Не только потому, что общество его испортило. Основная причина в том, что нет ответа на вопрос: для чего все это? Зачем он жив? Сходить в театры, на балы и на вечеринки? Отсутствие вектора, направление движения, осознание ничтожности бытия — вот те чувства, которые охватывают Онегина. Здесь мы сталкиваемся с вечной проблемой смысла жизни, которую так трудно найти.
  • Проблема эгоизма отражается в образе главного героя. Понимая, что никто не полюбит его в холодном и равнодушном мире, Евгений стал любить себя больше всех на свете. Поэтому ему наплевать на Ленский (он только прогоняет скуку), на Татьяну (она может отнять свободу), он думает только о себе, но за это его наказывают: он остается совершенно один и отвергается Татьяной.

Основные темы и проблемы

В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич показал типичные натуры своей эпохи в их обучении. Читатель видит представителей разных слоев общества: высшего общества столицы, провинциальной знати, простых горожан и крестьян. Изображая реалистические образы знати, Пушкин затрагивает следующие темы:

  • образование;
  • образование;
  • семейные отношения;
  • культурные традиции;
  • любовь;
  • дружба;
  • политика;
  • костюмы и костюмы;
  • исторические вопросы;
  • мораль.

Роман полон лирических отступлений, где отчетливее видны размышления автора о жизни. Пушкин говорит о литературе, театре, музыке. Автор раскрывает важнейшие социальные и философско-нравственные проблемы:

  • цель и смысл жизни;
  • реальные и ложные значения;
  • разрушительность эгоизма и индивидуализма;
  • верность любви и долгу;
  • быстротечность жизни;
  • ценность моментов

Идея

Основная идея романа «Евгений Онегин» — критика существующего уклада жизни, обрекающего более или менее исключительные натуры на одиночество и смерть. Ведь в Евгении такой большой потенциал, но не случайно, а всего лишь извечная интрига. Сколько духовного огня во Владимире, а после его смерти его может ждать только вульгаризация в феодальной и удушающей среде. В Татьяне столько красоты и духовного ума, что она может быть только любительницей светских вечеров, наряжаться и вести пустые беседы.

Люди, которые не думают, не размышляют, не страдают: это те, кому подходит существующая реальность. Это общество потребления, которое живет за счет других, которое светит в то время, когда эти «другие» прозябают в нищете и грязи. Мысли, о которых думал Пушкин, заслуживают внимания и по сей день, остаются важными и актуальными.

Другой смысл «Евгения Онегина», установленный Пушкиным в своем творчестве, — показать, насколько важно сохранять индивидуальность и добродетель, когда вокруг них свирепствуют искушения и мода, покоряющие не одно поколение людей. Пока Евгений следовал новым веяниям, притворяясь холодным и разочарованным героем Байроном, Татьяна прислушивалась к голосу своего сердца и оставалась верной себе. Поэтому он находит счастье в любви, пусть и безответной, и ему просто скучно во всем и во всех.

Особенности романа

Роман «Евгений Онегин» — принципиально новое явление в литературе начала 19 века. Особый состав: «Роман в стихах», лирико-эпическая опера большого объема. В лирических отступлениях вырисовывается образ автора, его мысли, чувства и идеи, которые он хочет донести до читателей.

Пушкин поражает легкостью, мелодичностью своего языка. Его литературный стиль лишен тяжести, дидактичности, автор умеет говорить о сложных и важных вещах просто и ясно. Конечно, между строк есть что прочитать, поскольку суровая цензура была безжалостна к генам, но и поэт не был сволочью, поэтому умел в элегантности своих стихов рассказать о социально-политических проблемах общества его состояние, которые были успешно замалчены в прессе. Важно понимать, что до Александра Сергеевича русская поэзия была другой, она произвела своего рода «революцию в игре».

Функция также есть в системе изображений. «Евгений Онегин» — первый в галерее «лишних людей», в которой заключен огромный потенциал, неспособный обрести воплощение. Татьяна Ларина «подняла» женские образы с места, где «главному герою нужно кого-то любить», до самостоятельного портрета русской женщины в полный рост. Татьяна — одна из первых героинь, которая выглядит сильнее и значительнее главного героя и не прячется в его тени. Так проявляется направление романа «Евгений Онегин»: реализм, который не раз откроет тему лишнего человека и затронет непростую судьбу женщины. Кстати, эту особенность мы тоже описывали в эссе «Онегин — еще один человек».

Кратко о позднем творчестве писателя

Зрелый период жизни Пушкина характеризовался переходом от романтизма к реализму, ярким примером которого является его знаменитый роман «Евгений Онегин», литературная направленность которого открыла новый этап в развитии художественной литературы в нашей стране. В 1830 году поэт заинтересовался историей России, он начал задумываться о современных социально-политических проблемах, которые волновали его все больше и больше по мере ухудшения социально-экономического положения в Российской империи.

Евгений Онегин литературное направление

В этом плане он отходит от традиционной романтической ориентации и превращается в реалистичное представление явлений окружающей действительности. Роман «Евгений Онегин», литературное направление которого стало принципиальным шагом в этом направлении, стал значимым не только в его творчестве, но и в культурной жизни России в целом, показателем чего стало создание произведения с таким же творчеством. Имя П.И. Чайковского, прочно вошедшего в мир музыкального репертуара, пока не сходит со сцен главных театров.

Реализм в романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» знаменует переход Пушкина к реализму. В этом романе автор впервые поднимает тему человека и общества. Личность не воспринимается отдельно, это часть общества, которая обучает, оставляет определенный отпечаток или полностью формирует людей.

Главные герои типичны, но в то же время уникальны. Эухенио — настоящий светский дворянин: разочарованный, поверхностно образованный, но в то же время не такой, как окружающие: благородный, умный, наблюдатель. Татьяна — обычная провинциальная девушка: она выросла на французских романах, полна сладких грез об этих произведениях, но в то же время она — «русская душа», мудрая, добродетельная, любящая и гармоничная натура.

именно в том, что на протяжении двух столетий читатели видели себя и своих знакомых в героях, в неотвратимой актуальности романа выражается его реалистическая направленность.

Благородный ум Евгения и Эгоизм Онегина

Проявляется эгоизм Онегина, и когда, желая отомстить Ленскому за то, что тот уговорил его приехать на провинциальную вечеринку, он начинает ухаживать за своей невестой. Евгений не осознает, что этим причиняет страдания и невиновную Татьяну. Он пассивен и равнодушен ко всему, кроме собственного спокойствия.

Благородный ум Евгения постоянно находится в противоречии с социальными условиями. Принимая вызов на дуэль, он понимает, что ошибается, понимает, что для дуэли нет серьезных причин. Евгений понимает, что еще не поздно все исправить. Однако выросший под влиянием многовековых предрассудков, он опасается сплетен соседей, насмешек Зарецкого, которые могут распространять слухи о его трусости. Мы также видим глубокое раскаяние Онегина после убийства Ленского. Это событие потрясло всю его жизнь. Эухенио очень страдает. Он потерял покой. Он не может даже оставаться в тех местах, где все напоминает ему о том, что произошло.

Онегин сильно изменился, теперь он больше не может игнорировать чувства людей и думать только о себе. Ближе к концу литературного творчества меняются и его чувства к Татьяне. Однако даже здесь он будет разочарован. Татьяна говорит, что любит его, но «отдана другому» и будет верна своему мужу.

Противоречия в характере героя раскрываются на протяжении всего литературного произведения. Световые импульсы его души постоянно сталкиваются с обычными правилами поведения, вдохновленными светской средой. Его ум не позволяет ему идти обычным путем, доступным юному дворянину, но обстоятельства его жизни не дают ему возможности оправиться от гордого невнимания к другим, скуки и эгоизма. Конечно, Евгений Онегин эгоистичен, но не самодоволен, не влюблен в себя, а, как справедливо заметил В.Г. Белинский, «страдающий эгоист». Однако крах его надежд, его личное несчастье — это справедливый результат, месть за всю его бесцельно потраченную жизнь.

Образ музы неоднократно появляется на страницах литературного произведения, причем в разные периоды жизни муза предстает перед поэтом по-разному, олицетворяя его настроение и уровень творческой зрелости. Муза — покровительница поэзии, источник поэтического вдохновения, воплощение художественного своеобразия автора произведения. Она изменчива, капризна, обаятельна, как ветреная женщина, но ее непостоянство оправдано творческим и человеческим развитием поэта, оно глубоко логично и связно. Многогранность вдохновителя поэзии А.С. Пушкина естественна и гармонична, поскольку является олицетворением этапов духовного взросления поэта, непрерывным, подпитываемым жизненным и творческим опытом, общением с современниками, размышлениями о цели стихотворения, исторические и личные обстоятельства. Муза позволяет глубже раскрыть образ автора произведения, и ее глазами читатель яснее видит суть многих жизненных событий.

А. Пушкин вспоминает: «В те дни, когда я мирно цвел в Лицейских садах .. весной, при крике лебедей .. стали появляться музы». Когда автор произведения впервые появился в подростковом возрасте, муза чудесным образом преобразила ее жизнь, придала ей высокий смысл, полный поэтических откровений:

Моя студенческая ячейка

Вдруг: муза в ней

Он открыл партию молодых предприятий,

Я пела детское веселье

И слава наших старых дней,

И трепетные мечты сердец.

Пушкин определяет источник поэтического вдохновения, жизненные ценности своей юности, ставшие объектами творчества: детские игры, веселье, детские мечты, гордость за отечественную историю. И с гордостью и благодарностью вспоминает первые признания своих поэтических переживаний, первое появление своей музы, дружескую и доброжелательную встречу с русским обществом:

И свет встретил ее улыбкой;

Успех был первым, кто нас вдохновил;

Старый Державин заметил нас

И, спустившись в гроб, благословил.

В юности поэт «разделял чувства с толпой .. оживлял музу шум вечеринок и бурных споров

Отзывы современников

Больше всего читателей восхищает гениальный роман в стихах «Евгений Онегин». Многие отмечают особую рифму, лексику, идейную концепцию книги. У некоторых людей появляются слезы, когда они читают определенные моменты. Роман Пушкина включен в школьную программу, но не помешает перечитать его самому.

«Евгений Онегин» подойдет романтикам и закоренелым циникам. Кого-то в романе очаровывает любовь, кого-то несправедливость, кого-то репрезентация реальной жизни.

Образ «страдающего эгоиста» в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Один из главных героев романа на стихи А.С. Пушкина — Онегин. Неслучайно произведение названо его именем. Образ Онегина сложен и противоречив, в нем есть положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные характеристики ярко выраженного индивидуализма. Но это противоречие не только личности, но и времени. Онегин выразил целую эпоху русской жизни. Он герой 20-х годов 19 века. Поэт создал произведение своего времени и впервые выявил образ так называемого «лишнего человека». Молодой человек — чужой в среде, в которой он оказался, но у него нет силы характера, необходимой, чтобы выбраться из нее. Это привело к тому, что критик В.Г. Белинский назвал Онегина «эгоистичным страданием», «эгоистичным невольно».
У героя были хорошие наклонности натуры, но они были испорчены светским воспитанием и обстоятельствами аристократической среды. В развитии Онегина нет ничего исключительного — так росли все дворяне. Их вырастили французские учителя и репетиторы:
. жалкий француз,
Чтоб не утомился малыш,
Я научил его всему в шутку…
Затем герой встал. Я прочитал кое-что, не особо беспокоясь. Это не его личная вина, ведь такое образование получили многие люди его времени. Автор говорит об этом с иронией:
Мы все немного узнали
Что-то и как-то
Так что образование, слава богу,
Неудивительно, что мы сияем.
Характер воспитания не мог не принести горьких плодов. Онегин знал многое, но знал поверхностно, поверхностно. Однако грубые знания, которые он получил, развили в нем разум. Позже, как и все молодые люди, он попадает под влияние света, который шлифует персонажа, пытаясь сделать Онегина человеком, похожим на других. Для этого у героя были навыки и желания. Как и другие молодые люди в мире, она любила элегантно одеваться по-английски, она говорила по-французски:
Он легко танцевал мазурку
И он непринужденно поклонился…
Эти черты поведения обеспечили ему успех в мире, но не могли воспитать его чувства. В его отношении к жизни и людям преобладала ирония. Ироничное видение вещей означало критическое отношение к действительности, но привычка к иронии лишала нас возможности наслаждаться красотой жизни, наслаждаться природой, искусством, человеческим общением. Он во всем разочаровался, потому что успел все узнать скоро, опять же не глубоко. Ему везде скучно. Герой узнал свет и не принял его лицемерной морали. Его душа ждала отношений, отличных от тех, на которых основывалось общество. Вскоре он осознал бесполезность общества и почувствовал себя лишним в светских салонах. Был:
невыносимо видеть перед собой
Одна длинная очередь обедов,
Смотрите на жизнь как на обряд посвящения
И вслед за порядочной толпой
Иди, не делясь с ней
Ни единого мнения, ни страсти.
Онегин не знает, что делать, что использовать свои силы и способности. Его образ жизни таков, что герой освобождается от работы и обречен на безделье. Большинство знати приняли такую ​​жизнь и не томились в ней. Человеческое значение Онегина проявлялось именно в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:
Нет: первые чувства в нем поутихли;
Ему наскучил шум света;
Красавицы были недолго
Объект его обычных мыслей…
Онегин умеет действовать, но никогда ничего не доводит до конца. В селе он заменил барщину арендной платой и снова заскучал, потому что «тяжелый труд ему больно». Основная причина всех проблем Онегина кроется в его неприятии систематических занятий: он становится все мрачнее, холоднее. Онегин, лишенный морального стержня в душе, страдает сам и невольно причиняет страдания другим. Блюз, меланхолия, скука сковывают его сердце.
Онегин — человек проницательный. Он ценил Татьяну, Ленский, но сам на настоящую дружбу и любовь не способен. В отношениях Онегина с Татьяной, молодой девушкой из района, в полной мере проявляется его эгоизм и холодность сердца. В ответ на ее трогательное признание он зачитывает ей упрек, поражающий бесчувственной рассудительностью. Онегин признается Татьяне: «Не обновлю душу…» Герой не может понять другого человека. Он не заметил того шока, который испытал наивный романтик Ленский в день рождения Татьяны. Дружба Онегина с Ленским закончилась трагически. Эухенио оставался рабом условностей. Соблюдая негласный закон чести, установленный светским обществом, он убивает Ленского на дуэли. Дуэль — переломный момент в жизни «лишнего человека». Его «поразила» смерть Ленского. В «тоске сердца» ему придется измерить свою вину.
В последней главе романа Онегин предстает в ином свете: он поглощен неожиданно горячей любовью к Татьяне. И все же он остается «страдающим эгоистом». Герой думает только о себе, ему все равно, что Татьяна замужем и что своим откровенным преследованием усложняет ей жизнь.
Онегин очень страдает, последнее объяснение с Татьяной «иди, он мертвый». Его страсть напоминает о страданиях юной Татьяны. Однако в этом страдании есть существенная разница. Татьяна любит его за внутреннее влечение, не наказывает себя. Онегин «проклинает свою глупость». Раньше Онегин страдал от скуки, теперь — от любви.
Таким образом, Онегина можно назвать страдающим и трагическим героем. Он презирал свет, но оставался рабом условностей, он не находил его истинного предназначения. Онегин страдает одиночеством, неугомонностью. Он включает следующие строки:
Но грустно думать, что это напрасно
Молодость нам дали…

Критика

Роман «Евгений Онегин» вызвал большой резонанс у читателей и критиков. По словам Е.А. Баратынского: «Каждый интерпретирует их по-своему: одни хвалят, другие ругают, все читают». Современники упрекали Пушкина в «лабиринте отступлений», в недостаточно явном характере главного героя, в пренебрежении языком. Особо выделялся рецензент Фаддей Булгарин, поддерживавший государственную и консервативную литературу.

Однако В.Г. Белинский, назвавший его «энциклопедией русской жизни», историческое произведение, несмотря на отсутствие исторических персонажей. Действительно, современный любитель хорошей литературы может изучить «Евгения Онегина» с этой точки зрения, чтобы больше узнать о дворянском обществе начала XIX века.

И спустя столетие понимание стихотворного романа продолжилось. Ю.М. Лотман увидел в работе сложность и парадоксальность. Это не просто сборник семейных цитат из детства, это «органический мир». Все это свидетельствует об актуальности произведения и его значимости для русской национальной культуры.

Описание провинциального быта

показательно, что имена Пушкин, Евгений Онегин (литературное направление романа называется реализмом) идентифицируются довольно часто: у многих читателей возникает ощущение, что писатель и его герой являются персонажами: мысли, чувства и переживания главного персонажи указаны так достоверно и достоверно… Однако уже при переходе к характеристике природы и деревенской жизни сразу становится понятна разница между этими людьми, что делает произведение еще более реалистичным.

литературное направление романа Евгений Онегин

Писатель сразу признается в любви к деревне и природе, в то время как герой испытывает явную неприязнь к деревне. Последний аргумент заслуживает отдельного обсуждения. Поэт очень подробно и искренне показал мирную и спокойную жизнь мещанского землевладельца в российской глубинке. Он описал их дома, распорядок дня, темы разговоров, нравы и обычаи. Эти зарисовки, сцены и картины поражают своей достоверностью, что является еще одним несомненным достоинством работы.

Оцените статью
Блог про А. С. Пушкина