У лукоморья дуб зеленый: главные герои и год написания стиха Пушкина

Содержание
  1. Композиция и строение стиха в стихотворении
  2. 10. Центральные персонажи
  3. 20. Чему учит
  4. 19. Моё отношение
  5. ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ — К ЗОЛОТЫМ ВРАТАМ
  6. 3. Род
  7. Средства выразительности
  8. 8. Пафос
  9. 2. Литературное направление
  10. 18. Актуальность
  11. Образы и символы
  12. 15. Художественное своеобразие произведения
  13. 11. Лирический герой
  14. Стихотворение «У лукоморья» – анализ по плану
  15. Темы, проблемы
  16. Система образов
  17. Композиция, размер и жанр
  18. 16. Средства художественной выразительности
  19. Основная мысль
  20. 17. Значение произведения
  21. 13. Композиция
  22. Ход урока
  23. I. Вступительное слово учителя.
  24. II. Прослушивание учащимися пролога.
  25. III. Обмен мнениями о прослушанном.
  26. IV. Словарная работа.
  27. V. Работа учащихся по вопросам, раскрывающим тематическое, композиционное и языковое своеобразие пролога.
  28. VI. Конкурсное чтение учащимися пролога по заданию.
  29. VП. Знакомство с произведениями художников, иллюстрирующих пролог. Рассматривание картин художников: Б.Парилова, В.Дудорова.
  30. VШ. Беседа по вопросам с целью выяснения художественных особенностей текста.
  31. IX. Викторина по сказкам Пушкина (Приложение 1).
  32. Центральные персонажи
  33. Краткий анализ стиха «У лукоморья» Пушкин А. С.
  34. Лирический герой
  35. Что за дуб?
  36. 7. Идея
  37. 14. Размер, рифма и строфика
  38. 12. Сюжет
  39. Где ещё искать Лукоморье?

Композиция и строение стиха в стихотворении

Анализируя стихотворение «Дуб зеленый у моря», необходимо отметить своеобразное построение этого произведения. Состав пролога к стихотворению состоит из двух частей. В этом случае первая часть, так сказать, играет вторую. То есть первая часть служит началом и концом произведения, а вторая часть — его половиной. В стихотворении есть и лирический герой — его автор, которому кот-ученый (еще один герой оперы) рассказывает сказки. Классический поэтический размер ямбического тетраметра делает астрофический стих мелодичным и плавным.

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертый стих исключен из принятого Пушкиным порядка. В нем 6 строк: первая и вторая строки — смежные рифмы, третья и шестая — скрещенные, четвертая и пятая — смежные. Пятый стих состоит из пяти скрещенных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующий стих — четверостишие с прилегающими рифмами. Затем следует двухстрочный куплет, а завершается пьеса рифмованное четверостишие с кольцами.

10. Центральные персонажи

Небольшой текст «Лукоморья» полон сказочных персонажей. Все они включены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному рассказу, который, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.

Но особенно хочу выделить образованного кота. Станьте не просто персонажем, а активным главным героем.

Ведь именно этот волшебный зверь рассказал историю лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» — это текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй о культурном коте.

Это такая удивительная легенда, которую создает Пушкин, еще больше заинтриговав читателя.

20. Чему учит

Он учит любви к традициям, языку, фольклору коренных жителей. Прочитав это произведение, вы невольно окунетесь в волшебную атмосферу и по-другому начинаете воспринимать сказочную литературу.

17 героев пушкинского «Лукоморья Все эпитеты из сказки Пушкина «У Лукоморья…» В каких сказках Пушкина есть Баба Яга
Краткий анализ стихотворения «Кривизной дуба…» по плану
17 героев пушкинского «Лукоморья
Все эпитеты из сказки Пушкина «У Лукоморья…»

Искать: Искать Искать: Искать

19. Моё отношение

Мне очень нравится знакомство с Русланом и Людмилой, потому что оно поражает живой сказочной атмосферой, мастерски созданной талантом великого русского поэта.

ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ — К ЗОЛОТЫМ ВРАТАМ

Золотые ворота: «… эти двери позволяют нам войти в святилище человеческой природы, место, откуда исходит его жизненная сила» (М. Коллинз)

Природа не позволяет снять покров с ее красоты, и вы не можете заставить ее с нее машинами, о чем ваш дух не угадает (В.С. Соловьев)

Как посмела эта красавица, твоя драгоценная душа, пустить ее блуждать по миру, погибнуть в далекой стране?… Нет на свете предательства печальнее, чем предательство самому себе (Н. Заболоцкий)

«Культура — это то, что должно расти, вы не можете построить дерево, вы можете посадить его и ухаживать за ним, ждать его времени, и когда оно вырастет, вы не должны жаловаться, что дуб вырос из семени, а не вяз »(Т.С. Элиот, английский поэт ХХ века)

3. Род

По своей природе это фантастические сюжетные тексты.

Средства выразительности

Основная задача Александра Сергеевича Пушкина в этом стихотворении — перенести читателя в мир сказок и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых он придает стихотворению динамизм.

Здесь также мы видим большое количество эпитетов, которые способствуют приданию морю сказочности, а также свойствам и цветам.

Также в произведении можно встретить метафоры, персонификации, эллипсы, анафоры. Благодаря совокупности этих средств выражения поэзия приобретает волшебный и сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.

8. Пафос

Читая стихотворение, мы испытываем чувство восхищения волшебным миром, который открывается нашему сознанию, очарованные образом и непринужденной манерой повествования автора. Мы заинтригованы, заинтересованы, вовлечены в происходящее.

2. Литературное направление

Произведение явно относится к романтизму.

18. Актуальность

Произведение остается актуальным и по сей день: люди продолжают читать и любить сказки, особенно пушкинские.

Образы и символы

Эта работа включает в себя огромное количество разных изображений. Каждый из которых содержит определенный символ. Например, образованная кошка символизирует науку и образование; образ эльфа, характерный для русских сказок, символизирует хозяина леса; в образе русалки раскрывается дух озера, поля и леса; невидимые звери — вымышленные существа, встречающиеся в основном в сказках; морской человек и тридцать прекрасных рыцарей — герои, чья работа — охранять границы; Баба Яга — тоже давний знакомый, которого можно встретить во многих русских сказках; Царь Кащей — тоже частый герой русских сказок, смерть которого сконцентрирована в игле.

Главные герои анализируемого стихотворения — ученый кот, рассказывающий сказки нашему лирическому герою, который с удовольствием их слушает.

15. Художественное своеобразие произведения

Язык образный, блестящий, точный. Автор использует множество глаголов, создавая постоянно меняющийся, развивающийся и многослойный образ.

Кроме того, текст богат старославянской лексикой («золото», «куриные ножки», «брег», «дол», «тужит»), что делает его еще более подходящим по стилю и отсылает к тем древним временам в событиях происходить.

11. Лирический герой

Лирический герой — это проекция авторского «Я», художественный образ поэта.

Удивительным образом он вошел в сказочный мир варпа и услышал историю образованного кота, которая затем была перенесена на бумагу.

Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебная кривизна моря — это тот чудесный мир фольклорных сказок, который Арина Родионовна открыла своей любимой ученице.

А образованный кот — это переосмысленный образ няни, этакого сказочного двойника человека, от которого Пушкин слышал вдохновляющие его волшебные истории.

Стихотворение «У лукоморья» – анализ по плану

Опция 1

Учебное произведение по поэме А.С. Пушкина «В Лукоморье дуб зеленый». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» дети выучат задолго до школы, ведь простой слог и обилие сказочных образов облегчают запоминание. Произведение можно найти в любом списке рекомендованной литературы для детей.

Состав и жанр

Композиция пьесы по своей структуре напоминает народную сказку. Основные части четко различимы: пословица с описанием моря и эрудированного кота, основная часть со списком сказочных персонажей и классическая концовка феи «. а я был там и я мед пил..».

Форма сказки обусловлена ​​тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» — это пролог к ​​сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэзия полна волшебных событий. Затем он начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. НРАВИТЬСЯ. У Пушкина было огромное количество фольклорного материала, потому что он вырос на русских народных сказках.

Ее няня Арина Родионовна знала несметное количество сказок, легенд, поверий, былин, в которых было собрано настоящее сокровище русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич постарался максимально точно воплотить все услышанное в сказках.

«У Лукоморья дуб зеленый» начинается с описания волшебного пейзажа сказочной страны, где будут разворачиваться события поэмы. Становится понятно, что волшебная страна находится недалеко от моря. Воображение читателя — это многолетний дуб, над элементами которого подвешена золотая цепочка. А центральная фигура — культурный кот, рассказывающий сказки. Это обобщенный образ сказителя всех русских народных сказок, в том числе Бояна, Садко и других.

После вступления в сцену автор рисует чудеса, постоянно происходящие в волшебной стране. Гоблин, русалка, невидимые животные, хижина на гусиных лапках. Все персонажи изображены на фоне русских пейзажей, которые хорошо видны в описываемой поэтом природе.

Среди перечисленных сказочных событий — указание на один из самых запоминающихся образов стихотворения: «Колдун приводит героя…». Этот факт говорит о фольклорном происхождении сюжета стихотворения. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор заявляет: «Есть русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности образа, поэт использует традиционный сказочный финал «И я был там..»

Измерение

Произведение написано ямбическим тетраметром, одним из самых популярных размеров текстов XIX века, что придает стиху измерение и подчеркивает повествовательный характер стихотворения.

Картины русской мифологии

Стихотворение наполнено образами сказочных героев. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует персонификации: кот «заводит песню», ступа с Бабой Ягой «гуляет, гуляет одна», коричневый волк «обслуживает».

Самая запоминающаяся метафора стиха гласит, что Лукоморье «пахнет Россией». Это основная цель пролога. Даже возле леса и долины Лукоморья они «полны видений». Эта линия имеет метафорическое значение и в то же время является частью художественно-стилистического приема: анафоры.

Автор использовал множество эпитетов. Вот несколько примеров: «неизвестные тропы», «невидимые звери», «прекрасные рыцари».

Особый колорит придает использование древнерусских слов: брег, золото, холка, преемственность.

В хронологии использованы образы из русской мифологии: Баба Яга, Кащей, рыцари, колдун. Но эти персонажи передают общую картину России. Герои олицетворяют мощь земли Русской, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность. С их помощью поэт акцентирует внимание читателя на изображении родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда вдохновляли его.

Вариант 2

Поэма «Зеленый дуб у Лукоморья» написана Пушкиным в 1824–1825 гг. Точная дата этой работы неизвестна. Это введение в сказочную композицию Руслана и Людмилы. Этот отрывок настолько полюбился читателям, что оторвался от основного произведения и стал самостоятельным стихотворением.

Вступление к сказке «Руслан и Людмила» навеяно сказками Пушкина о няне, которые он рассказывал поэту долгими зимними вечерами во время ссылки в Михайловском. Этот дуб рос у моря в уютной бухте Лукоморье. Это старорусское слово. Нет лучшего места для кота-сказочника. Поэт рассказывает читателям, что ученый-кошачий рассказал ему историю Руслана и Людмилы. И где, как не в бухте, видно, как

… На песчаном и пустом берегу,

И тридцать красивых рыцарей

Поочередно выходят чистые воды,

И дядя их с ними на море;

Во вступлении отражены и другие сказки, которые няня рассказала поэту. Впоследствии Пушкин написал все эти рассказы в стихах. В предисловии к Руслану и Людмиле он случайно упомянул их героев. Строчками этого стихотворения Пушкин знакомит читателя с особенным и волшебным миром. Основная идея вступительного стихотворения к стихотворению — стремление поэта подчеркнуть сказочность и одновременно национальность произведения.

Состав и структура стиха в стихотворении

Анализируя стихотворение «Дуб зеленый у моря», необходимо отметить своеобразное построение этого произведения. Состав пролога к стихотворению состоит из двух частей. В этом случае первая часть, так сказать, играет вторую. То есть первая часть служит началом и концом произведения, а вторая часть — его половиной. В стихотворении есть и лирический герой — его автор, которому кот-ученый (еще один герой оперы) рассказывает сказки. Классический поэтический размер ямбического тетраметра делает астрофический стих мелодичным и плавным.

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертый стих исключен из принятого Пушкиным порядка. В нем 6 строк: первая и вторая строки — смежные рифмы, третья и шестая — скрещенные, четвертая и пятая — смежные. Пятый стих состоит из пяти скрещенных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующий стих — четверостишие с прилегающими рифмами. Затем следует двухстрочный куплет, а завершается пьеса рифмованное четверостишие с кольцами.

Средства художественного самовыражения

Поэзия становится динамичной благодаря обилию глаголов: ходить, ходить, зажигать, говорить, бродить, сидеть, стоять, врываться, выходить, очаровывать, нести, горевать, служить и т д. В нем много изображений, но они упомянуты как бы мимоходом. Таким образом, Пушкин показывает, кому, какие истории рассказывал ему ученый-кошачий.

Сказочность, замкнутость того мира кривизны, о котором говорит поэт, подчеркивается неизвестными, невидимыми эпитетами. Эти и другие эпитеты играют роль художественных определений, помогают почувствовать цвет и форму предметов и событий и помогают читателю представить, что происходит. Эпитеты: зеленый, золотой, ученый, курица, песочный и пустой, коричневый.

Древние славянские народы — золотые, куриные, брег, часто уносят нас в далекое прошлое, когда жили герои сказок и поэмы «Руслан и Людмила».

В описании выходящих из моря всадников используется аллитерация, подчеркивающая шум волн:

Там лес и долина полны видений;

Волны устремятся туда навстречу рассвету.

Глубокий смысл Пушкин придает словам: «Там русский дух .. там пахнет Россией!» Что это за русский дух? Это природа, очарование каждого сезона в отдельности и любовь к нему. Это образ жизни, культура русского народа: необыкновенная, самобытная, которая дает русскому народу силы противостоять любой проблеме; это русские сказки и легенды, которые учат добру и порядочности, это христианская вера, требующая терпения, смирения и любви. Вычеркните все это из жизни русского человека, и он будет деморализован.

Это интересно: комедия «Ревизор Николай Васильевич Гоголь», написанная в 1835 году, показывает жизнь обычного провинциального городка, высмеивает пороки его жителей, осуждает их отрицательные характеристики. Одно из них — «хлестаковщина”.

Темы, проблемы

Поэму «Зеленый дуб у моря» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения — перенести читателя в мир сказок, познакомиться со сказочными существами, встречающимися в основном стихотворении. Поэтому основная задача стихотворения — подготовить читателя к дальнейшему чтению большого произведения.

Здесь мы видим самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все проникнуто неповторимым «русским духом», который Александр Сергеевич пытается передать читателю. Автор также показывает силу русского народа, его мощь, которой всегда так восхищался Пушкин. В этом произведении поэту удалось собрать все хорошее и красивое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства выросли на образцах русских героев, сказочных персонажей, которые отличаются невероятной силой, отвагой, отвагой и добротой.

Система образов

Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас с детства.

Это происходит здесь:

  • гоблин
  • сирена,
  • Кощей Бессмертный,
  • баба Яга с избушкой на куриных ножках,
  • ведьма,
  • герой
  • рыцари моря,
  • принцесса с коричневым волком.

Одним словом, в извилистом море полно сказочных существ, которые бродят «неизвестными тропами» и оставляют свои следы.

Система образов сложна, ярка и оригинальна. Все они взаимодействуют друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.

Кроме того, большинство изображений были придуманы не Пушкиным, а взяты из многочисленных народных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, мгновенно вспоминая их и связанные с ними истории.

Но самое удивительное — это конец работы. В центре сказки автор ставит себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.

Оказывается, она сама была там, поужинала, посидела под знаменитым зеленым дубом и даже послушала образованного кота. Он вспомнил один из своих рассказов, написал их и теперь представляет на суд читателя.

Таким образом, магия проникает в реальную жизнь, становится реальной — прием, характерный для романтических произведений.

Композиция, размер и жанр

Произведение относится к жанру поэзии.

У Лукоморья дуб зеленый

Композиция стихотворения имеет структуру старинной русской сказки — выделено несколько частей:

  • вступительная (поговорка о самом Лукоморье);
  • основная часть (список мифических существ и героев сказок);
  • заключительная часть.

При этом у текста есть отличительная особенность: первая часть служит началом и концом, а вторая — центром стиха.

Стихотворение написано ямбическим тетраметром с использованием пирра в первом стихе, что делает повествование более плавным и размеренным.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении много эпитетов: «зеленый дуб», «золотая цепь», «ученый кот», «неизвестные тропы», «невидимые животные» и так далее. Благодаря таким красивым и точным определениям поэт рисует красочный, поистине сказочный образ.

Кроме того, слова «невидимый», «неизвестный» подчеркивают автономность прекрасного мира, его фантастическую замкнутость.

Автор использует технику аллитерации, рисуя звуками развивающуюся мягкость, спокойствие действия:

Там лес и долина полны видений;
Волны устремятся туда навстречу рассвету.

Есть много инверсий, играющих важную стилистическую функцию. Они приближают художественный текст к фольклорному, делая его более плавным, юмористическим:

У моря дуб зеленый;
Золотая цепочка на том дубе:
И днем ​​и ночью кот ученый
Все крутится в цепях.

Вышеупомянутый шаг практически соткан сальто. Таким образом, язык произведения становится более загадочным и глубоким.

Основная мысль

Основная идея произведения — подготовить читателя к чудесному миру сказок, настроиться на нужное настроение. Как таковой, этот отрывок не несет смысловой нагрузки, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль такая незначительная. Против. Это произведение с детства любили все дети, его изучают в школе.

Большинство взрослых и по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые проходили с ними на протяжении всей их жизни. Потому что это произведение интересно читать не только детям, но и старшему поколению. Ведь иногда хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в чудесный мир сказок. И Александру Сергеевичу это удалось в полной мере.

17. Значение произведения

«Лукоморье» имеет огромное значение для всей сказочной литературы русского автора.

Это яркий пример волшебного текста, который мгновенно вовлекает в происходящее, интригующе и увлекательно одновременно.

13. Композиция

Композиция произведения линейна.

Хотя текст собран из миниатюр, показывающих искривление под разными углами, в нем четко выделяются основные композиционные моменты.

В начале мы видим начало, или начало, в этом сказочном тексте оно будет почти таким же. К ним относятся описание извилистого моря, дуба и кота, рассказывающего сказки.

Такой картиной автор подготавливает читателя ко всему, что происходит дальше, настраивает его на нужное настроение и одновременно предваряет основное действие.

Затем мы видим динамичное развитие сюжета. Перед мысленным взором предстают различные сказочные персонажи. Удивительно, но все происходит более-менее одновременно.

Жизнь в изогнутом море бьет ключом, здесь постоянно что-то происходит, буквально каждую минуту, и вовсе не последовательно, а параллельно:

Проходящий принц
Пленить грозного короля;
Там в облаках перед людьми
Через леса, через моря
Колдун приводит героя;
В тюрьме там скорбит принцесса,
И коричневый волк ей верно служит;
Есть ступа с Бабой Ягой
Иди, гуляй один,
Там царь Кащей сгорел за золото…

Затем автор дает кульминацию, в которой он говорит: «Там русский дух . там пахнет Россией!» Эти слова очень важны для понимания всей работы в целом.

Сказки, по Пушкину, проникнуты духом русского народа, хранят душу своего коллективного творца. Они первобытные, глубоко национальные, живые и настоящие. Не зря предложение заканчивается восклицательным знаком, единственным во всем введении к Руслану и Людмиле».

Более того, по законам любой линейной композиции должно происходить расцепление, и оно происходит:

И вот я, и я пил мед;
На берегу я увидел зеленый дуб;
Он сидел под ним и кот ученый
Он рассказывал мне свои истории.

Автор сообщает, что сам побывал в сказочном изгибе моря, вспомнил сказку об образованном коте и теперь готов рассказать ее всем, кто хочет послушать.

Ход урока

Слайд 1, 2

Осмотр портрета Пушкина.

I. Вступительное слово учителя.

В Петербурге, окончив гимназию, Пушкин написал первое большое литературное произведение «Руслан и Людмила». Поэма свидетельствовала о дальнейшем росте литературной самостоятельности гения Пушкина.

Слайд 3

Поэма имела огромный успех. Он продавался как горячие пирожки.

Слайд 4

Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет со следующей надписью: «Победившему ученику проигравшего учителя в тот торжественный день, когда он закончил свое стихотворение« Руслан и Людмила»».

Слайд 5

Но критики, сторонники устаревших книжных теорий в искусстве, пришли в ужас от нее. В вольной трактовке Пушкиным легенд античности на том же языке они увидели неприемлемое с их точки зрения проявление демократических устремлений: «Обратите внимание на ужасный новый объект, поднимающийся посреди океана русской литературы».

В 1828 году Пушкин написал пролог к ​​поэме «Руслан и Людмила». Пролог был ответом Пушкина на полемику вокруг его стихов, утверждая, что обычные люди могут жить

чудесный. В то же время пролог стал своеобразным художественным этюдом сказки.

Слайд 6

II. Прослушивание учащимися пролога.

Слайд 7

III. Обмен мнениями о прослушанном.

  1. Каково общее настроение этого текста?
    (Радостный, как читатель встречает сказки, а сказка для людей — такой же праздник, как нарядно вышитый костюм, ярко раскрашенная игрушка).
  2. Кто рассказывает читателю сказку? (Поэт рассказывает сказки, переданные ему чудесным котом.)

Вы слушали вступление — пролог к ​​стихам Пушкина Руслана и Людмилы. Эти строки можно назвать мощным и ярким вступлением ко всему сказочному творчеству великого поэта.

IV. Словарная работа.

Слайд 8

Лукоморье — это популярное старинное название изогнутого морского побережья. Берег выгнулся аркой..

Слайд 9

Неизвестно (следы) — неизвестно.

Слайд 10

Invisibles (животные) — неизвестные, такие, которых никто не видел.

Слайд 11

Сэнди Брег — (устарело). Такой же, как и на берегу.

Слайд 12

Витязь — В Древней Руси: храбрый и доблестный воин.

Слайд 13

По очереди — (устарело). То же, что и хвост.

Слайд 14

Capture — взять в плен.

Слайд 15

Подземелье — место уединения.

Слайд 16

Холка на золоте — сохнет на золоте.

Дети объясняют значение этих слов с помощью учителя.

V. Работа учащихся по вопросам, раскрывающим тематическое, композиционное и языковое своеобразие пролога.

Слайд 17

  1. Какова общая тема произведения?
    (Тема сказки получает основное направление: «Есть чудеса…» Словами чудес Пушкин подчеркнул самое главное: мир сказки прекрасен, а красота его в чудесном).
  2. Есть ли в услышанном вами прологе начало и конец, традиционные для сказки? (Там есть).
    Найдите их в тексте и снова внимательно слушайте. Читают ли они то же самое? (Начало и конец читаются с разными интонациями).
  3. В чем причина этих изменений?
    (Волшебная атмосфера начала передана таинственной интонацией, а финал читается с легким юмором, поскольку последние слова пробуждают нас ото сна миром, в который они вводят читателя).
  4. С какой целью автор вводит в текст устаревшие, устаревшие слова? (С помощью этих слов автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством).

VI. Конкурсное чтение учащимися пролога по заданию.

Первое, что бросается в глаза — мозаика. Весь мир сказок раздроблен на яркие кусочки. Мы будем читать текст небольшими фрагментами, передающими загадочный мир сказки.

Слайд 18

VП. Знакомство с произведениями художников, иллюстрирующих пролог. Рассматривание картин художников: Б.Парилова, В.Дудорова.

Мозаичное построение пролога уже полтора века привлекает внимание художников. Назовите изображения словами из текста.

VШ. Беседа по вопросам с целью выяснения художественных особенностей текста.

  1. Какие произведения устного народного творчества вам запомнились слушать
    «Рядом с варпом…»? («Кощей Бессмертный», «Мария Маревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и др).
  2. Какие сказки А.С. Пушкина, сохранившие художественные особенности русских народных сказок, вам запомнились?
    («Сказка о золотом петушке»; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде».

IX. Викторина по сказкам Пушкина (Приложение 1).

Центральные персонажи

Небольшой текст «Лукоморья» полон сказочных персонажей. Все они включены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному рассказу, который, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.

Но особенно хочу выделить образованного кота. Станьте не просто персонажем, а активным главным героем.

Ведь именно этот волшебный зверь рассказал историю лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» — это текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй о культурном коте.

Это такая удивительная легенда, которую создает Пушкин, еще больше заинтриговав читателя.

Краткий анализ стиха «У лукоморья» Пушкин А. С.

Известный всем с детства текст «Дуб зеленый у моря» является прологом к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Они написаны, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, рассказанных им Пушкину, есть такие слова: «У моря кривизны есть дуб, и на этом дубе золотые цепи, и по этим цепям ходит кошка: поднимается — он рассказывает сказки, идет вниз — поет».

Из этих строк Пушкин сначала написал эпиграф в тетрадь, в котором писал сказки, и только потом превратил их в пролог к ​​поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога о Лукоморье впервые был опубликован во втором издании поэмы в 1828 году. И стихотворение стало как бы одной из сказок о волшебном коте.

И, как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным произведением искусства. Мы все с радостью и удовольствием учимся в начальной школе и рассказываем детям, укладывая их спать. Ведь согласитесь, для ребенка нет более выразительного сказочного спектакля, в котором каждый ряд представляет собой кусочек волшебной мозаики.

Ослепительные и яркие кусочки, которые, несмотря на свои небольшие размеры, в свою очередь превращаются в маленькие сказки о русалке, Бабе Яге, прекрасных рыцарях и многом другом. И они — окна тех великих сказок, из которых они происходят. И вся поэма «Дуб зеленый у Лукоморья» указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором сразу хочется оказаться.

Лирический герой

Лирический герой — это проекция авторского «Я», художественный образ поэта.

Удивительным образом он вошел в сказочный мир варпа и услышал историю образованного кота, которая затем была перенесена на бумагу.

Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебная кривизна моря — это тот чудесный мир фольклорных сказок, который Арина Родионовна открыла своей любимой ученице.

А образованный кот — это переосмысленный образ няни, этакого сказочного двойника человека, от которого Пушкин слышал вдохновляющие его волшебные истории.

Что за дуб?

также интересно понять, что за дуб описал Пушкин:

«И вот я, и я пил мед;
Я увидел у моря зеленый дуб».

Путешествуя по Днепровско-Азовской степи во время южной ссылки, Пушкин услышал от стариков легенду о знаменитом запорожском дубе, растущем на острове Хортица.

Византийский император Константин Порфирогенит писал о нем: «Пройдя это место, русские достигают острова Сан Грегорио (остров Хортица) и на этом острове приносят свои жертвы, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, колют стрелы вокруг, другие приносят куски хлеба, мяса и все, что есть у каждого, как того требует их обычай».

Еще в 1870-е гг. Запорожский краевед Я.П. Об этом дубе Новицкий упомянул: «Пять лет назад на острове Хортица засох священный дуб. Он был разветвленный и колоссальной толщины, сто пятьдесят лет назад стоял в пятидесяти саженях от Остров-Хортицкой колонии».

7. Идея

Пушкин написал свое знаменитое вступление к Руслану и Людмиле, чтобы заинтриговать читателя и подготовить его к волшебной истории, которая вот-вот начнется.

В этом смысле «У Лукоморья зеленый дуб» можно назвать началом, характерным для всех русских народных сказок.

14. Размер, рифма и строфика

Пушкин написал «Лукоморье» тетраметром ямба. Именно это измерение делает повествование плавным, мелодичным, характерным для русского фольклора.

Во-первых, перекрестная рифма типа АБАБ. Однако в строках:

Там лес и долина полны видений;
Там волны разойдутся к рассвету
На пустынном песчаном пляже,
И тридцать красивых рыцарей
Поочередно выходят чистые воды,
И дядя их с ними море…

принятый заказ изменяется. Первые две строки рифмуются парами BB, за которыми следует рифма, окружающая GDDG.

Порядок еще больше нарушается. Разберем вторую половину стихотворения:

Проходящий принц
Пленить грозного короля;
Там в облаках перед людьми
Через леса, через моря
Колдун приводит героя;
В тюрьме там скорбит принцесса,
И коричневый волк ей верно служит;
Есть ступа с Бабой Ягой
Иди, гуляй один,
Там царь Кащей томится за золотом;
Есть русский дух… есть запах России!
И вот я, и я пил мед;
На берегу я увидел зеленый дуб;
Он сидел под ним и кот ученый
Он рассказывал мне свои истории.

Первые пять строк написаны смешанным шрифтом: ЕЖЕЖ. Почему именно это сделал Пушкин, непонятно, но некоторые исследователи считают, что такой прием приближает поэтический текст к устному, делает его более многогранным и необычным.

Кроме того, мы наблюдаем соседние рифмы: ZZII, KKLL, MMNN.

Последнее четверостишие пояса рифм: OPPO.

Как видно из этого анализа, текст пушкинского Лукоморья богат и необычен не только по содержанию, но и по форме.

12. Сюжет

Как таковой четкой сюжетной линии нет.

Весь текст состоит из волшебных зарисовок, благодаря которым автор открывает читателю самые разные сказочные образы и рисует динамичную картину необыкновенного мира.

Где ещё искать Лукоморье?

Лукоморье встречается не только в летописях «Слова о полку Игореве» и в стихах Пушкина, но и в русском фольклоре. Афанасьев в своем произведении «Древо жизни» отмечал, что так называлось место, отведенное для границы миров в восточнославянской мифологии, где мировое древо растет, опираясь на преисподнюю и достигая небес. Карамзин также писал, что слово Лукоморье использовалось в значении северного царства, где люди впадают в спячку в течение шести месяцев и бодрствуют в течение шести месяцев.
Так или иначе, в фольклорном восприятии Лукоморье — это некое условное место на окраине ойкумены, чаще всего расположенное на севере.

Оцените статью
Блог про А. С. Пушкина