- Название романа и значение имени героя
- Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге
- Почему Пушкин придумал Белкина как рассказчика?
- Пропуская в осень лучшее. Поэзия Германа Власова
- Смешные рассказы для детей 9 лет
- Зачем Герасим утопил Муму?
- Почему «Очарованный странник» — очарованный?
- Рассказы о войне для детей 11 лет
- Балы в романе
Название романа и значение имени героя
Я уже думал о форме плана
И как героя назову;
Пока моя история любви
Я закончил первую главу.
Само название — «Евгений Онегин» — должно было сказать современнику, что перед ним необычный текст, предполагающий разные интерпретации. После выхода романа Пушкина такие имена вошли в традицию: «Анна Каренина», «Рудин», «Обломов», в ХХ веке — «Василий Теркин», но до появления «Евгения Онегина» их было около трех версии названий, которые включали имя персонажа, и каждый из них предполагал определенный пол.
Во-первых, это может быть семейный рассказ с элементами сатиры и морали: «Два Ивана, или страсть к судебным тяжбам» Василия Нарежного, «Памела, или вознагражденная добродетель» Сэмюэля Ричардсона. Это имя было построено из двух частей, соединенных союзом «о». Если союз все же отсутствовал, читатель понимал, что перед ним было психологическое или авантюрное произведение, например «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Лоуренса Стерна. Заголовок, в котором упоминается имя, например «Бедная Лиза», вызывает у читателя романтическое и сентиментальное настроение. Джордж Гордон Байрон добавил к стихотворению «Паломничество Чайльда Гарольда» рассуждение об отсутствии указания фамилии героя: «Почему имя из какой семьи он происходил? Достаточно знать, что его предки были славными и прожили свою жизнь в окружении почестями… «Роман, название которого не содержит ничего, кроме имени и фамилии персонажа, отличается от этой классификации и сбивает читателя с толку, не давая ему определить жанр« Евгения Онегина».
Однако само имя главного героя имело смысловую окраску, достаточно понятную для читателя XIX века. Со времен Антиоха Кантемира их называли отрицательными персонажами. Герой по имени Евгений (греч. «Благородный») очень часто бывает дворянином с богатой родословной, но сам ничего не добился. Во многом таким предстает перед нами пушкинский Евгений.
Интересна и фамилия героя, в основе которой лежит название великой реки Онеги. Как пишет литературный критик Юрий Лотман, Пушкин пытался сконструировать фамилию Евгений так, чтобы она напоминала обыкновенные дворянские фамилии, но поэзии он не утратил.
В России XIX века часто существовали «топонимические» фамилии, которые включали названия собственности, но их было невозможно получить от гидронимов (великие реки никогда никому не принадлежали). Пушкин отклонился от этого правила, дав «гидронные» фамилии и Онегину, и Ленскому, которые, помимо прочего, также были связаны с героическими прозвищами полководцев — Донской, Невский.
Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге
О том, как герой романа жил в северной столице, читатель узнает буквально из первых строф. Пушкин подробно рассказывает о воспитании и воспитании Онегина, а также о том, как был устроен его день.
Иногда он все еще был в постели:
Они приносят ему записки.
Какие? Приглашения? Действительно,
Три дома зовут к вечеру…
Онегин ведет образ жизни человека, свободного от гражданской и военной службы, которую могли себе позволить единицы молодежи. В романе не говорится, в какое время начинается его день, но есть признаки того, что герой проснулся не слишком рано.
Поздний подъем был особой привилегией аристократического общества. День «людей света» иногда начинался вечером и заканчивался с первыми лучами солнца. Отчасти этим можно объяснить странность одной из возлюбленных Пушкина, княгини Голицыной, хозяйки знаменитого петербургского салона, которую она получила только в десять часов вечера. Онегин менее искушен в модных привычках и встает с постели в обеденное время. Юрий Лотман пишет, что ежедневная прогулка столичных модников приходилась на два-три часа дня, в пушкинском тексте читаем:
В утреннем платье
Носите большой боливар
Онегин идет на бульвар
Адмиралтейский бульвар был излюбленным местом вечеринок в 10-20-х годах 19 века — видимо, именно сюда идет «наш Евгений». Такую же традицию такой прогулки заложил император Александр I, всегда шедший определенной дорогой: «В час дня он вышел из Зимнего дворца, пошел по набережной дворца, у Прачешного моста свернул от Фонтанки до Аничковского моста. <…> Затем правитель вернулся на свой пост на Невском проспекте. Прогулка повторялась каждый день и называлась le tour impérial («царский круг»). В любую погоду император шел в сюртук…»
Следующее, что мы узнаем о дне Онегина, это то, что он ужинает в определенное время:
И там он ходит под открытым небом,
Пока бодрствует Брегет
Ужин ему не позвонит.
Героя почти не заботило соблюдение режима. Причина такой скрупулезности в другом. Молодые холостяки пушкинской эпохи редко держали собственных поваров и поэтому ходили обедать в рестораны. В то время в Петербурге было не так много ресторанов, где можно было бы хорошо поесть; как ни странно, в Москве ели лучше. Это означало, что петербургские трактиры были в дефиците и в одном помещении собиралась богатая толпа. Затем мод «Онегин» отправляется в ресторан «Талона» на Невском, который в то время был главным местом встреч светских модников. Пушкин представляет своего героя Петра Каверина, прославившегося, в том числе, знаменитым каруселем и зверем, то есть дуэлянтом.
Появление в таком месте в определенное время означало, что гость был готов придерживаться правил поведения, продиктованных местным обществом:
Вошли: и пробка в потолке,
Комета вины залила поток;
Перед ним проклятый ростбиф,
И трюфели, роскошь юного возраста,
Французская кухня — лучший колорит…
Театр или балет, который продолжается в дни Евгения, также является неотъемлемой частью светской жизни начала 19 века. Это не только и даже не столько «храм искусства», сколько клуб, где можно убить время, встретиться с друзьями и завязать роман.
Танец стал изюминкой вечера. Интересно, что Онегин едет туда «в карете». Лотман пишет, что аренда экипажа была намного дешевле, чем самостоятельный отъезд, и герой делает это с экономической точки зрения. Однако есть и другая версия. Актер МХАТ Леонид Леонидов процитировал своего старшего современника Алексея Стаховича, тонкого ценителя светского этикета: «Мы совершали отличные поездки, но кататься« на ваньке »считалось шикарным»!»
Воспоминания Стаховича относились ко второй половине XIX века, но, по мнению актера, эта странная диковинка, видимо, могла появиться в первой половине века, и Пушкин воспринял ее как последнюю новинку.
Что касается самого бала, то для петербуржцев такие праздники были не редкостью и проводились неоднократно. Частью доказательства этого утверждения может быть воспоминание Анны Тютчевой об императрице Александре Федоровне: «Для императрицы мир фантазий, окруженный ее обожанием всемогущего мужа, мир великолепных дворцов, роскошных садов, веселых вилл, мир зрелищ и заколдованные танцы заполнили весь горизонт…»
Онегин принадлежал к этому поколению и в начале романа погрузился в эту роскошь.
Лотман Ю.М. Романо А.С. «Евгений Онегин» Пушкина: Комментарий. Л., 1983.
Лаврентьева Е.А. Повседневная жизнь дворянства пушкинской эпохи. Приметы и суеверия. М., 2006.
Почему Пушкин придумал Белкина как рассказчика?
Пропуская в осень лучшее. Поэзия Германа Власова
Смешные рассказы для детей 9 лет
Зачем Герасим утопил Муму?
Почему «Очарованный странник» — очарованный?
Рассказы о войне для детей 11 лет
Балы в романе
В дни радости и желания
Я был без ума от мячей:
Скорее нет места для признаний
И за доставку письма.
Шары играют значительную роль в сюжетной организации Евгения Онегина. Достаточно сказать, что именно на Ларинском балу произошла ссора Ленского с Онегиным, закончившаяся трагедией. На выпускном вечере главный герой второй раз встречает Татьяну.
Такие праздники были важны и в жизни современников Пушкина. Начиная с петровских собраний, танцы были одной из немногих форм организации общественной жизни. Они были строго регламентированы, и гости, которые их посещали, должны были подчиняться правилам бального этикета. По мнению современников, обществу просто требовался сложный набор правил поведения:
«Там, где царит этикет, придворные — это дворяне и дамы мира, где этикет отсутствует, они опускаются до уровня лакеев и горничных, потому что близость без близости и без равенства всегда унизительна, настолько для тех, кто ее навязывает, как и для тех, кому это навязывается », — вспоминала Анна Тютчева, дочь поэта Федора Тютчева и младшая современница Пушкина.
Некоторые свободы и отклонения от этих правил были продиктованы модой и социальным статусом гостя. Затем Онегин подходит к балу, когда «толпа занята мазуркой». Это значит, что герой появился посреди праздника, когда гости уже разошлись на приличном польском (полонезе) и могли танцевать легкие танцы, главным из которых была мазурка.
«Мазурка с незапамятных времен имела особенно интересное значение, — писала мемориалист Екатерина Сабанеева».
Онегин, несмотря на идеологию денди, которая учила кавалеров избегать танцев, а если и делали, то со скукой и нежеланием это делать, тем не менее «легко танцевал мазурку», не в силах отказать себе в этом удовольствии.
Что касается позднего появления героя на балу, то это можно расценить как следование столичной моде (ведь именины Татьяны Онегин с Ленским тоже в числе последних): опоздание было признаком денди. Только в праздники, в которых участвовал император, все гости должны были приходить вовремя. Особенно строго это правило соблюдалось во времена правления Александра I и Николая I.
В «Евгении Онегине» не так много говорится о женском бальном этикете, но есть важная иллюстрация того, как должна вести себя дама в обществе:
И что бы ни смущало его душу,
Неважно, насколько он силен
Удивлен, поражен
Но ничего не изменилось:
Сохраняет тот же тон
Столь же безмолвен его лук, —
Так Пушкин описывает встречу уже замужней Татьяны с Онегиным в восьмой главе. Согласно правилам хорошего тона, представитель высшего общества ни при каких обстоятельствах не мог показывать свои чувства. Особым достоинством считалось наличие духа и внешнее спокойствие.
Лотман Ю.М. Романо А.С. «Евгений Онегин» Пушкина: Комментарий. Л., 1983.
Лаврентьева Е.А. Повседневная жизнь дворянства пушкинской эпохи. Приметы и суеверия. М., 2006.