- Энциклопедия русской жизни
- История с Пьером
- Фагот и флейта раздались
- Утренний прием
- Разгадка сна
- Долгожданная гостья
- Смелая шалость
- Перед померкшими домами
- Вдоль сонной улицы рядами
- Недели две ходила сваха
- Но грустно мне твое явленье…
- И вот она в саду моем
- Она любила Ричардсона
- Так, полдень мой настал, и нужно
- Враги его, друзья его
- Как он, она была одета
- Тут был посланник, говоривший
- Он, правда, в туз из пистолета
- Так, полдень мой настал, и нужно
- Он вечно с ней. В ее покое
- Иди же к невским берегам…
- Именины Ростовых: выводы
- Им настежь отворяет дверь
- Описание ужина
Энциклопедия русской жизни
В романе жизнь и традиции русского народа соседствуют с нововведениями, свойственными молодым дворянам. Хозяева изучали иностранные языки, одевались по-французски, пили и ели по-инострански. Но они были суеверны, отмечали все традиционные праздники. В семье Лариных сосуществовали веяния современности и русская старина. Татьяна, воспитанная няней, любила русский язык и сельский язык. Ольга, наоборот, старалась идти в ногу с модой.
Именины героини иллюстрируют образы из жизни местной русской знати — соседей и родственников Лариных в первозданном виде, без смешения культур других народов. Пушкин наделяет их говорящими именами и фамилиями (Гвоздин, Петухов, Скотинин). Каждый гость — это тип современного дворянина. У Гвоздина, например, есть нищие, которых он, кажется, «прибил». Скотинины — большая семья, но далека от культуры. Петушков — молодой человек, который одевается по последним модным тенденциям.
В русских традициях гости громко разговаривают, едят и пьют, главная особенность именин молодой девушки — это то, что гости существуют как единое целое, единый гудящий механизм, в котором они проводят «веселье» и «разгул».
История с Пьером
Показательной можно считать сцену, в которой один из гостей рассказывает историю, произошедшую накануне с внебрачным сыном графа Безухова, который в пьяном виде привязал милиционера к спине медведя. Это вызвало всеобщий смех и неподдельное веселье. Графу особенно понравилось живописное изложение всей описанной сцены. Стоит отметить, что в случае с Шерером, например, гости непременно попытаются дать моральную оценку глупому поведению Пьера и даже повесить на него соответствующие ярлыки.
Таким образом, именины Ростовых — это подчеркивает анализ эпизода — говорит о простоте, естественности, отсутствии притворства и показного гостеприимства в этой семье.
Фагот и флейта раздались
Появление Ленского и Онегина в день рождения Татьяны вызывает всеобщий интерес. Гости расходятся, Владимир и Евгений оказываются перед именинницей. Этот эпизод — кульминация именин, образы вокруг собравшихся на вечеринку меняются. В атмосфере праздника появляется нервозность. Евгений, увидев Татьяну, ее грусть и растерянность, решает отомстить Ленскому за то, что тот взял его в отпуск.
На звук очков Triquet он поздравляет именинницу французской песней. Начинаются танцы, Онегин приглашает Ольгу, приревевшая к Владимиру невеста Ленского уходит с праздников, вызовет Евгения на дуэль.
Все происходящее напоминает сон Татьяны, который ей приснился накануне праздников. Девушка была сбита с толку и пыталась сообразить, что принесет этот сон. Вера в пророческие предзнаменования и сны — признак русской массовой культуры, предвосхищающей сам русский праздник: именины.
Утренний прием
Графский дом был известен на всю Москву, в том числе своим гостеприимством и радушием, что подтвердит анализ эпизода «Именины Ростовых». В этот день с утра гости стали подниматься поздравлять маму и дочку. Графиня, женщина лет сорока пяти, встречала всех в гостиной. Рядом с ней села Вера, уже повзрослевшая. Молодые люди, в том числе именинница 13-летняя Наташа, считали это занятие довольно скучным и поэтому посвятили себя самому интересному.
Всех, кто приходил с приветливой улыбкой и ласковыми словами — здесь, кстати, модным французам предпочитали родной русский, — встречал сам граф. Он отнес их своей жене, а на прощание пригласил каждого гостя, чтобы убедиться, что они присутствуют на вечернем праздничном обеде, который был организован по традиции, несмотря на финансовые трудности.
Разгадка сна
Татьяна Ларина чувствовала себя неуютно еще до дня рождения. Приснившийся ему сон — пророчество, которое изменит жизнь всех персонажей оперы. Именно Татьяне как народной героине Пушкин дает право заранее знать, что ждет будущих героев. Во сне Онегин — хозяин избы, где на вечеринку собрались ужасные монстры. В день именин хозяйкой является Татьяна, вокруг нее собрались представители знати. Таким образом, гости в доме Лариных сравниваются с разъяренными монстрами, которые подчиняются Евгению, указывают, где и что должно произойти. Онегин говорит: «Мой».
В серии «Сон Татьяны» Пушкин прямо говорит о неангельской натуре Евгения Онегина: если он хозяин дома, в котором обитает нечисть, он не может быть «святым и чистым». Во сне Ленский защищает Татьяну, с которой Онегин был один, нарушая обычаи. Онегин смертельно ранит его. Поведение Онегина на празднике в доме Лариных эгоистично и злобно. Чтобы отомстить Ленскому, Евгений думает только о себе, разрушая жизни других людей. На самом деле Онегин убивает Ленского, поводом для дуэли является умышленное оскорбление, нанесенное Онегином от скуки и злости.
Эпизод именины Татьяны является основополагающим в романе, он меняет жизнь всех героев, а также обнажает черты персонажей, которые ранее были скрыты.
Долгожданная гостья
Было время обеда, и мужчины вернулись в гостиную. Все хозяева посмотрели на дверь, которая красноречиво говорила об одном: еще не все гости приехали. В конце концов в гостиной послышался шум, можно сказать, вмешалась пятидесятилетняя Марья Дмитриевна, из-за отсутствия которой именины у Ростовых еще не начали отмечать. Разбор эпизода, когда все гости без исключения вставали при появлении дамы, сразу подчеркивает ее значимость в этом кругу. Немного грубо, но исключительно по-русски, она обратилась к встречавшему ее графу и ее любимой крестнице Наташе, «казачке», по пути сделав пару реплик присутствовавшему здесь Пьеру Безухову. Но именно за эту непосредственность и простоту общения его уважали и даже немного опасались в обеих столицах. Хотя надо сказать, что если бы, как показывает анализ, именины Ростова не начинались без нее, то в таком салоне, как Шерер, появление Ахросимовой было бы невозможно в принципе — она сильно отличалась от дворянства высшее общество с их «высокими» образами, высокомерием и притворством.
Только теперь, когда крестнице были подарены серьги с яхты и молодой граф Безухов получил от хозяина выговор за историю с медведем, все подошли к столу.
Смелая шалость
В эпизоде «День именин в Ростове» подчеркивается, что за общим столом собралась вся семья, в том числе и самые младшие. Между ними сложились свои, особенные отношения, на которые Вера, уже почувствовавшая себя взрослой, с иронией смотрела на них. Молодых людей больше беспокоили взаимные симпатии и увлечения. Потом молчаливая Соня, бедная родственница Ростовых, весь вечер наблюдала за Николаем, с которым вскоре рассталась. Именинница Наташа переглянулась с Борисом, который тоже готовился на фронт. Иногда большой и неповоротливый Пьер привлекал его внимание своей необычной внешностью.
И вдруг, когда спор о войне постепенно утих и гости на каждой половине стола заговорили о своем, раздался звонкий голос Наташи. Его обращение к матери в это время звучало дерзко и противоречило нормам этикета. Поспорив с младшим братом, он решил во что бы то ни стало выяснить, что подадут на десерт. Поначалу ее вопрос шокировал всех, но невероятное мужество девушки, решившейся тогда вступить в диалог с самой Марьей Дмитриевной, сильно повеселило всех. И именинница почувствовала себя настоящей героиней, и весь вечер находилась в экстатическом состоянии.
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари каретки
Веселый свет распространяется
И они несут на снегу радугу;
Вокруг разбросаны миски
Великолепный дом сияет…
40. О ком сказано: И он сам ел и пил в своем халате, жизнь его мирно катилась…
41. Чья это история:
Недели две ходила сваха
Моей семье, и наконец
Мой отец благословил меня.
Я горько плакал от страха
Они с криком распутали мою косу
Да, в церковь водили с пением.
42. Где можно посмотреть
.. два сердца, факел и цветы,
Здесь, конечно, вы прочитаете оценки
В любви до гроба;
Некоторые армейские напитки
Потом махнул злой рифмой…
43. Что горничные Ларины обещали своим барышням каждый год, предсказывая Рождество в период Рождества?
44. Кто сравнивает автора с «Пьяным Дельвигом в гостях»?
45. Кем была Татьяна, муж Онегина?
46. Кто «сорок лет ругал экономку, выглядывал в окно и прихлопывал мух»?
47. Кто сравнивал Онегина с «Мадонной Вандиковой»?
48. Две минуты молчали,
Но Онегин подошел к ней
И сказал он…
Что сказал Онегин?
49. Назовите героя:
. когда-то скандалист,
Атаман банды карт,
Вожак граблей, трибун таверны…
50. К кому (или к чему) обращается автор:
Но грустно мне твое явленье…
51. О ком мы говорим:
И вот она в саду моем
она появилась молодой женщиной из района,
С грустной мыслью в глазах,
С французской книгой в руке.
52. О ком сказано:
Она любила Ричардсона
Не потому что я читал
Не потому, что Грандисон
Она предпочла Ловласа…
53. Что написала Татьяна «красивым пальцем .. на запотевшем стекле»?
54. Кому Дуня пропела песню под гитару?
55. Добавьте цитату: чем меньше мы любим женщину…
56. Что г-н Трике носил в кармане?
57. В чем был недостаток праздничного торта Татьяны?
58. Я сдался
Татьяна с жадной душой;
И ей открылся другой мир.
Что читает Татьяна?
59. Где происходит действие:
Но был цвет столицы,
А знаете, и чемпионы моды,
Лица, которые вы встречаете повсюду
Нужные дураки…
60. Какой древний язык мало знал Онегин?
61. О ком сказано: Он был невежественным милым сердцем.
62. Как звали мужа Филипиевны?
63. Где собрались эти герои: Гвоздин, Пидяков, Скотинины, Флянов.
64. Кто владеет словами:
Так, полдень мой настал, и нужно
Я должен признаться, понятно.
Но пусть будет так, попрощаемся вместе,
О моя светлая молодость!
65. Чьи размышления:
«Я пойду вперед, вернусь?..
Его здесь нет, они меня не знают…
Я посмотрю на дом, на этот сад.»
66. В какое время года заканчивается роман?
67. О ком мы говорим:
Враги его, друзья его
(что, возможно, это одно и то же)
его чествовали то и то.
68. Кто называет автора «волосатым лакеем»?
69. Назовите героя: подумайте: «Я буду его спасителем»
70. С кем сравнивает автор «Онегина:
он вернулся и был ранен,
Как .. с корабля на танцы.
71. Какой танец легко танцевал Онегин?
72. Чья это история:
Как он, она была одета
Всегда модно и вызывающе;
Но не спрашивая у нее совета,
Девушку довели до короны.
73. Кто сравнивал Ленского со Светланой?
74. Какого цвета был парик месье Трике?
75. Кто опоздал на дуэль?
76. Слуги бегут к дверям
Попрощайтесь с барами. Так что
Садись, и карета почтенная,
Поскользнулся, пролез через ворота.
Кто идет и куда?
77. Где происходит действие:
Тут был посланник, говоривший
По общественным делам;
Были ароматные седые волосы
Старик по-старинке шутит:
Отлично, тонко и умно,
Что в наши дни немного смешно.
78. Кто из древних авторов упрекал Онегина?
79. Кто принес письмо Татьяны Онегину?
80. Назовите героев:
Я на вершине доски
Иногда опереться на стол
Они садятся глубоко задумчиво.
81. Какие приметы предвещали приезд гостей Татьяны?
82. Кто ухаживал за Татьяной, когда она жила в деревне?
83. Назовите героя:
Он, правда, в туз из пистолета
У меня пять рук,
А потом скажи это в бою
Однажды в настоящем похищении
Он храбро выделялся в грязи
С калмыцкой лошади упал…
84. Кто владеет словами:
Так, полдень мой настал, и нужно
Должен признаться, я это вижу.
Но пусть будет так, попрощаемся вместе,
О моя светлая молодость!
85. К кому (или к чему) обращается автор:
Сколько раз в мучительной разлуке,
В моей блуждающей судьбе
… Я думал о тебе!
86. Сколько лет было няне Татьяны, когда она была замужем?
87. Назовите героев:
Он вечно с ней. В ее покое
Сидят в темноте, двое…
88. Сколько раз Татьяна Онегин видела перед тем, как написать ему письмо?
89. Встретив скучную Тётю Таню,
Как-то .. он сел с ней
И ему удалось занять свою душу.
Кто увлечен Татьяной?
90. В каком году календарь читал дядя Онегина?
91. Сколько лет Татьяна была замужем, когда Онегин снова ее увидел?
92. Какие персонажи романа обсуждались
Племя прошлых договоров,
Плоды науки, добра и зла…
93. К кому (или к чему) обращается автор:
Иди же к невским берегам…
И заслужить мне дань славы:
Кривая речь, шум и брань.
94. Какого цвета была фуражка Татьяны?
95. Простая русская семья,
Рвение к гостям великое,
Варенье, вечный разговор
Из…
Добавить: О чем идет разговор?
96. Но он нахмурился в своем углу,
Видя этот ужасный урон,
Его соседний компьютер…
Чей сосед? Где он видел зло?
97 Из которых автор говорит:
Они квас ели, как воздух,
И у них гости за столом
Блюда подавались по разрядам.
98. Какой ответ дает автор на вопросы:
Именины Ростовых: выводы
Как уже отмечалось, в первой части произведения основные сюжеты связаны, и читатель знакомится с героями, судьба которых впоследствии пройдет перед его глазами. В этой связи показательно, что описания приемной в зале «Шерер» и ростовском доме расположены рядом друг с другом. Их контрастный образ помогает лучше понять достоинства русского народа, душа которого не была запятнана светом, увидеть нравственные идеалы автора и определить, какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, на дружбе, на искренность, в формировании личности.
Анализ эпизода «Ростовские тезки» также подтверждает основную идею романа: человек рожден, чтобы жить в гармонии с миром и самим собой, и каждая война по своей сути разрушительна.
Им настежь отворяет дверь
В очках, в рваном кафтане,
С чулоком в руке седой калмык.
9. Как зовут танцора, спектакль которого Онегин видел в театре.
10. Восстановите цитату:
Но между нами нет дружбы.
Разрушьте все предрассудки,
Мы чтим всех…
А в единстве — себя.
11. Назовите героиню:
.. подаренный с небес
Мятежное воображение,
Я живу разумом и волей.
12. Кому принадлежат слова из романа А.С. Пушкина: «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни…»
13. Где собрались эти люди: Пустяков, Гвоздин, Скотинин, Петушков, Буянов?
14. Кто хранит умирающее стихотворение Ленского?
15. Чей портрет висел в кабинете Онегина?
16. В каком государстве Татьяна разговаривала с послом?
17. Назовите героиню:
Всегда скромный, всегда послушный.
Всегда бодр, как утро…
18. Кто такая «Филипьевна Грей»?
19. Кто кому говорит:
Описание ужина
Анализ сюжета «Ростовские тезки» показывает, что за ужином все прошло как надо — то есть соблюдались общепринятые в светском обществе приличия. Женщины сидели на одном конце стола, мужчины — на другом. Интересно отметить наблюдение автора о том, что хозяин, взглянув на сидящую напротив супругу, незаметно налил вина гостям и себе, а графиня, в свою очередь, старалась не сводить глаз с мужа и заметила, как его лицо и лысина становилась все более красной. Эта деталь подчеркивает, насколько хорошо пара узнала друг друга за годы совместной жизни.
Вскоре ожившие мужчины снова заговорили о войне. Но этот вопрос волновал их больше, потому что детей пришлось отправить на фронт. Например, сын Ростовых Николай скоро уйдет из дома. Гости искренне удивляются: «А почему этот Бонапарт решил драться?» Постепенно в разговор вмешиваются юный Николай, готовый победить или умереть за Россию, и Марья Дмитриевна, заметившая, что все — воля Божья (у нее на фронте было четверо детей). Таким образом, война воспринималась здесь как страшное событие, участие в котором было не способом получения титулов и наград, а необходимостью и долгом каждого патриота.