«Медный всадник» поэма Пушкина: читать полностью

Содержание
  1. Реальное наводнение
  2. Гуманистическое толкование
  3. Почему поэма «Медный всадник» это самая петербургская поэма Пушкина
  4. Точки зрения литературоведов
  5. Цензурные ограничения и споры вокруг поэмы
  6. Дальнейшая судьба
  7. Почему памятник называют Медным всадником
  8. О чем поэма , жанр, идея и главный смысл
  9. Как была написана поэма
  10. Описание
  11. Чему учит
  12. Стихотворный размер и композиция
  13. История создания поэмы «Медный всадник» кратко
  14. Проблемы при печати
  15. Вечный конфликт
  16. Литературный анализ
  17. Контрастный Петербург
  18. Цензура и публикация
  19. Тематика
  20. «Медный всадник»: поэма или повесть? Сюжет и конфликт. Образ Петра и Петербурга.
  21. Страшные события и поэма «Медный Всадник»
  22. Главные герои и их характеристика
  23. Как отливался Медный всадник
  24. Средства выразительности
  25. Кульминация и развязка сюжета
  26. Темы и проблемы
  27. Почему бронзовый всадник оказался в устах поэта медным?

Реальное наводнение

Историческая основа произведения — наводнение Петербурга осенью 1824 года. В то время Пушкина в городе не было. В произведении наводнение описано со слов очевидцев. Настоящее историческое событие стало не только трагедией в повседневной жизни. Он послужил основой для создания художественного образа и получил многовековую память в лице читателей гениального авторского произведения. Наводнение привело к гибели многих людей и стало настоящей трагедией для города. После него были приняты меры, безопасность города была поднята на более высокий уровень. Однако трагедия все же произошла, унеся жизни многих жителей города. Перед стихиями не только простой человек был бессилен, но и короли, сам город, вся система.

Гуманистическое толкование

Представители другой группы во главе с поэтом Валерием Брюсовым, профессором Макагоненко и другими авторами полностью встали на сторону другого персонажа — Евгения, аргументируя это тем, что смерть даже одного из самых незначительных с точки зрения суверенной идеи людей не может быть оправдана великие достижения. Эта точка зрения называется гуманистической. Так многие литературоведы склонны оценивать повесть «Медный всадник», сюжет поэмы, в основе которой лежит личная трагедия «маленького» человека, страдающего от последствий умышленного решения властей, что является тому подтверждением.

Почему поэма «Медный всадник» это самая петербургская поэма Пушкина

Поэму А.С. Пушкина называют «самым петербургским», так же и сам автор отзывается о своем творчестве.

Он стал символом Санкт-Петербурга, прославляя не только сам город, но и его создателя — императора Петра Великого.

Почему это стихотворение так называется? Причин много, и первая, которая сразу выходит на поверхность, — это то, где происходит действие.

Город Петра, залитый дождем, переживая настоящее стихийное бедствие, буквально меняется на глазах. Во вступлении он выглядит красивым, великолепным и гордым, а автор описывает Северную Пальмиру следующим образом:

И прежде, чем исчезла самая молодая столица, Старая Москва, Как вдова, несущая порфир перед новой царицей.

Город сказок, возникший на месте бывших болот и болот, становится одним из главных героев этого произведения. Великий русский поэт с любовью пишет о творении Петра, и читатели невольно проникаются теми же чувствами.

Но это не единственная причина, по которой стихотворение «Медный всадник» называют самим Петербургом. В нем рассказывается об одном из самых сильных и страшных наводнений на Неве: наводнении, произошедшем в ноябре 1824 года.

Это событие стало символическим и прочно слилось с самим городом, навсегда войдя в его историю. Автор хорошо передает состояние погоды, точно описывает дожди, вызвавшие трагедию:

Брызги шумной волной На краю ее тонкой ограды Нева, как больная, устремилась к ее беспокойной постели. Было уже поздно и темно; Дождь сердито бил в окно, и дул грустный ветер. Мрачный, пугающий, унылый.

Переполненная струящейся с неба водой, река Санкт-Петербург разлилась и затопила город. Время, как свирепый зверь, устремилось к молодой столице, высвободив всю мощь своего гнева. А потом произошло нечто мистическое, необычное.

Почему еще это стихотворение называется самим Петербургом? За тщательно прорисованный образ, такой живой и потому даже более устрашающий, чем Медный всадник.

В 19 веке этот же памятник, посвященный основателю города Петру Великому, был первой и на тот момент единственной из русских монументальных скульптур.

Альто, олицетворяющий мощь и силу духа Императора, вызывал восхищение в народе. И, конечно же, это был один из главных символов города. В стихах этот рыцарь оживает, становясь настоящим героем труда, совершая активные действия.

Петербургу грозит опасность, и масштабы трагедии поистине устрашающие:

Осада! атака! злые волны, как воры, лезут в окна. Байдарки с разбега врезались в стеклянную корму. Подносы под влажным саваном, Обломки хижин, бревна, крыши, Предметы бережливой торговли, Остатки бледной нищеты, Разрушенные штормами мосты, Гробы с размытого кладбища Плывут по улицам!

Среди этой суматохи остается еще один герой стихотворения — растерянный и напуганный чиновник Евгений.

Бушующая река, разливающаяся бурными потоками, сносит прибрежный дом Параши, его возлюбленной. Девушка вместе с мамой умирает в холодных и мутных ручьях.

Не сумев пережить смерть возлюбленной, Евгений сходит с ума.

Целый год он страдает тревогой, живет в волнении и страхе, которых сам не понимает. А через некоторое время, оказавшись рядом с Медным всадником, он угрожает памятнику кулаком в сердце, ругая его за ужас, который он испытал.

Несчастному сумасшедшему кажется, что правитель повернулся к нему и нахмурился. Следующая ночь превращается для Евгения в кошмар: оживший Медный всадник мчится за ним верхом, угрожая растоптать.

Петербург — мистический, мрачный и дождливый город. Такой образ не раз будет встречаться в произведениях великих русских классиков: Гоголя, Достоевского.

Александр Сергеевич Пушкин первым передал эту атмосферу, рассказал новую легенду о севере Пальмиры, тесно и органично переплел реальные события с вымыслом. В его творчестве оживает все: город, Нева, Медный всадник, Петр Первый. Поэтому стихотворение великого русского поэта названо самым петербургским.

Точки зрения литературоведов

Споры продолжаются и сегодня. Традиционно принято говорить о трех группах толкователей стихотворения. В первую входят исследователи, утверждающие «государственный» аспект, который проявляется в стихотворении «Медный всадник». Эта группа литературоведов во главе с Виссарионом Белинским предложила версию, согласно которой Пушкин в стихотворении обосновал право делать роковые для страны дела, жертвуя интересами и жизнью простого и незаметного человека.

стихотворение бронзовый всадник

Цензурные ограничения и споры вокруг поэмы

«История Петербурга», как обозначил автор ее жанра, подверглась цензуре самим императором Николаем I, который вернул рукопись с девятью карандашными пометками. Раздосадованный поэт опубликовал текст предисловия к поэме «Медный всадник» (этим фактом скрыта история создания поэтического рассказа) с красноречивыми пробелами на месте знаков царя. Позже Пушкин все равно переписал эти отрывки, но так, чтобы смысл, заложенный в них, не изменился. Неохотно государь разрешил издание стихотворения «Медный всадник». История создания произведения также связана с острой полемикой, которая разгорелась вокруг стихотворения после его публикации.

Дальнейшая судьба

По возвращении в Петербург Пушкин сдал «Медного всадника» на цензуру. Вскоре работа была возвращена с множеством исправлений, и хотя официального запрета на публикацию не было, огромное количество строк и скрытых комментариев не оставляло надежды. Александр Сергеевич считал, что его произведения читал сам император Николай I, и тоже наложил запрет. Эксперты также установили, что стихотворение подверглось цензуре в третьем разделе. Однако некоторые исследователи все же отмечают, что Николай I внес некоторые рукописные исправления.

Поэт очень разозлился на случившееся: в сообщении другу он написал, что отказ от печати нанес ему большие финансовые потери. Он попытался внести исправления, но вскоре решил не публиковать вообще, так как невозможно было исправить все комментарии.

В результате работа «пережила» несколько попыток публикации:

Стихотворение полностью опубликовано в журнале «Современник

  1. При жизни Пушкина в 1834 году журнал «Библиотека для чтения» издавал «Вступление» — до строчки «Тревожить вечный сон Петра!». Он вышел под названием «Петербург. Отрывок из стихотворения »так и не избежал цензуры: 4 строки стихотворения были удалены, начиная со слов« И перед малой прописной».
  2. В 1837 году, вскоре после смерти Александра Сергеевича, стихотворение полностью опубликовано в журнале «Современник». Однако цензура коснулась и этого варианта: Жуковскому пришлось поправить текст с учетом пожеланий Третьей секции. До 20 века «Медный всадник» выпускался именно в таком урезанном варианте.
  3. Оригинал был выпущен только в начале двадцатого века. Произведение без цензуры было опубликовано в 1919 году. Оно было опубликовано в серии «Народная библиотека». Однако при реставрации работы остались неточности, которые сохранились до сих пор во всех книгах.

Сегодня оригинал хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге.

Почему памятник называют Медным всадником

Вопрос о бронзовом всаднике особенно актуален в свете того, что памятник Петру I в Санкт-Петербурге был отлит из бронзы. Но ответ довольно прост.

Памятник отлит из бронзы

Монумент стал «медным» благодаря одноименному произведению Пушкина, в котором император прыгает с памятника на коня и устремляется вслед за офицером Евгением, потерявшим возлюбленную во время наводнения.

Интересный факт! Образ Петра верхом на коне использовали в своих произведениях Ф. Достоевский и А. Белый. Ссылка ведет прямо к памятнику на площади Пьяцца дель Сенато.

О чем поэма , жанр, идея и главный смысл

Здесь автор рассказывает о бедном петербуржце Евгении. Этот персонаж описан глупым поэтом, ничем не отличимым от других подобных представителей низшего сословия. Он любил дочь вдовы, которая жила у моря. Но последовавший потоп привел к гибели вдовы и дочери. И дом этих женщин тоже был разрушен водой. Евгений сошел с ума от боли. Сумасшедший ночью ходил по городу. И однажды, гуляя, он увидел памятник Петру I. Бедный дурак нашептал злость человеку, которого считал виновным в своих бедах. Когда бедный сумасшедший отвернулся от своих мыслей, он вдруг решил, что памятник обиделся на него и хочет его наказать. Больное воображение рвало одно видение за другим. И в конце концов Эухенио умер. Основная идея стихотворения — идея о том, что человек, оказавшийся в сложной ситуации, вызванной стихией, может потерять голову. Но это не единственная идея. У поэта была и вторая точка зрения относительно основной идеи произведения.

Автор выдвигает идею о том, что государство не может стать великим, поэтому он попирает простого человека.





Как была написана поэма

История создания Медного всадника непростая. Несмотря на то, что стихотворение было написано в короткие сроки — меньше месяца, в октябре 1833 года Пушкин вложил в него много сил. Пушкин переписывал каждый стих несколько раз. В результате ему удалось объединить множество образов, символов, значений в одно короткое стихотворение. Произведение написано в Болдино, после путешествия Пушкина на Урал в места, связанные с восстанием Пугачева. Возможно, образ возрожденного памятника в Пушкине появился после того, как Александр I планировал вынести памятник за город. Но одному из майоров приснилось, как Медный всадник скачет по городу, подходит к императору и говорит, что нынешний правитель принес жизнь в страну трагедиям, но пока памятник стоит на своем месте, он смотрит по городу и ничего бояться не будет. Это остановило Александра, и вера в хранителя города, Медного всадника, все еще жива.

Описание

Она была написана в Болдино осенью 1833 года. Поэма не была утверждена Николаем I к публикации. Пушкин опубликовал свое начало в «Библиотеке для чтения», 1834 г., т. XII под названием: «Петербург. Отрывок из стихотворения »(в начале и в конце строкой« Нарушить вечный сон Петра! », Пропустить четыре строки, отмененные Николаем I, начиная со строки« И перед малой прописной»).

Впервые опубликовано после смерти Пушкина в «Современнике», том 5, 1837 г., с цензурными изменениями, внесенными в текст В.А. Жуковским. Без цензурных изменений, искажающих замысел автора, стихотворение впервые было опубликовано только в 1904 году.

Чему учит

Пушкин не дает четких моральных выводов. Это позволяет читателю самостоятельно выбрать ту часть конфликта, которая иногда бывает очень сложной и неразрешимой. Чья позиция была избрана, сказать трудно, потому что она признает завоевания Петра I, как-то его оправдывает, но в то же время осуждает его равнодушие к своим подданным.

Однако гуманистическое мышление становится очевидным. Автор подробно описывает ужасы наводнения, страх и отчаяние людей, их бедность и беспомощность, пытаясь внушить читателю сострадание к простым людям. Его мораль сводится к тому, что никакое достижение не может оправдать безразличие великого человека к маленькому. Ведь все хорошее и великое делается для людей, а не для того, чтобы «прорезать окно» или «закрепиться в Балтийском море».

Стихотворный размер и композиция

Поэма написана ямбическим тетраметром. Композиционно он представляет собой экспозицию, рассказывающую о великих мыслях Петра и его творчества, это первое знакомство с главным героем.

Сюжет будет основан на описании наводнения. Также сюжет разделен на две линии. Первый сюжет (Эухенио и Пьетро I) содержит все события поэмы, второй (Евгений и его жена) носит локальный характер.

В первой строке кульминацией стала сцена угрозы Евгения Петру, эпилог — гибель героя; во второй строке кульминация и эпилог — весть о смерти невесты и безумии героя — называются ложными.

Характерно отсутствие эпилога, в котором, возвращаясь к описанию величественного замысла Петра и его воплощения, можно было найти повод для гибели героев.

История создания поэмы «Медный всадник» кратко

Рассказ о создании стихотворения Александра Пушкина «Медный всадник».

Поэма «Медный всадник» создана А.С. Пушкиным в плодотворный для поэта период — Болдинская осенью 1833 года, октябрьскими вечерами.

Пушкологи считают, что работа над этой работой длилась с 6 октября до конца месяца, всего 29 дней. Несмотря на то, что это стихотворение самое маленькое из стихотворений Пушкина по объему, меньше 500
стихотворения, творческий процесс работы над ним нельзя назвать легким: поэт переписывал каждый стих, пытаясь достичь художественного совершенства. Сюжет произведения включает в себя множество событий: появление города по воле Петра Великого, наводнение 1824 года, любовную историю Евгения.
История основана на реальном историческом событии: осеннем наводнении 1824 года.
В наше время есть реальные свидетельства того ужасного, разрушительного стихийного бедствия: это памятные доски на многих домах Петербурга, отмечающие уровень, до которого в те дни поднималась вода в Неве. Не будучи очевидцем этого события, Пушкин описал его со слов друзей и знакомых, находившихся в то время в Санкт-Петербурге. Поэт также изучил газетные сообщения, чтобы описать наводнение.

Но сюжет реанимированного памятника мог быть заимствован из «Дон Жуана» или взят из рассказа о том, что Александр I не перенес памятник своему предку, узнав о сне, в котором Петр I сказал бы что-то вроде этого: «Пока Я в порядке, мой город в безопасности ». Основная тема, обозначенная в этом произведении, — столкновение власти и одного простого человека.

В «Медном всаднике» автор размышляет о роли человека в судьбе целой страны.
Поэма была запрещена к публикации царем Николаем I.

Только фрагмент из нее был напечатан — с самого начала — в «Библиотеке для чтения».

Удивительным фактом является то, что В. А. Жуковский внес исправления в стихотворение перед его опубликованием в 1837 году в «Современнике» по просьбе цензора. Пушкин хотел поправить строки, которые не нравились правителю, но после нескольких попыток отказался от этой идеи.

Первоначальный текст «Медного всадника» был представлен публике только в 1904 году

год. Жанр произведения — романтическое стихотворение с подзаголовком «Петербургская сказка», данное Пушкиным. Это связано с традицией русских поэтов называть свои романтические стихи «рассказами» в подражание Дж. Байрону. Последнее стихотворение великого русского поэта до сих пор
неразрывно связан с историей города: гимн Санкт-Петербурга установлен на музыку Глиэра из балета «Медный всадник».

Проблемы при печати

Конечно, поэму Пушкина нельзя было сразу напечатать без цензуры. Поэт сдал ее на проверку в конце 1833 года по возвращении из Болдино. Вскоре рукопись вернулась с огромным количеством комментариев. Это не было формальным запретом, но Пушкин не рискнул. Вернувшись, автор попытался исправить произведение, но стихи было проще переписать заново — исправлений было слишком много. Отказ от публикации сильно расстроил поэта, рассчитывающего на заработки.

интересно, что Александр Сергеевич считал, что его произведения читал сам царь Николай I. Копия с записями императора хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге. Однако эксперты считают, что поэзией руководили сотрудники политической полиции. Работа печаталась несколько раз:

  1. При жизни автора в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения» был опубликован лишь небольшой отрывок, воспевающий историю и величие столицы.
  2. После смерти Александра Сергеевича стихотворение полностью опубликовано в 1837 году в журнале «Современник». Однако Жуковский переработал эту версию с учетом пожеланий цензора. Например, вырезана сцена восстания Евгения против скульптуры. В таком виде произведение было издано до революции.
  3. В 1919 году оригинальный неправильный текст был впервые напечатан в серии «Народная библиотека». Некоторые неточности все еще сохраняются, но в остальном влияние цензуры не замечено.

В 1949 году был представлен одноименный балет композитора Глиэра. Музыка оттуда «Гимн большому городу» стала официальным гимном Санкт-Петербурга в 2003 году.

Поэма «Медный всадник» — одна из самых известных произведений Александра Пушкина. Трагическая история о столкновении убитого горем молодого человека и возрожденного памятника поднимает философские, исторические и социальные вопросы, а также имеет мистический уклон.

Вечный конфликт

Представители третьей группы исследователей выражают систему взглядов на трагическую неразрешимость этого конфликта. Они считают, что Пушкин дал объективный образ в повести «Медный всадник». Сама история рассудила извечный конфликт между «чудотворным строителем» Петром Великим и «бедным» Евгением — обычным горожанином со своими скромными потребностями и мечтами. Две истины — обычный человек и государственный деятель — остаются неизменными, и ни одна из них не уступает другой.

Литературный анализ

В одном стихотворении Пушкин соединил исторические и социальные темы. Он содержит глубокий философский смысл, влияющий на судьбу каждого человека в государстве. Анализируя стихотворение, следует отметить его основные характеристики:

  • Композиционная структура. Построен в виде тяжелого вступления, которое могло бы быть отдельной деталью. Далее следуют две главы, в которых рассказывается о событиях, происходящих с главными героями. Традиционного эпилога нет, но благодаря композиционным параллелям стихотворение остается нетронутым и законченным.
  • Род Медный всадник. Произведение написано в направлении реализма, заключающегося в описании исторических событий с использованием эпитетов, художественных средств выражения (аллегории, персонификации).
  • Поэтическое измерение. Поэтому был выбран ямбический тетраметр. Он помогает описать Петра I и рыцаря помпезно, мощно, величественно. При этом Евгения описывается обычным языком, который хорошо выражает сущность обычного человека.
  • Главный аргумент. Отношения между человеком и всемогущей силой. Результат столкновения — смерть человека, который не справляется с государственной машиной.
  • Участок. Поэт противостоит персонажам, раскрывая проблемы общества в виде противоречий между простым человеком и государством. Также акцентируется внимание на проблемах безразличия и одиночества, в том числе в сюжете описание наводнения, принесшего страдающих людей, лишенных дома и близких.

Контрастный Петербург

Северная столица возникла благодаря сознательному решению царя Петра Великого после победы над шведами. Его основание было призвано подтвердить эту победу, показать силу и мощь России, а также проложить путь для свободного культурного и коммерческого обмена с европейскими странами. В повести «Медный всадник» перед нами предстает город, в котором ощущалось величие человеческого духа, проявляющегося в строгом и гармоничном архитектурном аспекте, говоря о символике скульптур и памятников. Однако история создания Санкт-Петербурга основана не только на величии. Построенный на «болоте блат», где лежат кости тысяч неизвестных строителей, город окутан тревожной и загадочной атмосферой. Непреодолимая бедность, высокая смертность, первенство в болезнях и количество самоубийств — это оборотная сторона великолепной венценосной столицы того времени, о которой писал Александр Пушкин. Два лица города, которые можно увидеть одно в другом, усиливают мифологическую составляющую поэмы. «Прозрачный полумрак» бледного городского освещения дает жителям ощущение жизни в загадочно символическом месте, где памятники и статуи могут оживать и двигаться со зловещей решимостью. И история создания Медного всадника тоже тесно связана с этим. Пушкина как поэта не могло не заинтересовать такое превращение, которое стало кульминацией сюжета. В художественном пространстве рассказа холодный бронзовый монумент, эхом скакавший по пустынной мостовой, ожил, преследуя Эудженио, охваченного горем о потере возлюбленной и крахе всех надежд.

 

Цензура и публикация

Вернувшись в Болдино, Пушкин подверг свое стихотворение цензуре. Они вернули ему кусок с множеством модификаций. Александр Сергеевич считал, что рукопись читал сам Николай, но позже выяснилось, что корректуру занимались сотрудники политической полиции. Поэзия не была запрещена, но Пушкин воспринял это как запрет. Автор попытался переписать отвергнутые предложения и места. Но это было не по силам, и он отказался от этого подвига. При жизни Пушкина стихотворение не было опубликовано, было опубликовано только предисловие к журналу «Библиотека для чтения».

Данная статья поможет грамотно написать эссе на тему «История стихотворения« Медный всадник »Пушкина», указывает на связь с реальными событиями, историю написания и публикации произведения.

Тематика

Главную тему можно определить как роль личности Петра I и его реформ, которые укрепили государство Россия, но не улучшили положение народа. Поэтому главную тему можно определить как противостояние власти и судьбы «маленького» человека.

«Медный всадник»: поэма или повесть? Сюжет и конфликт. Образ Петра и Петербурга.

Производство:
Образ противоречивый и сложный.
С одной стороны, Петр назван в стихотворении великим государственным деятелем, который находит сочувствие и поддержку у Пушкина. Но прогрессивный смысл его построения в условиях самодержавного государства трансформируется в смерть бедного, простого человека, имеющего право на счастье. Петр проделал большую и нужную работу, но в то же время пострадали невинные люди.
— Ну так что ты делаешь? Не строить, не создавать, не реформировать? (Ответы)

— Это сложный вопрос, выводящий нас на философский уровень. (Проблемы поэзии социально-философские; о социальном слое поэзии мы говорили на прошлом уроке.) И, наверное, главный вопрос:
как совместить прогресс и счастье каждого человека?
Какие вопросы вы зададите, понимая несостоятельность изображения Петра? (Как сделать историю более человечной? В чем истинный смысл прогресса? Приносили ли усилия Петра прогрессивные реформы счастье обычному человеку?) Как бы вы ответили на эти вопросы? Можете дать однозначный ответ? Почему? Философские вопросы тоже философские, они вечны и на них нет однозначного ответа.

Чтобы ответить на эти вопросы, Пушкин обращается к историческому прошлому. (Историческое стихотворение) Почему? (Чтобы найти ответы на вопросы современности в прошлых событиях).

Какие философские и исторические вопросы волнуют Пушкина? (Как будет развиваться Россия? Какое будет ее будущее? «Где скачет, грозный конь, и где копыта опускает?»)

— В чем диалектика пушкинского взгляда на историю? (Ответы)

— Актуальны ли вопросы, поставленные в стихотворении А.С. Пушкина? Если да, то в чем их важность? (Ответы)

Письменное задание: Ответьте на вопрос полностью (3-5 предложений):

— Что, по мнению А.С. Пушкина, важнее: интересы государства или интересы маленького человека, песчинки? А с твоей точки зрения?

Последнее слово учителя: А.С. Пушкин в стихотворении «Медный всадник» исследует уклады жизни, жизни с ее проблемами и конфликтами. Человек исследуется социально и исторически — как часть исторического процесса. Пушкин раскрывает сложные и противоречивые отношения между человеком и историей, человеком и государством, человеком и условиями, в которых он живет. Пушкин философски понимает проблему истории Отечества, рисует в своем творчестве сложный образ, с одной стороны, гения-преобразователя, а с другой — «злого гения», нарушающего естественный ход исторического развития. России. Своими стихами Пушкин подразумевал, что цена петровских реформ была слишком высока для простых людей, вся тяжесть нововведений легла на их плечи. Юджин, маленький человечек, протестует против великого тауматурга, держателя «среднего мира», но его протест слаб, он ничего не может решить!

Страшные события и поэма «Медный Всадник»

История создания стихотворения, безусловно, прочно вписывается в культурно-исторический контекст того времени, когда оно создавалось. Это были времена споров о месте личности в истории и о влиянии великих преобразований на судьбы простых людей. Эта тема волновала Пушкина с конца 1820-х гг., Взяв за основу документальные сведения о наводнении в Петербурге 7 ноября 1824 г., о которых были напечатаны газеты, гениальный поэт и мыслитель приходит к основным философским и социальным вопросам обобщения. Личность великого и гениального реформатора Петра, «поставившего Россию на задние лапы», предстает в контексте личной трагедии ничтожного Евгения чиновника с его узкими мещанскими мечтами о своем маленьком счастье, не столь безоговорочно великом и достойном похвалы. Таким образом, поэма Пушкина «Медный всадник» не ограничивается ненавистнической похвалой трансформера, открывшего «окно в Европу».

бронзовый всадник история создания стихотворения

Главные герои и их характеристика

  1. Эухенио — главный герой поэмы, «маленький человек». Он был беден, но не мечтал о богатстве. Молодой человек ничем не отличается от жителей столицы. Сам Пушкин отмечал «тупость» героя, его бездарность. У Евгения есть мечта: создать семью со своей девушкой и жить счастливо. Такой сон присущ многим, так что даже здесь он не выделяется «в толпе». В тексте не упоминается его внешность и характер, и он становится безликим. Евгений принадлежит к типу персонажей вроде «человечков» — незначительных, слабых, довольных малым. Как только в нем появляются сильные чувства — гнев, ярость — при виде статуи Петра I, он как бы боится ее и сразу видит, что его противник оживает, намереваясь наказать раба за бунт. Евгений не готов встретиться с обвинителями и сбежать.
  2. Петр I — великий реформатор Российской Империи, умен, расчетлив и деспотичен. Он мало думает о судьбах простых людей, его великие идеи, даже если они направлены на благо России, имеют мало общего с большинством ее населения. Пушкин раскрывает самодержца с двух сторон: он модернизирует страну, строит блестящий город и одновременно является олицетворением нечеловеческой силы, которая, разгоняясь, топчет народ. Образ бронзового всадника полностью соответствует этому описанию: бронзовая масса готова всей своей тяжестью обрушиться на Евгения и грозно нависает над ним.
  3. Медный всадник — символ бездушной и равнодушной силы, которая не соприкасается с людьми и возвышается над ними, как грозный и надменный памятник. Власть холодна и равнодушна, как кусок бронзы. Евгений вполне мог превратиться в настоящего чиновника: результат был бы тот же: его не слушали бы и наказали за свободомыслие.
  4. Санкт-Петербург также является героем поэмы. В прологе город предстает роскошным и величественным. Он был построен на благо нации и теперь стал домом и крепостью для многих под защитой реки Невы. Но уже в первой части оперы Петербург выглядит не так красиво. Вместо «золотого неба» над городом горит «туман несчастной ночи»; Нева заливает улицы места, которое раньше защищала, обнажая бедность и отчаяние его жителей. Вода разрушает дома, и многие люди тонут в ее толще. Император, стоящий над городом, бессилен перед стихией природы. Но на следующий день Санкт-Петербург продолжает держаться, как будто его улицы не были разрушены и его жителей не запугали. Он по-прежнему холоден, недоступен и даже лицемерен — как массивная статуя его основателя «идол на бронзовом коне».
  5. Стихия — символ мятежной воли, противостоящей бездушной и мертвой государственной машине в виде Медного всадника. В какой-то мере она, мятежная и свободная, могущественная и бесстрашная, напоминает восстание приближенных к Пушкину декабристов: дворяне призывали правителя обратить внимание на проблемы простых людей, но он отказывался их слушать и он отправлен в ссылку; но мысль как элемент не может и не хочет подчиняться власти, какой бы деспотичной она ни была.

Как отливался Медный всадник

важно отметить, что памятники такого размера никогда раньше не строили и не отливали. Ни один из литейщиков того времени не гарантировал ни качество, ни сроки изготовления. В то же время у Фальконе были запрошены крупные суммы денег за кастинг.

По результатам исследования к работе был подключен Емельян Хайлов, ранее занимавшийся плавкой орудий. Долгое время подбирался нужный состав. Скульптура императора значительных размеров, но при этом держится всего на трех точках. Чтобы облегчить вес, значительная часть статуи должна была стать полой, а толщина стен не должна превышать одного сантиметра.

Первая попытка кастинга оказалась неудачной. Трубка, через которую пропускали бронзу, лопнула. Почти ценой своей жизни Хайлов предотвратил пожар. Памятник был поврежден. На подготовку новой модели ушло почти три года. Кастинг успешно завершен. Автор не смог избежать соблазна и оставил на плаще надпись, что Этьен Фальконе работал над этой скульптурой.

Средства выразительности

При написании стихотворения Пушкин активно использовал средства художественного выражения. Язык Мертвого рыцаря изобилует тропами. Вот некоторые из них:

  • Метафоры: «Открой окно в Европу / Стой у моря»; «Он поднял Россию на задние лапы».
  • Противостояние: «Старая Москва угасла / Как прежде новая Царица / Вдова Порфирия»; «Как бушующий зверь»; «В окна входят, как воры»; «И Петрополис появился как тритон».
  • Эпитеты: «пустыня», «свирепый», «высокомерный», «ужасный», «покорный», «измученный», «смущенный», «дряхлый», «холодный».
  • Воплощение: Нева «рвала», «шла», «ревела», «неслась»; «Она Нева не могла спорить».
  • Анафора: «Он не слышал, / Как поднялся жадный жезл, / Его растения смыло, / Как дождь хлестал его по лицу, / Как ветер, яростно завывающий…».
  • Антитезис: день — ночь; Пьетро как дворянство — Евгений как нижний слой; Пьетро как государство — Эухенио как простой гражданин.
  • Риторический вопрос: «Куда скажешь, конь гордый, / И где копыта опустишь?»

Пушкинский стиль поэзии стал эталоном в литературной среде того времени. Особенно интересной деталью в произведении является аллегория:

О могущественный повелитель судьбы!
Ты не прямо над самой бездной,
На высоте, с уздечкой железной
Он поднял Россию?

Поэтому Пушкин описывает памятник, но придает особое значение его элементам. Петр изображен верхом на вздыбленном коне — в нем автор увидел Россию, воспитанную при правлении честолюбивого императора. Сама бездна — это волны, изображенные на постаменте Петра Великого.

Кульминация и развязка сюжета

После красочного вступления и признания в любви к городу Пушкин предупреждает, что позже мы поговорим о «страшных» событиях. Спустя сто лет после того, что произошло на берегу Финского залива, петербургский чиновник Евгений возвращается домой после службы и мечтает о своей невесте Параше. Ему уже не суждено было ее увидеть, так как она, как и ее скромный дом, унесется «бешеными» водами «ярости» Невы. Когда стихия умолкнет, Евгений бросится на поиски своей возлюбленной и удостоверится, что ее больше нет в живых. Его совесть не может устоять перед ударом, и молодой человек сходит с ума. Он бродит по неуютному городу, становится мишенью для насмешек местных детей, совершенно забывает дорогу домой. В своих бедах Евгений винит Петра, который построил город не в том месте и тем самым подверг людей смертельной опасности. В отчаянии безумец угрожает бронзовому идолу: «Хорошо! ..» Следуя этой воспаленной совести, он слышит тяжелый и звонкий «галоп» по брусчатке и видит рыцаря, несущегося за ним с протянутой рукой. Через некоторое время Евгения находят мертвым на пороге своего дома и хоронят. Так заканчивается стихотворение.

история бронзового всадника

Темы и проблемы

Проблемы и темы произведения очень богаты и многогранны.

  • Личность и государство. Основная тема поэмы «Медный всадник» — борьба за власть в лице императора, борющегося за преобразования, и более обычного человека, на судьбу которого эти преобразования влияют. Пушкин пытается понять, где место и роль личности, «человечка» в жизни и развитии целого государства? Империя построена с их помощью и на их костях, но удастся ли им обрести счастье? На примере Евгения автор показывает, что обычные люди являются лишь жертвами имперского величия и им нет места в государстве, даже если они играют важную роль в его построении. Но как только «человечек» пытается противостоять деспотизму, памятник сразу оживает и преследует его. Человек не защищен от произвола власть имущих, когда они пытаются защитить свои интересы и свою жизнь.
  • Главная проблема — безразличие властей к судьбе народа. На фоне бушующего наводнения читатель видит испуганных людей. Он предоставлен самому себе, его никто не эвакуирует. В этот момент Медный всадник лишь безразлично наблюдает за происходящей трагедией. Государство оставалось равнодушным к судьбе жителей столицы.
  • В тексте также прослеживается тема природы как карательной силы. Как бы он ни считал себя всемогущим самодержцем, он бессилен перед лицом стихийных бедствий. Играть в войну — это судьба людей, однако «Божья кара» перед лицом смертной стихии никого не пощадит. Природа, жестокая и неконтролируемая, только кажется ручной: реки и болота, на которых стоит город, могут разрушить его в любой момент, даже если правитель, отдавший приказ строить, уверен в своей победе.
  • Тема любви в стихотворении выражена в желании Эухенио создать семью со своей девушкой. Он не становится главной причиной спектакля, но его проигрыш — главная причина безумия героя. Потоп напугал его не столько, сколько осознание того, что он остался один, без мечты и будущего. В столице, где так много людей, Эухенио заброшен и совершенно один.
  • Маленький человек. Пушкин не ставит вопрос о «человечке» с точки зрения ограниченности этого типа людей. Писатель пытается показать читателю, что и эти люди имеют право на жизнь и счастье. Подобным образом он затронул тему «маленького человека» в рассказе «Станционный смотритель», где описал трудности в жизни Самсона Вырина. Таким образом, человечек в «Медном всаднике» — не ленивый и апатичный житель большого города, а человек достойный, но не получивший должного уважения. Слабость Евгения заключается только в том, что он не в силах требовать уважения к себе.
  • Бунт — еще одна проблема, которую рассматривал Пушкин. Спонтанное восстание Невы, по мнению автора, не может подавить тиранию, но внутреннее сопротивление каждого человека, такого как Евгений, поможет сдвинуть с места упорную массу власти.

Почему бронзовый всадник оказался в устах поэта медным?

Дело, конечно, не только в том, что писатели XIX века не видели значительной смысловой разницы между бронзой и медью. Глубоко символично, что это именно Медный всадник. История написания стихотворения в данном случае сливается с библейской аллегорией. Неслучайно поэт называет статую Петра «идолом» и «идолом» — точно такие же слова говорят авторы Библии, говоря о золотых тельцах, которым поклонялись евреи вместо живого Бога. Здесь кумир даже не золотой, а только медный: так автор уменьшает блеск и размер изображения, сверкая ослепительной внешней роскошью, но скрывая внутри совсем не драгоценное содержание. Таковы последствия истории создания Медного всадника».

Пушкина нельзя заподозрить в безоговорочной симпатии к суверенной идее. С другой стороны, его отношение к воображаемой идиллии, построенной в снах Эудженио, неоднозначно. Надежды и планы «маленького человека» далеки от глубоких духовных поисков, и в этом Пушкин видит их пределы.

Оцените статью
Блог про А. С. Пушкина