Один день из жизни Онегина
Евгений Онегин, представитель старой, но бедной семьи, был хорошо принят в мире, потому что он прекрасно знал французский язык, был вежлив, как это было принято в высших слоях общества, французские репетиторы одевались и кроили по последней моде, учили танцам — По решению светского общества, «он умен и очень симпатичен».
Онегин получил традиционное для мира образование и воспитание.
День героя начинается ближе к обеду, сначала прогулка по Невскому, зарядка перед обедом, потом обед и встреча с друзьями в ресторане, запланирован вечер героя: пока он еще в постели просматривает переписку — три дома на вечер звал: будет бал, там детские праздники — Онегин повсюду созреет, он его в самых знатных домах столицы.
Герой много времени уделяет своей внешности, автор сравнивает Онегина с Петром Чадаевым. Назовите Онегина философом в 18 лет — он указывает, что можно быть эффективным человеком и думать о красоте ногтей.
И, наконец, вечером в театре — ему, скорее, важно увидеть моду, женские платья. Он законодатель моды. То, что происходит на сцене, героя мало интересует. Он устал от театра. Возвращается из театра далеко за полночь.
Онегину быстро наскучил такой образ жизни, он описан только один день, потому что каждый день похож на другой, без разнообразия. — «а завтра такое же, как вчера». Однако Онегин, явно недовольный повседневным бездельем, стремится к содержательному существованию.
Героя захлестнула блюз, он полностью потерял интерес к жизни. Онегин не манекен, об этом говорит его круг общения. Во-первых, между его друзьями самим Пушкиным и друзьями поэта, многие из которых придут на Сенатскую площадь в 1825 году. Спасением Евгения стала поездка в деревню, в имение его дяди.
Во-вторых, его готовность изменить жизнь крестьян в имении дяди (он провел реформу — вместо барщины ввел оброк, что вызвало недовольство соседних помещиков) свидетельствует о том, что Евгений Онегин придерживается распространенных мнений.
Избегая общения с соседями-помещиками, его другом становится Владимир Ленский, с которым Евгений может поговорить и обсудить всех, кто хорошо образован, ассимилировал европейские взгляды. Любовь Татьяны Лариной в корне изменит жизнь Онегина. Онегин в деревне много читает и думает, его образ жизни неактивным назвать нельзя.
Отсюда однообразная столичная жизнь и довольно насыщенная духовная жизнь в деревне.
Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге
О том, как герой романа жил в северной столице, читатель узнает буквально из первых строф. Пушкин подробно рассказывает о воспитании и воспитании Онегина, а также о том, как был устроен его день.
Иногда он все еще был в постели:
Они приносят ему записки.
Какие? Приглашения? Действительно,
Три дома зовут к вечеру…
Онегин ведет образ жизни человека, свободного от гражданской и военной службы, которую могли себе позволить единицы молодежи. В романе не говорится, в какое время начинается его день, но есть признаки того, что герой проснулся не слишком рано.
Поздний подъем был особой привилегией аристократического общества. День «людей света» иногда начинался вечером и заканчивался с первыми лучами солнца. Отчасти этим можно объяснить странность одной из возлюбленных Пушкина, княгини Голицыной, хозяйки знаменитого петербургского салона, которую она получила только в десять часов вечера. Онегин менее искушен в модных привычках и встает с постели в обеденное время. Юрий Лотман пишет, что ежедневная прогулка столичных модников приходилась на два-три часа дня, в пушкинском тексте читаем:
В утреннем платье
Носите большой боливар
Онегин идет на бульвар
Адмиралтейский бульвар был излюбленным местом вечеринок в 10-20-х годах 19 века — видимо, именно сюда идет «наш Евгений». Такую же традицию такой прогулки заложил император Александр I, всегда шедший определенной дорогой: «В час дня он вышел из Зимнего дворца, пошел по набережной дворца, у Прачешного моста свернул от Фонтанки до Аничковского моста. <…> Затем правитель вернулся на свой пост на Невском проспекте. Прогулка повторялась каждый день и называлась le tour impérial («царский круг»). В любую погоду император шел в сюртук…»
Следующее, что мы узнаем о дне Онегина, это то, что он ужинает в определенное время:
И там он ходит под открытым небом,
Пока бодрствует Брегет
Ужин ему не позвонит.
Героя почти не заботило соблюдение режима. Причина такой скрупулезности в другом. Молодые холостяки пушкинской эпохи редко держали собственных поваров и поэтому ходили обедать в рестораны. В то время в Петербурге было не так много ресторанов, где можно было бы хорошо поесть; как ни странно, в Москве ели лучше. Это означало, что петербургские трактиры были в дефиците и в одном помещении собиралась богатая толпа. Затем мод «Онегин» отправляется в ресторан «Талона» на Невском, который в то время был главным местом встреч светских модников. Пушкин представляет своего героя Петра Каверина, прославившегося, в том числе, знаменитым каруселем и зверем, то есть дуэлянтом.
Появление в таком месте в определенное время означало, что гость был готов придерживаться правил поведения, продиктованных местным обществом:
Вошли: и пробка в потолке,
Комета вины залила поток;
Перед ним проклятый ростбиф,
И трюфели, роскошь юного возраста,
Французская кухня — лучший колорит…
Театр или балет, который продолжается в дни Евгения, также является неотъемлемой частью светской жизни начала 19 века. Это не только и даже не столько «храм искусства», сколько клуб, где можно убить время, встретиться с друзьями и завязать роман.
Танец стал изюминкой вечера. Интересно, что Онегин едет туда «в карете». Лотман пишет, что аренда экипажа была намного дешевле, чем самостоятельный отъезд, и герой делает это с экономической точки зрения. Однако есть и другая версия. Актер МХАТ Леонид Леонидов процитировал своего старшего современника Алексея Стаховича, тонкого ценителя светского этикета: «Мы совершали отличные поездки, но кататься« на ваньке »считалось шикарным»!»
Воспоминания Стаховича относились ко второй половине XIX века, но, по мнению актера, эта странная диковинка, видимо, могла появиться в первой половине века, и Пушкин воспринял ее как последнюю новинку.
Что касается самого бала, то для петербуржцев такие праздники были не редкостью и проводились неоднократно. Частью доказательства этого утверждения может быть воспоминание Анны Тютчевой об императрице Александре Федоровне: «Для императрицы мир фантазий, окруженный ее обожанием всемогущего мужа, мир великолепных дворцов, роскошных садов, веселых вилл, мир зрелищ и заколдованные танцы заполнили весь горизонт…»
Онегин принадлежал к этому поколению и в начале романа погрузился в эту роскошь.
Лотман Ю.М. Романо А.С. «Евгений Онегин» Пушкина: Комментарий. Л., 1983.
Лаврентьева Е.А. Повседневная жизнь дворянства пушкинской эпохи. Приметы и суеверия. М., 2006.
Онегин и Ленский
Конечно, молодые люди интересовались друг другом. Но автор замечает огромную разницу в их персонажах и мировоззрении: «… Волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламя // Не так уж и отличаются друг от друга».
Чем они были непохожи?
- По возрасту: Евгению было уже 26, а Владимиру 18.
- Онегин был полностью во власти света, а Ленский не выдержал светской жизни: «Ненавижу ваш модный свет; // Мой домашний круг мне дороже…»
- Онегин соблазняет женщин, и Ленский перед ними стесняется.
- Онегин не верит в дружбу, Ленский видит в дружбе залог верности и защиты в случае необходимости.
- Онегин не верит в настоящую любовь, а Ленский был уверен, что его любовь к Ольге настоящая.
- Онегин считает — Ленский наивен.
- Онегин скоро научился лицемеру, а Ленский во всем искренен.
- Онегин обладает острым умом, а Ленский как личность еще не сформировался, его суждения еще шаткие.
- Онегин потерял интерес к жизни и считал себя несчастным, а Ленский был полон вдохновения и счастлив от любви к Ольге.
- Онегин не знает и не любит стихов («как бы мы ни боролись, он не отличил ямб от корейского»), а Ленский пишет стихи сам.
- Онегин читал Адама Смита, а романтик Ленский любил стихи немецкого поэта-романтика Шиллера.
Конечно, у них было что-то общее: дворянское происхождение, образование, молодость, либеральные взгляды. Они начали общаться. Ленский познакомил Онегина с семьей Лариных, и Онегин сразу заметил Татьяну.
Но Онегин начинает дразнить молодого любовника, флиртовать с Ольгой просто так, для собственного развлечения, от скуки. Ленский вызывает его на дуэль, и Онегин убивает его.
Онегин и Татьяна
Несмотря на разницу в образовании, образе жизни, Татьяна смогла привлечь внимание Евгения своей уникальностью, в отличие от девушек светского общества. Она тоже была дворянкой, но выросла в скромной сельской местности. Татьяна — довольно культурная, но простая девушка, способная на глубокие чувства, невинная и уверенная в себе.
Прочитав французские любовные романы, она была готова встретить того, кого ей суждено было полюбить. Оказалось, что это Онегин. И Татьяна пишет ему письмо с признанием в любви.
Евгений, уже исполненный любви, был тронут этим сообщением, потому что понял, что это была невинная и доверчивая душа, совсем не похожая на те светские красотки, от которых он устал. Он ответил, что еще не готов к семейной жизни, но если решит жениться, то выберет только такую девушку, как Татьяна.
Пушкин обращает внимание на благородство Евгения, не решившегося воспользоваться наивностью и неопытностью девушки.
Балы в романе
В дни радости и желания
Я был без ума от мячей:
Скорее нет места для признаний
И за доставку письма.
Шары играют значительную роль в сюжетной организации Евгения Онегина. Достаточно сказать, что именно на Ларинском балу произошла ссора Ленского с Онегиным, закончившаяся трагедией. На выпускном вечере главный герой второй раз встречает Татьяну.
Такие праздники были важны и в жизни современников Пушкина. Начиная с петровских собраний, танцы были одной из немногих форм организации общественной жизни. Они были строго регламентированы, и гости, которые их посещали, должны были подчиняться правилам бального этикета. По мнению современников, обществу просто требовался сложный набор правил поведения:
«Там, где царит этикет, придворные — это дворяне и дамы мира, где этикет отсутствует, они опускаются до уровня лакеев и горничных, потому что близость без близости и без равенства всегда унизительна, настолько для тех, кто ее навязывает, как и для тех, кому это навязывается », — вспоминала Анна Тютчева, дочь поэта Федора Тютчева и младшая современница Пушкина.
Некоторые свободы и отклонения от этих правил были продиктованы модой и социальным статусом гостя. Затем Онегин подходит к балу, когда «толпа занята мазуркой». Это значит, что герой появился посреди праздника, когда гости уже разошлись на приличном польском (полонезе) и могли танцевать легкие танцы, главным из которых была мазурка.
«Мазурка с незапамятных времен имела особенно интересное значение, — писала мемориалист Екатерина Сабанеева».
Онегин, несмотря на идеологию денди, которая учила кавалеров избегать танцев, а если и делали, то со скукой и нежеланием это делать, тем не менее «легко танцевал мазурку», не в силах отказать себе в этом удовольствии.
Что касается позднего появления героя на балу, то это можно расценить как следование столичной моде (ведь именины Татьяны Онегин с Ленским тоже в числе последних): опоздание было признаком денди. Только в праздники, в которых участвовал император, все гости должны были приходить вовремя. Особенно строго это правило соблюдалось во времена правления Александра I и Николая I.
В «Евгении Онегине» не так много говорится о женском бальном этикете, но есть важная иллюстрация того, как должна вести себя дама в обществе:
И что бы ни смущало его душу,
Неважно, насколько он силен
Удивлен, поражен
Но ничего не изменилось:
Сохраняет тот же тон
Столь же безмолвен его лук, —
Так Пушкин описывает встречу уже замужней Татьяны с Онегиным в восьмой главе. Согласно правилам хорошего тона, представитель высшего общества ни при каких обстоятельствах не мог показывать свои чувства. Особым достоинством считалось наличие духа и внешнее спокойствие.
Лотман Ю.М. Романо А.С. «Евгений Онегин» Пушкина: Комментарий. Л., 1983.
Лаврентьева Е.А. Повседневная жизнь дворянства пушкинской эпохи. Приметы и суеверия. М., 2006.
Онегин в деревне
Неожиданно Евгению приходит сообщение о том, что его дядя умирает и хочет попрощаться. Он сразу бросился в деревню, хотя заранее зевнул от надвигающейся скуки. Но дядя оставил ему наследство…
Однако живым Евгений его не застал. Пребывая в деревне, Онегин был счастлив, наконец, что смог изменить свой образ жизни, и первые два дня в деревенской жизни его привлекало все: тишина, природа, новые заботы… Но на третий день он понял, что в деревне была такая же скука.
Однако Евгений стал налаживать сельскую жизнь: он заменил барщину оброком — это не понравилось некоторым соседям и было объявлено «опаснейшим чудаком».
Постепенно Онегин приобщился к здоровой сельской жизни. Сначала у нового соседа были частые гости, но он старался их избежать, выйдя с заднего крыльца. Поэтому обиделись, все решили, что он сошел с ума, и прекратили с ним дружбу.
В этот момент в соседнюю деревню приехал новый помещик, романтик, мечтатель Владимир Ленский, окончивший Геттингенский университет, один из крупнейших в то время высших учебных заведений Европы.