«Моцарт и Сальери»: история создания «Маленьких трагедий»

История написания

Произведение написано в один из самых плодотворных периодов творчества поэта. Однако он хотел опубликовать произведения под псевдонимом, опасаясь критики своего врага Булгарина. На одной из рукописных копий Моцарта и Сальери написано: перевод с немецкого. Возможно, работа была основана на статье в немецком издании. Автор сделал наброски своего произведения в 1826 году, но окончательный вариант появился спустя 4 года.

Что привлекло Пушкина в легендарном сюжете об отравлении завистливым соратником Сальери известного композитора Вольфганга Амадея Моцарта? Герои этого произведения — исторические персонажи, но идея отравления относится к разряду легенд и слухов. Предположительно, композитор Сальери признался бы на смертном одре, что он из зависти отравил своего коллегу торговлей. Немецкая пресса писала об этом признании вполне законно.

Почему современники считали Сальери отравителем гениального композитора? Потому что накануне его безвременной кончины свистнула удачная постановка «Дон Жуан». Публика, наслаждаясь сладкой и чарующей гармонией Моцарта, вдруг услышала пронзительный свист и увидела, как Сальери вышел из зала театра. Он был в ярости. Современники Моцарта были уверены, что кто-то, освиставший постановку «Дон Жуан», может отравить ее автора.

Неважно, кто придумал эту легенду. Важно, что Александр Сергеевич поверил в нее и создал ее следующий поэтический шедевр. И первоначальное название произведения также указывало на то, что Пушкин верил в правдоподобность отравления: «Зависть». Масла в огонь этой мистической истории подлило творение Моцарта накануне его смерти «Реквием», то есть памятное произведение. И таинственный незнакомец в черном заказал у композитора этот реквием.

В планах А.С. Пушкина было написать девять небольших трагедий, но преждевременная смерть прервала жизнь великого русского поэта, и идея осталась невыполненной.

Спустя время сюжет этой комедии использовал другой гениальный автор — Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он создал одноименное произведение.

История создания

По мнению исследователей творчества поэта, идея родилась у Пушкина в 1826 году. Осенний период Болдина — самый яркий в творчестве Пушкина, именно тогда были созданы его самые яркие произведения, работа была легкой и плодотворной. «Моцарт и Сальери» относится к циклу так называемых «маленьких трагедий», которых писателю удалось написать всего четыре, хотя он планировал девять.

В 1820-е годы существовал своего рода культ Моцарта. Им восхищались, его жизнь и подробности смерти интересовали, вся Европа терялась в догадках о судьбе гениального композитора. Следует отметить, что после того, как Александр Сергеевич создал свою трагедию, миф об отравлении Моцарта стал настолько популярным, что со временем превратился в стереотип. А имя Сальери стало нарицательным и означает «завистник”.

Александра Сергеевича забавляла реакция публики на его творения, он любил художественные розыгрыши, сознательно путал «следы», ссылаясь на скандальные слухи. Трагедия — не что иное, как авторское творческое видение человеческой зависти, а образы главных героев вторичны. Проблема человеческих судеб всегда занимала Пушкина, поэтому он восхищался великими гениями, но он творил свою творческую правду. Нет исторических данных, подтверждающих, что композитор Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта, по этой причине произведение нельзя считать исторической трагедией. Изначально автор намеревался назвать трагедию «Завистью», что просто и лаконично охарактеризовало смысл и суть действия.

Постановка на сцене

Театральная судьба пьес Пушкина начала складываться еще при его жизни. Однако первая постановка «Моцарта и Сальери» оказалась неудачной, так как была поставлена ​​на сцене вместо водевиля Шаховского. Произошло это в Санкт-Петербурге в 1832 году. С тех пор ни один из спектаклей не имел успеха на сцене, это явление даже назвали «проклятием не-сцены». Премьера «Скупого рыцаря» была полностью отменена из-за внезапной смерти Пушкина на дуэли.

В 1962 году пытались поставить и блестящие драматические шедевры Пушкина, но критики отметили неравенство всех четырех частей спектакля. Комедия «Моцарт и Сальери» оказалась слабым звеном. Только «Скупой рыцарь» считался успешным сценическим опытом; эта игра прижилась на сцене.

Более успешными оказались кинопроизводства по трагедии Пиккола. В 1979 году режиссер М. Швейцер создал оригинальный коллаж из произведений русского поэта, в котором свое место заняла пьеса «Моцарт и Сальери». В съемках приняли участие незабываемые звезды советского кино — Владимир Высоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Наталья Белохвостикова, Сергей Юрский, Матлюба Алимова, Валерий Золотухин и другие.

Сцена II

Особая комната в трактире; пианино.

Моцарт и Сальери за столом.

Сальери

Почему тебе грустно сегодня?

Моцарт

Я? Нет!

Сальери

Ты на что-то злишься, Моцарт?
Хороший ужин, хорошее вино,
А ты тупой и хмурый.

Моцарт

Признаваться
Меня беспокоит мой Реквием.

Сальери

А!
Вы сочиняете Реквием? Сколько времени прошло?

Моцарт

Давным-давно, недели три назад. Но странный случай…
Разве я тебе не говорил?

Сальери

Нет.

Моцарт

Так что слушай.
Около трех недель назад я опоздал
Дом. Они сказали мне, что прошли
Кто-то позади меня. Потому что я не знаю
Всю ночь я думал: а кто это будет?
И что ему во мне? Завтра то же самое
он вошел и так и не нашел меня.
На третий день я играл на полу
С моим парнем. Они позвонили мне;
Я вышел. Человек в черном
Вежливо поклонившись, он приказал
Реквием исчез из меня. Я сел сразу
И он начал писать — и с тех пор позади меня
Мой черный не пришел;
И я счастлив: мне было бы жаль расставаться
С моей работой, по крайней мере, я вполне готов
Реквием. А пока я…

Сальери

Какие?

Моцарт

Стыдно признаться…

Сальери

Что это?

Моцарт

День и ночь не дают мне покоя
Мой черный человек. Где угодно позади меня
Как тень, он гонится. Здесь и сейчас
Мне кажется, что третий с нами
сидит.

Сальери

Готово! что это за детский страх?
Отгоняйте пустые мысли. Бомарше
Он сказал мне: «Слушай, брат Сальери,
Как черные мысли будут приходить к вам
Откупорить бутылку шампанского
Или прочтите «Женитьба Фигаро».

Моцарт

Ага! Бомарше был вашим другом;
Вы сочинили ему «Тарару,
Славная вещь. Есть причина…
Я повторяю это, когда я счастлив…
Ла-ла-ла-ла… Ах, верно, Сальери,
Что Бомарше кого-нибудь отравил?

Сальери

Я так не думаю: это было слишком смешно
Для такой поделки.

Моцарт

он гений
Как ты и я. И гений, и лукавство —
Две вещи несовместимы. Это не так?

Сальери

Думаешь?

(Бросает яд в стакан Моцарта.)

Хорошо, выпей.

Моцарт

Для тебя
Привет, друг, за союз искренний,
Соединив Моцарта и Сальери,
Двое детей гармонии.

(Пьет.)

Сальери

Ждать.
Погоди, погоди! .. Ты выпил ! без меня?

Моцарт (бросает салфетку на стол)

Хватит, я сыт.

(Подходит к пианино)

Слушай, Сальери,
Мой Реквием.

(Пьесы.)

Ты плачешь?

Сальери

Эти слезы
Переливаю впервые: и больно, и приятно,
Как будто я выполнял тяжелую работу,
Как будто исцеляющий нож порезал меня
Страдающий член! Друг Моцарт, эти слезы…
Не замечай их. Давай поторопись
Снова наполни мою душу звуками…

Моцарт

Когда все чувствовали себя такими сильными
Гармония! Но нет: тогда я не мог
И мир существует; никто не будет
Чтобы позаботиться о нуждах низкой жизни;
Каждый посвятил бы себя свободному искусству.
Мы избранные, счастливые бездельники,
Не обращая внимания на презренные преимущества,
Красивый священник.
Это не так? Но сегодня я не в порядке
Что-то мне сложно; Я пойду спать.
Пока мы не встретимся снова!

Сальери

Пока мы не встретимся снова.

(Один.)

Ты заснешь
Давно, Моцарт! Но он действительно прав,
И разве я не гений? Гений и злоба —
Две вещи несовместимы. Не правда:
А Бонаротти? или это сказка
Глупая, бездумная толпа — и это было не так
Убийца создателя Ватикана?

Критика пьесы

Еще при жизни Пушкина на него обрушился шквал критики за то, что он представлял образы исторических персонажей в искаженном свете. Отчасти эта критика была оправдана, поскольку «маленькая трагедия» русского поэта, разбросанная по миру, способствовала широкому распространению мифа об отравлении Моцарта Сальери.


Антонио Сальери, портрет Ф. Реберга, 1821 г

правда, многие почитатели таланта Пушкина считали, что русский гений брал имена двух музыкантов только как образец и художественный образ вечной борьбы добра и зла, и никогда не настаивали на исторической правдивости его трагедии.

Анализ трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкина

«Моцарт и Сальери» относится к одной из «маленьких трагедий» Пушкина, созданных им в «Болдинской осени» 1830 года. Поэт начал работать над ней в 1826 году. Изначально он хотел назвать трагедию «Завистью».

В основе оперы лежит легендарная история убийства величайшего композитора. Теперь окончательно доказано, что Сальери был невиновен, но некоторые сомнения остаются. Пушкин блестяще использовал легенду, чтобы обличить один из главных человеческих пороков. В образе Моцарта просматриваются черты самого поэта: легкомыслие, веселый характер.

Сальери действительно был известным композитором. Его путь к славе был долгим и упорным. Он убежден, что успехов в искусстве можно достичь непрерывным трудом. Сальери всю свою жизнь посвятил музыке. Его можно назвать настоящим профессионалом своего дела. Он подверг искусство математическому анализу, а затем превратил его в обычное ремесло. Сальери честен, он не завидует всему остальному музыкальному миру. Он прекрасно понимает, что все достигли славы одинаково. Сальери не может никого обвинять в лени или нечестности.

Но знакомство с Моцартом производит переворот в душе Сальери. Он понимает, что впервые узнал о черной зависти. Моцарт — гений. Божественный дар был дан ему от рождения. Ему не потребовалось много лет терпеливого изучения теории музыки. Творчество для Моцарта — это сама жизнь, он чувствует свою органическую связь с ним. Сальери возмущен такой ситуацией. Он восхищается талантом своего друга, но сожалеет о том, что Бог одарил его бесценным подарком. Моцарт слишком легкомыслен в своем величии. Из-за скрипки старого нищего он забывает, зачем он пошел к своему другу. Новая «ерунда» композитора поражает Сальери, восхищает, он отождествляет его с Богом… Сальери уверен, что Моцарт не способен адекватно распорядиться своим талантом. Пустой и поверхностный человек получил божественный дар. Его деятельность послужит лишь дискредитации искусства.

В трагедии упоминается необъяснимый факт, произошедший на самом деле. Незадолго до смерти Моцарту было приказано создать Реквием, поминальную службу в католицизме. Он предчувствовал, что создает его для себя. Это предчувствие сбылось. В «Реквиеме» Пушкина это последнее произведение гениального композитора перед его убийцей. Чудовищная зависть заставила Сальери отравить Моцарта. Гений был избалован рядовым мастером в искусстве. Огромную роль играет предсмертная фраза Моцарта: «Гений и зло — вещи несовместимые». После отравления Сальери мучительно размышляет о ней и задает себе риторический вопрос. Ответ на него раскрывает сущность преступника и его основной мотив.

    «Моцарт и Сальери» — краткое содержание

Сцена первая

Первая сцена спектакля открывается рассказом о Сальери. В детстве будущий композитор слышал звуки органа, и с тех пор музыка завораживает его навсегда. Он старательно «препарировал» ее, пытаясь понять, в каких частях сложена красивая мелодия. Сальери работал долго и усердно, не обращая внимания на праздность. В результате он добился высокого положения в обществе и всеобщего уважения. Так он жил мирно и счастливо, наслаждаясь достигнутым успехом, пока однажды не обнаружил, что ужасно завидует молодому композитору Моцарту. Он был откровенным негодяем, относился к музыке как к легкому и приятному занятию и сочинял ее так же легко, как птицы поют свои песни. И в то же время его музыка была настолько прекрасна, что даже сам Сальери сделал сравнение не в свою пользу.

Иллюстрации к Моцарту и Сальери
Иллюстрация Михаила Врубеля. 1884 год

Однажды Сальери встретил Моцарта в компании слепого скрипача. Музыкант-любитель неуклюже играл музыку Моцарта, неизбежно искажая ее, а Моцарт как бы нисколько его не расстраивал, а, наоборот, забавлял. Сальери поразило такое легкомысленное отношение к музыке! Когда друг сыграл ему мелодию, которую он быстро набросал ночью, Сальери окончательно убедился, что он гений. И он решил «остановить» Моцарта, потому что Сальери считает такую ​​жизнь и такое творчество «неправильным». Друзья решают вместе пообедать в таверне, и Сальери готовит яд, который когда-то оставила ему его возлюбленная.

Сцена вторая

Во время ужина Моцарт делится с Сальери новостью о том, что пару недель назад к нему пришел странный гость в черном и попросил сочинить для него Реквием (похоронную пьесу). И вот композитор уже написал музыку, но гость больше не возвращается. Но и Моцарт этому обрадовался, потому что теперь он мечтал оставить эту мелодию себе.

Сальери пытается утешить друга, рассказывая, что его друг Бомарше в минуты грусти рекомендовал выпить бокал игристого вина или перечитать книгу о приключениях Фигаро. Моцарт спрашивает друга, правда ли, что Бомарше кого-то отравил, как говорят слухи. И сам он резюмирует, что этого не могло быть, потому что Бомарше — гениальный писатель и «гений и зло — они не могут существовать вместе!».

Сальери мягко наливает яд в бокал Моцарта. Он его пьет и по просьбе своего «друга» играет свой новый реквием-творение. Сальери понимает, что это гениальная музыка!

По окончании трапезы Моцарт заболевает и возвращается домой. И Сальери остается один, чтобы задуматься над словами своего спутника. «Вы правы, и я не гений, ведь я могу убить талант?».

klassreferat.ru

Что объединяет Моцарта и Сальери и что их разделяет? Моцарта и Сальери объединяет любовь к музыке и ее понимание, и их разделяет иное чувство цели музыки. Сальери возомнил себя аскетом-священником, для которого невозможны легкомысленные выходки и смешной смех, отрицает мир. Моцарт весь соткан легкостью и принятием повседневности, напротив, он берет весь мир в себя, он не выделяется из него — и это источник его постоянного вдохновения. Почему Сальери презирает жизнь? Сальери презирает повседневную жизнь, потому что все, чего он достиг, было достигнуто огромным самоотречением и перегрузками. Он считает, что принесенные им жертвы возвышают его над теми, кто живет другой и простой жизнью. Поэтому он считает, что между ним и миром непроходимая пропасть. Этим он ограничивает себя и свое творческое волеизъявление, ведь каждый творец берет темы для творчества из жизни, а не из собственной души, оторванной от этого мира. В результате Сальери творчески бесплоден, он возвращается и преломляется своей огромной гордостью с еще более сильным презрением к миру. Что означают слова «… Гений и беззаконие / Две вещи несовместимы»? Эти слова трагедии принадлежат Моцарту. Сальери уверен, что он гений, но в то же время страстно завидует истинному гению: Моцарту. Гений всегда великодушен, а у Сальери очень узкая душа. Это окончательно становится ясно самому Сальери, когда он уже решил отравить Моцарта, и вдруг говорит о несовместимости гения и зла. Это последнее испытание для Сальери; Он еще не станет гением, но он, возможно, еще не станет гениальным антагонистом — злодеем. Но истинная сущность Сальери, разрушительная и изъязвленная осознанием своей неполноценности, стремится показать себя даже ценой отказа от ложной веры в себя гения. Сальери продолжает открыто признавать себе, что он завистливый человек, только чтобы остановить настоящего гения, который якобы лишает смысла свои собственные трудности в служении музыке.

Тема и конфликт

Зависть становится двигателем сюжета и основой конфликта в стихотворении Пушкина. Это разрушительное чувство толкает Сальери на страшное преступление, заставляя его убить Моцарта ядом. Будучи в реальной жизни жертвой зависти толпы, Александр Сергеевич очень ее презирал. Это позволило ему так ярко и искусно изобразить вызванную им трагедию.

интересно, что обидчик остается без традиционного наказания, но не выходит победителем. Фраза о несовместимости гения и зла навсегда запечатлелась в сознании Сальери, заставляя его усомниться в своем мнении, и отравленный Моцарт торжествует: он поднялся над человеческой злобой, продемонстрировав свою исключительность. Смысл произведения — показать, как движимый завистью человек остается один на один со своей совестью и не может найти себе оправдания, которое служит справедливым наказанием.

Помимо вопроса о зависти, проблемы Моцарта и Сальери касаются извечного конфликта между рациональным и творческим. Для юного гения музыка — это искусство, для дирижера оркестра — профессия. Творчество сближает и отдаляет их одновременно. Сальери восхищается музыкой Моцарта, но рассуждения о том, как он растрачивает свой талант, растрачивает свой гений на пустяки и развлечения, признает богохульство и не относится к искусству всерьез, являются не меньшим преступлением, чем завистью.

Гений и злоба

Две вещи несовместимы.

Все говорят: на земле нет правды.

Но нет правды — и выше. Для меня…

Все говорят: на земле нет правды.

Но нет правды — и выше. Для меня…

И разве я не гений? Гений и злоба

Две вещи несовместимы:

А Бонаротти? Или это сказка

Глупая, бездумная толпа — и это было не так

Убийца создателя Ватикана?

И разве я не гений? Гений и злоба

Две вещи несовместимы:

А Бонаротти? Или это сказка

Глупая, бездумная толпа — и это было не так

Убийца создателя Ватикана?

Часто, посидев в безмолвной камере

На два-три дня, забывая и сон, и пищу,

Вкусив радостей и слез вдохновения,

Я сжег свою работу и холодно смотрел

Как мои мысли и мои звуки, рожденные мной,

Горя, он исчез в слабом дыму.

Часто, посидев в безмолвной камере

На два-три дня, забывая и сон, и пищу,

Вкусив радостей и слез вдохновения,

Я сжег свою работу и холодно смотрел

Как мои мысли и мои звуки, рожденные мной,

Горя, он исчез в слабом дыму.

Убив звуки,

Я разбил музыку, как труп.

Убив звуки,

Я разбил музыку, как труп.

Моцарт не выдержал, я скрипача привел,

Чтобы угостить вас своим искусством.

Входите! Входит слепой старик со скрипкой.

Кое-что из Моцарта! »Старик играет арию из« Дон Жуана »; Моцарт смеется над Сальери

А ты умеешь смеяться? Моцарт

Ах, Сальери!

Ты тоже не смеешься

Нет.

Мне неинтересно, когда художник непригоден

Мадонна Грязного Рафаэля для меня

Разве мне не смешно, когда подлый дурак

Он позорит Алигьери пародией.

Давай, старый Моцарт

Подожди: вот, пожалуйста,

Выпей за мое здоровье.

Моцарт не выдержал, я скрипача привел,

Чтобы угостить вас своим искусством.

Входите! Входит слепой старик со скрипкой.

Кое-что из Моцарта! »Старик играет арию из« Дон Жуана »; Моцарт смеется над Сальери

А ты умеешь смеяться? Моцарт

Ах, Сальери!

Ты тоже не смеешься

Нет.

Мне неинтересно, когда художник непригоден

Мадонна Грязного Рафаэля для меня

Разве мне не смешно, когда подлый дурак

Он позорит Алигьери пародией.

Давай, старый Моцарт

Подожди: вот, пожалуйста,

Выпей за мое здоровье.

Когда все чувствовали себя такими сильными

Гармония! Но нет: тогда я не мог

И мир существует, никто бы не стал

Чтобы позаботиться о нуждах низкой жизни;

Все было бы посвящено свободному искусству.

Мы избранные, счастливые бездельники,

Не обращая внимания на презренные преимущества,

Красивый священник.

Это неправда? Но сегодня я не в порядке

Мне что-то сложно, я иду спать.

Пока мы не встретимся снова!

Когда все чувствовали себя такими сильными

Гармония! Но нет: тогда я не мог

И мир существует, никто бы не стал

Чтобы позаботиться о нуждах низкой жизни;

Все было бы посвящено свободному искусству.

Мы избранные, счастливые бездельники,

Не обращая внимания на презренные преимущества,

Красивый священник.

Это неправда? Но сегодня я не в порядке

Мне что-то сложно, я иду спать.

Пока мы не встретимся снова!

Бомарше сказал мне: «Слушай, брат Сальери, какие мрачные мысли будут приходить к тебе, откупори бутылку шампанского. Или прочти« Свадьбу Фигаро».

Бомарше сказал мне: «Слушай, брат Сальери, какие мрачные мысли будут приходить к тебе, откупори бутылку шампанского. Или прочти« Свадьбу Фигаро».

Ставлю ремесло у истоков искусства…

Ставлю ремесло у истоков искусства…

Я подумал: может быть, жизнь

Он принесет мне дополнительные подарки;

Может быть, радость приедет ко мне в гости

И творческая ночь, и вдохновение…

Я подумал: может быть, жизнь

Он принесет мне дополнительные подарки;

Может быть, радость приедет ко мне в гости

И творческая ночь, и вдохновение…

Композиция

В состав этого произведения входят все необходимые этапы: выставка, содержащаяся в монологе Сальери о жизни и искусстве, кульминация и философский эпилог.

Трагедия состоит из двух действий, которые в свою очередь построены на размышлениях и выступлениях главных героев.

Композиция окутана болезненными монологами Сальери, оплетая все повествование паутиной. Трагедия начинается с философских размышлений старого композитора и заканчивается ими. Зависть, как змея, медленно и незаметно закрадывается в душу человека и убивает ее. Именно такой смысл вложил автор в свою работу: о пагубности греховных помыслов. Зло в трагедии имеет лицо Сальери. Сначала в его голове таилась только одна мысль, потом она сбылась, заставив героя совершить непоправимое, за что его навсегда будет топтать совесть.

Борьба между добром и злом — внутренний стержень композиции трагедии.

Тема

Тема, затронутая в трагедии Александром Сергеевичем, довольно банальна: это глупая человеческая зависть. В то время как Сальери, проживший свою жизнь и считающий, что в основе всех успехов лежит кропотливая работа и правильные арифметические расчеты, отвергает такой фактор, как гениальность, Моцарт — молодой композитор, он просто наслаждается жизнью и творит с легкостью и беззаботностью, полностью полностью не задумываясь о философском значении своих действий. Музыканты дружелюбны, но это не мешает завистливому Сальери уничтожить своего оппонента за растрату его таланта. Ведь молодой Моцарт не понимает собственного выбора и воспринимает свой гений как должное, забывая благодарить небеса за это счастье.

Зависть — один из самых тяжких грехов, и для пожилого композитора она оказывается разрушительной: она ведет героя на убийство, разрушая тем самым его душу. В этом тексте зависть становится главным двигателем сюжета.

Основная мысль трагедии — осознание того, что все проблемы находятся внутри нас. Итак, человек, совершивший злодеяние, в конечном итоге остается наедине со своей совестью, и она съедает ее, не доставляя радости от того, что раньше казалось выходом из неблагополучной ситуации. Моцарт отравлен, но не побежден. И здесь он обнаруживает себя над врагом, решившим подлость. Умирая, он произносит блестящую фразу, морально уничтожившую его убийцу: «гений и зло несовместимы».

Жанровые особенности

Интересная особенность Моцарта и Сальери — жанр. Произведение принадлежит к «Маленьким трагедиям» Пушкина и сохраняет все присущие им характеристики:

  • острый конфликт;
  • ясная идея;
  • срочные проблемы;
  • трагический финал.

Игра написана в поэтической форме. Литературное направление — классицизм. В повествовании четко соблюдаются три литературных правила единства: действие, место и время. Для написания поэт выбрал белый пентаметр ямба, считавшийся классикой еще во времена трагедий Шекспира. Объем произведения очень небольшой — всего две главы, что делает его уникальным в жанре, который обычно насчитывает несколько десятков событий и персонажей. Помимо «Моцарта и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы» и «Скупой рыцарь» относятся к небольшим трагедиям: их богатое внутреннее содержание позволяет им соответствовать канонам жанра.

Главные герои

В игре нет богатого набора персонажей. Среди них выделяются два главных героя: Моцарт и Сальери, характеристики которых во многом противоположны. Таблица символов:

Моцарт - молодой композитор и главный положительный персонаж

  • Моцарт — молодой композитор и прекрасный положительный персонаж. Веселый, оптимистичный, у него мягкий характер и непринужденное отношение к жизни. Ему легко заниматься музыкой: к своему таланту музыкант относится скромно и даже слегка пренебрежительно. Композитор наивен и открыт: он искренне считает Сальери другом, не подозревая о его противоречивых эмоциях.
  • Сальери — пожилой придворный музыкант. По характеру он противоположен Моцарту: серьезный, мрачный, безжалостный и гордый. Музыка дается ему с трудом, и только упорным трудом, значительными усилиями и отказом от прошлой праздной жизни он может добиться успеха. Он убеждается, что Моцарт представляет угрозу для искусства и недостоин своего таланта из-за своего небрежного отношения к жизни, и поэтому его нужно остановить и убить. Но в глубине души он понимает, что ревнует к своему другу-композитору, из-за чего страдает сам.
  • Человек в черном — предвестник смерти. За три недели до начала мероприятий он заказывает Реквием Моцарта, после чего незримо преследует его, вызывая беспокойство в душе молодого музыканта. Уже выпив яд, музыкант исполняет созданную для него композицию с символическим названием, от которой Сальери заставляет плакать.
  • Старый слепой — скрипач в таверне, который играет на слух мелодии Моцарта. Сальери увольняет его, услышав фальшивую мелодию, которую он считает богохульством. Его друг не соглашается, щедро награждая музыканта.

Персонажи, помимо Моцарта и Сальери, второстепенны. Автор никоим образом не раскрывает своего персонажа, используя героев только как часть сюжета, действие которого происходит с коллегами-композиторами.

Жанр

Жанр, в котором написано произведение, отличается сильной коллизией, четкой идеей, насущными проблемами и трагическим финалом. Большинство трагедий написано в поэтической форме, и даже у Пушкина они написаны белым пятистопным ямбом, обычно называемым «Шекспиром”.

Объем произведения небольшой, сюжет простой, в нем нет дополнительных ответвлений: два главных героя и слепой скрипач, который является, скорее, эпизодическим персонажем. Трагедию в двух действиях называют малой из-за ее уникальности в жанровой системе. Однако маленькое произведение Пушкина огромно и значимо по смыслу и философии.

Анализ внутренней структуры и жанровых характеристик «Моцарта и Сальери» позволяет сделать вывод об уникальности пушкинского изобретения — «маленькой трагедии». В этот жанр входят «Каменный гость», «Пир во время чумы» и «Скупой рыцарь» Александра Пушкина. Эти произведения, написанные в направлении классицизма, характеризуются классической художественной троичностью, вечными темами и неразрешимыми конфликтами.

Оцените статью
Блог про А. С. Пушкина