«Медный всадник»: краткое содержание для читательского дневника

Композиционные особенности произведения

Прежде всего, хотелось бы остановиться на особенностях композиционной структуры произведения. Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что одним из основных методов композиционного построения произведения является сравнение.

Этот прием основан на сравнении Петра и Евгения. Персонажи в произведении трижды сталкиваются друг с другом.

Готовые работы на аналогичную тему

Получите выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В начале работы автор отражает мысли Петра о созданном им городе. Сразу после описания величия Петра автор обращается к образу Евгения. Пушкин указывает, что перед нами «человечек». В этом случае сравнение производится по принципу: величие — ничтожество. Его мысли не о размерах города, не о судьбе России, а о простом человеческом счастье: семье, детях. Пушкин указывает, что перед нами «человечек». Уже в самом начале произведения формируется главный конфликт произведения: отражение того, как величие, прогресс, личность, масштабно в историческом аспекте, приводит к разрушению обыденного, будничного, банального, обыденного человек. При этом сравнение подчеркивает не только различия между героями, но и их сходство: и Петр, и Евгений мечтают, но мечтают с точностью до наоборот, стремятся осуществить свои мечты, но воплощают их по-разному.

Второй раз противостояние Пьетро и Эухенио происходит во время волнений на Неве, наводнения. Спасаясь от стихии, Евгений оказывается рядом с Медным всадником:

Наблюдение 2

Сам памятник в этом случае становится знаком неприкосновенности, непоколебимого величия Петра, государственной власти и самого государства.

Создание кульминации также достигается за счет сопоставления героев. Просветление Евгения, осознавшего «демоническую» силу Петра, наступает после того, как герой сошёл с ума. В его видениях появляется не только образ Петра-царя, но и образ Петра-Медного всадника, образ правителя, полностью лишенного ничего человеческого:

О могущественный повелитель судьбы!

Вы не прямо над самой бездной

На высоте, с уздечкой железной

Он поднял Россию?

Сама поэтическая эпоха воплощает в себе образ самой российской власти, обладающей огромной властью, но в то же время жестокой, бесспорной, вынужденной идти на титанические условия, чтобы держать Россию на краю «пропасти».

Следовательно, конец стихотворения гармонично перекликается с его началом.

Таким образом, путем сравнения формируется смысловая доминанта произведения.

Средства выразительности

При написании стихотворения Пушкин активно использовал средства художественного выражения. Язык Мертвого рыцаря изобилует тропами. Вот некоторые из них:

  • Метафоры: «Открой окно в Европу / Стой у моря»; «Он поднял Россию на задние лапы».
  • Противостояние: «Старая Москва угасла / Как прежде новая Царица / Вдова Порфирия»; «Как бушующий зверь»; «В окна входят, как воры»; «И Петрополис появился как тритон».
  • Эпитеты: «пустыня», «свирепый», «высокомерный», «ужасный», «покорный», «измученный», «смущенный», «дряхлый», «холодный».
  • Воплощение: Нева «рвала», «шла», «ревела», «неслась»; «Она Нева не могла спорить».
  • Анафора: «Он не слышал, / Как поднялся жадный жезл, / Его растения смыло, / Как дождь хлестал его по лицу, / Как ветер, яростно завывающий…».
  • Антитезис: день — ночь; Пьетро как дворянство — Евгений как нижний слой; Пьетро как государство — Эухенио как простой гражданин.
  • Риторический вопрос: «Куда скажешь, конь гордый, / И где копыта опустишь?»

Пушкинский стиль поэзии стал эталоном в литературной среде того времени. Особенно интересной деталью в произведении является аллегория:

О могущественный повелитель судьбы!
Ты не прямо над самой бездной,
На высоте, с уздечкой железной
Он поднял Россию?

Поэтому Пушкин описывает памятник, но придает особое значение его элементам. Петр изображен верхом на вздыбленном коне — в нем автор увидел Россию, воспитанную при правлении честолюбивого императора. Сама бездна — это волны, изображенные на постаменте Петра Великого.

История создания

В основе произведения — реальная история наводнения, произошедшего в Петербурге осенью 1824 года.

Образ ожившего памятника, скорее всего, взят из городских легенд. По одной из них, Александр I увез бы Медного всадника из Петербурга. Но один из придворных остановил императора, рассказав свой сон. В этом сне Медный всадник скакал по улицам Петербурга, ругал императора за беспорядки, но обещал, что пока он (Медный всадник) будет в Петербурге, ничего страшного не случится.

не исключено также, что Пушкин в своем материале использовал идею памятника, возвращенного к жизни Дон Жуаном».

Проблемы:

  • отношения между человеком и государством;
  • человек и природа.

Медный всадник (памятник Петру I) работы Этьена Мориса Фальконе на самом деле сделан из бронзы.

Откуда взялось название — «Медный всадник»? Конечно, Пушкин сознательно пошел на искажение фактов. Медь имеет красноватый оттенок, придающий «кровь» образу императора. К тому же медь лишена благородства бронзы — это простой металл.

Евгений и его маленький бунт никоим образом не вмешиваются в ход истории, но этот герой, по замыслу Пушкина, погибнет под сабо абсолютизма. Власть, равнодушная к человеку в решении задач государственной важности, становится кровавой и лишается благородства.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэзия.

Особенности жанра: «Медный всадник» обычно называют стихотворением, хотя сам Пушкин дал этому произведению подзаголовок «Петербургская сказка». При этом исследователи отмечают гендерную неоднородность «Медного всадника»: как и в «Капитанской дочке», в этом стихотворении Пушкин органично переплел семейную жизнь с историей.

Время и место действия: Действие происходит в 1824 году в Санкт-Петербурге.

Мнение критиков

К стихотворению обратились многие литературные критики. В.Г. Белинский писал, что в произведении можно увидеть горькую судьбу человека, страдающего от выбора нового места для столицы. Как город был основан на заболоченной местности, вопреки природе, так и человек с подавленным сердцем признает победу общего над частным. Писатель восхищается тем, как Пушкин описал образ потопа, отзывается о величайшем стихотворении.

Не менее уважительно относился к таланту Пушкина и критик А. В. Дружинин. Он считал, что его стихотворение о рыцаре оценят не только современники. Поэму поймут и узнают «все и везде». Не только в оригинале, на русском языке, но и после перевода. Критик усмотрел в произведении слияние истории человека с историей народа. По его словам, смысл стихотворения понятен сердцу каждого россиянина.

Д.С. Мережковский о стихах Пушкина

Д.С. Мережковский отметил, что в произведении представлены судьбы двух главных героев. Первое путешествие в героев Достоевского — нормальный человек, довольствующийся малым. Второй — могучий великан, сверхчеловек в виде памятника Петру Великому. Его не волнуют проблемы маленьких людей, отдавших свою жизнь на смерть за идеи правителей.

Но что будет, если обычный человек будет сопротивляться ходу вещей, восстанет против правителя? Вызов беспокоит Медного рыцаря, который безумно преследует безумца, который пытается пойти против системы. Однако суть работы в том, что громкие шаги не могут заглушить шепот обычного человека.

Критики по-своему отреагировали на произведение, представив его в разных интерпретациях. Однако все согласились: поэт блестяще передал ситуацию в обществе, которая будет понятна и актуальна для потомков. Поэма обширна по содержанию. В нем нет эпилога, поэтому противоречия между государством и отдельным человеком остаются открытыми.

Жанр, направление, размер

«Медный всадник», как принято считать, историческое стихотворение, хотя сам автор в подзаголовке обозначил его как «Петербургская сказка». Один из исследователей творчества Пушкина Д. Благой писал, что в произведении есть смесь героического эпоса и лирико-драматического «мещанского» рассказа в стихах. В тех частях, которые описывают Петра I и его деятельность, чувствуется торжественность и задор, присущий такому жанру, как ода.

Поэма написана ямбическим тетраметром (Пушкин часто называл его в своем стихотворении) и состоит из лирического вступления, которое может быть отдельным произведением, и двух частей, рассказывающих сюжет. Эпилог ничем не выделяется, но последние строки, повествующие о смерти главного героя, можно считать таковыми.

«Медного всадника» можно отнести к такому направлению в искусстве, как реализм. В 1930-е годы, когда писалась поэма, в России происходило становление реализма в русской литературе. Герой реалистического произведения кажется типичным представителем своей эпохи, его образ упрощен и обобщен. Евгений, герой «Медного всадника», показан обычным петербуржцем XIX века, «человечком». Пушкин охарактеризовал его как человека «их много». Это также относится к конкретным историческим фактам в конкретном городе. Вы легко найдете на карте места, указанные в стихотворении. Конфликт заключается в противостоянии интересов государства и интересов рядового гражданина. Между тем в нем есть черты, присущие романтизму: столкновение разных точек зрения, описываемое Пушкиным, неразрешимо. Конфликт двоякий, нельзя однозначно указать, какая позиция (в данном случае Евгения, обычного человека, или Петра I, правителя России) верна. Кроме того, собственное видение Евгения — элемент фантастического, что тоже можно отнести к романтическим характеристикам.

Однако вступление «Медного всадника» имеет черты классицистского направления. Во-первых, основное внимание уделяется прославлению великого императора и его деятельности; При описании Петербурга Пушкин использует возвышенную лексику, которая должна вызывать у читателей радость, гордость и волнение.

В чем смысл поэмы?

Пушкин создал многогранное и неоднозначное произведение, которое необходимо оценивать с точки зрения идейно-тематического содержания. Смысл поэмы «Медный всадник» заключается в противостоянии Евгения и Медного всадника, личности и государства, которое критики трактуют по-разному. Следовательно, первое значение — это противопоставление язычества и христианства. Петру часто давали титул антихриста, и Евгений против таких мыслей. Другая мысль: герой — обыватель, а реформатор — гений, они живут в разных мирах и друг друга не понимают. Однако автор признает, что оба типа необходимы для гармоничного существования цивилизации. Третий смысл — в лице главного героя олицетворялся бунт против самодержавия и деспотизма, который пропагандировал поэт, потому что принадлежал к декабристам. О том же бессилии восстания, он аллегорически рассказал в стихотворении. И еще одна интерпретация идеи — жалкая и обреченная попытка «маленького» человека изменить и повернуть вспять курс государственной машины.

Цитаты

Il Cavaliere di Bronzo краткий анализ произведения

«… Я люблю тебя, творение Петра,

Мне нравится твой строгий и стройный вид…»

И всю ночь, бедный дурак, где он ног не повернул,

Всюду за ним тяжелым шагом скакал Медный всадник».

Действующие лица

  • Евгений — мелкий чиновник, чья жена Параша погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге.
  • Петр I (Медный всадник) — Император всея Руси. Поэма представлена ​​в виде воскрешенной статуи Медного всадника. Символизирует самодержавие.

Основная тема

Основная тема поэмы «Медный всадник» — взаимоотношения простого человека и власти. Автор использует прием символического противостояния царя (реформатора России и основателя города на Неве) и памятника ему (олицетворение жестокой власти, самодержавия). Пушкин указывает, что власть не может быть правой, даже если страной управляет исключительный человек. Великие дела Петра были на благо государства, но они были жестокими как по отношению к народу в целом, так и по отношению к отдельному человеку.

Основная тема поэмы «Медный всадник»

Поэт признает величие короля и не отрицает, что все его действия были к лучшему. Однако он защищает право каждого на счастье. Неслучайно он вводит в стихотворение Евгения, показывая его поражение в столкновении с безграничной властью. Автор сочувствует Евгению. Однако в то же время он указывает, что восстание одиночки против общепринятой системы безнадежно, обречено на провал.

20. Чему учит

Поэма «Медный всадник» учит нас пониманию того, что история не существует изолированно от человека. Каким бы грандиозным и значимым ни казалось то или иное событие, у него есть обратная сторона.

Великолепие Петербурга держится «на костях» его строителей, победа в Великой Отечественной войне — на пролитой крови наших прадедов и трагедии российского детского дома. Жертвами прогресса становятся обычные люди, которые терпят удар.

Власть не должна забывать о нуждах обычных людей, потому что каждый человек — творение Бога, заслуживающее счастья, свободы и любви.

Сравнение петербургского Пушкина «Медный всадник» и гоголевского «Невского проспекта» Какое стихотворение Пушкин дал подзаголовку «Петербургская сказка» Потому что стихотворение «Медный всадник» — самое петербургское стихотворение Пушкина
Краткий анализ работы «Бронзовый рыцарь» по проекту
Сравнение петербургского Пушкина «Медный всадник» и гоголевского «Невского проспекта»
Какое стихотворение Пушкин дал подзаголовку «Петербургская сказка»

Поиск: Поиск Не нашли ответа на свой вопрос? Задайте его в комментариях. Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных. Ищи

Государство в образе Медного всадника

Впервые мы встречаем образ Петра Великого в поэме «Медный всадник» во вступлении. Здесь правитель изображен как Творец, победивший стихии и построивший город на воде.

Реформы императора были губительными для простых людей, так как ими руководила только знать. Да и ему пришлось нелегко: вспомните, как Петр насильно срезал бороды боярам. Но главной жертвой амбиций монарха стали простые рабочие: именно он на сотни жизней прокладывал дорогу северной столице. Город на костях — вот он — олицетворение государственной машины. Самому Петру и его окружению было комфортно жить в инновациях, потому что они видели только одну сторону нового бизнеса: прогрессивную и полезную, и то, что деструктивный эффект и «побочные эффекты» этих изменений легли на плечи «маленькие» люди никому не мешали. Элита наблюдала за тонущим в Неве Петром с «высоких балконов» и не ощутила всех болей водной базы города. Петр прекрасно отражает в себе абсолютистскую категоричность государственного строя: будет будут реформы и люди «как-нибудь доживут».

Если сначала мы видим Творца, то ближе к середине стихотворения поэт пропагандирует идею о том, что Петр Первый не Бог и что он не в полной мере способен справиться со стихиями. В конце работы мы созерцаем только каменное подобие бывшего правителя, нашумевшее в России. Спустя год Медный всадник стал просто поводом для необоснованного опыта и страха, но это всего лишь мимолетное чувство сумасшедшего.

Образ Петра Великого до сих пор вызывает противоречивые эмоции у современников. Нельзя не признать Россию за ее заслуги, ум и силу, но также нельзя закрывать глаза на страдания людей, на плечи которых легли все последствия реформ. Как к ней относиться, решайте сами, и А.С. Пушкин в своем стихотворении «Медный всадник» показал многогранную и многогранную личность императора, о которой также говорится в очерке «Образ Медного всадника ».

17. Значение произведения

В стихотворении «Медный всадник» Пушкин впервые призвал читателя обратиться к истории частной жизни человека, чтобы понять ее божественную ценность.

В отличие от прагматического подхода, оценивающего каждое действие с точки зрения пользы, поэт предлагает иной взгляд на природу вещей.

Главная ценность мира — человеческая жизнь, свободное право «маленького человека» творить свою личную историю, какой бы незначительной она ни казалась с исторической высоты.

Все люди одинаково бессильны перед грандиозной стихией, есть высшая судебная инстанция, для которой важен не успех замысла, а его творческая сила, направленная на человека.

«Медный всадник»: анализ произведения

«Медный всадник»: о чем это произведение, в чем его жанр и что автор пытался сказать в повествовании? Чтобы найти ответы на эти вопросы, внимательно изучите следующее:

«Медный всадник»: история создания

В стихотворении «Медный всадник», история которого связана с тяжелыми периодами жизни Пушкина, отразилась нечеловеческая природа государства Российского. В государстве был внутренний раскол. В России возникло два лагеря: одни всячески превозносили Петра Великого, другие искренне верили, что в его натуре есть что-то нечистое и демоническое.

Образ главного героя стихотворения
История создания стихотворения Пушкина: YouTube / MyBook

Одержимый общими чувствами, Александр Сергеевич уехал в 1833 году в имение своей жены Болдино. Произведение «Медный всадник» Пушкин написал в том же сезоне, завершив творчество Болдина. Поэзия — квинтэссенция размышлений автора о политике, самодержавии и государстве в целом.

Тема и конфликт поэмы

«Медный всадник» — стихотворение, посвященное острой социальной теме взаимоотношений маленького человека и государства. Страна предстает перед читателем огромной и безжалостной машиной, не замечающей проблем самых маленьких.

Принципиальность государства и его масштабы отражены в названии произведения. Хотя статуя сделана из бронзы, автор представляет ее из меди, более тяжелого материала. Статуя большая и огромная, а человек рядом с ней непропорционально мал и жалок.

К сожалению, конфликт между человеком и властью исчерпывается в конце стихотворения, поскольку огромная машина измельчает человека, не замечая потери.

«Медный всадник»: жанр, особенности композиции

«Медный всадник», жанр которого определяется как реалистическая поэма, — произведение чрезвычайно глубокое в смысловом аспекте. Есть:

  • философские размышления автора;
  • исторические очерки;
  • великолепные пейзажи;
  • подробный анализ личности самого Петра Великого.

важно отметить композицию изделия. Он принципиально отличается от аналогичных произведений тем, что у стихотворения открытый финал:

  1. Каждый читатель делает свои выводы и делает эпилог, который, по их мнению, уместен.
  2. Специалисты говорят о размахе повествования: история личности Петра Великого, его подвигов и основания города на Неве — это работа в произведении.

Особенности композиции стихотворения
Особенности композиции и жанра стихотворения Пушкина: YouTube / MyBook

Отметим легкий, незамысловатый и простой стиль автора в истории жизни маленького офицера Эухенио. Это добавляет атмосферы повествованию. Как только вектор внимания смещается к личности Петра, речь становится пафосной, пышной и величественной.

Анализ стихотворения

Для выражения основной мысли в стихотворении используется антитезис. Автор создал противоречивый образ Петра-самодержца. Его общественное служение Отечеству противоречит тирании и бесчеловечности. Евгений хоть и «маленький» человек, но с большой и ранимой душой, неравнодушен к смерти других людей.

«Худой и суровый» Петербург в первой части контрастирует с ужасными образами разрушений после потопа. Это произведение можно назвать как героическим стихотворением о творческом подвижничестве Петра I, так и трагическим рассказом о судьбе бедного петербургского чиновника.

Второстепенные персонажи

Перевозчик

В случае непогоды за копейки увозит Евгения на лодке в дом любимой.

Параша

Любимая Евгения, живущая на берегу Невы по ту сторону залива в небольшом домике с мамой. Это все, что нужно знать о героине. Она погибла во время наводнения. Параша — главный смысл существования Евгения, потеряв его, он теряет будущее. Проходит время, и Евгения находят мертвым: он утонул в Неве и был брошен на остров.

По сути, стихотворение — размышления автора о роли Петра I в истории России, о последствиях его реформ и подвигов. В философии стихотворения заложены разноплановые взгляды: объединены образ Петра, которого боготворили и прославляли, и правителя, которому приписывали родство с сатаной, безумным темным человеком. Эта характеристика героя неоднозначна, но обе версии имеют право на жизнь — ведь период правления Петра — самый благодетельный и самый странный в истории. Поэма затрагивает тему столкновения маленького человечка и безграничной власти, масштабных изменений, которые ничего не щадят на своем пути. Безразличие толпы и государства к судьбе отдельного человека — еще одна проблема, поставленная в стихотворении Пушкина. В произведении много образов городской жизни: они величественные и прекрасные, убогие и ужасные, грустные и безрадостные. Это произведение считается одним из самых глубоких и сильных в творчестве писателя. Неудивительно, что цензура запретила выпуск смелого и философски тонкого «Медного всадника», вышедшего намного позже. Сложное произведение при первом чтении без знания истории России может показаться студентам непонятным. Эта статья может быть полезна для читательского журнала или при подготовке к уроку литературы.

Образ Евгения

Описывая главного героя, Пушкин больше внимания уделяет внутреннему миру героя, создавая его психологический портрет. Этот молодой, на первый взгляд, незначительный человек обладает прекрасными духовными качествами. Он принадлежит к разрушенному дворянскому роду. Его мечты ограничиваются мечтами о простой семейной жизни с девушкой. Евгений готов работать всю жизнь, обеспечивая тем самым семью.

Смерть любимой лишает его смысла жизни. Его разум не может вынести такой трагедии. Он превращается в больного и сострадательного бездельника.

Судьба героя — это судьба «человечка» по сюжету. Автор показал свою беспомощную попытку противостоять государственному устройству в виде памятника. В результате герой терпит поражение. Пушкин подчеркивает безвыходность положения простого человека перед властью.

 

Характеристика главных героев

  1. Евгений: мы мало о нем знаем; он жил в Коломне, он вам был нужен. Он был беден, но не пристрастился к деньгам. Несмотря на безупречный обыденный характер героя, и он легко затерялся бы среди тысячи таких же серых петербуржцев, у него есть высокая и светлая мечта, полностью исполняющая идеалы многих людей — жениться на своей любимой девушке. Он — как любил называть своих героев сам Пушкин — «герой французского романа». Но его мечтам не суждено было сбыться, Параша погибает во время наводнения 1824 года, а Эухенио сходит с ума. Поэт нарисовал нам слабого и незначительного юношу, лицо которого сразу теряется на фоне фигуры Петра Великого, но и у этого обывателя есть своя цель, которая по силе и благородству соизмерима или даже превосходит личность Медного всадника.
  2. Петр Первый — во вступлении его фигура представлена ​​как портрет Творца, Пушкин признает в правителе удивительный ум, но подчеркивает деспотизм. Во-первых, поэт показывает, что хотя император выше Евгения, он не выше Бога и неподвластных ему стихий, но мощь России пройдет через все невзгоды и останется невредимой и непоколебимой. Автор неоднократно отмечал, что реформатор был слишком самодержавным, он не обращал внимания на проблемы простых людей, ставших жертвами его глобальных преобразований. Наверное, мнения по этому поводу всегда будут разными: с одной стороны, тирания — плохое качество, которого не должно быть у правителя, но с другой стороны, были бы возможны такие масштабные изменения, если бы Петр был мягче? На этот вопрос каждый отвечает сам.

Жанр

Произведение «Медный всадник» относится к жанру стихотворения реалистической направленности. Сам Пушкин определил жанр как рассказ, предваряя произведение подзаголовком «Петербургский рассказ”.

Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, включает в себя как исторические, так и философские вопросы. В стихотворении нет эпилога, и противоречия между маленьким человечком и всем государством остаются открытыми.

Краткий анализ

Год написания — 1833 г

История создания — Во время «золотой осени», когда Пушкин был вынужден остановиться в усадьбе Болдинских, у поэта случился творческий подъем. В этот «золотой» период автор создал множество блестящих произведений, которые произвели большое впечатление как на публику, так и на критиков. Одним из таких произведений болдинского периода было стихотворение «Медный всадник».

Тема — Совет Петра Великого, отношение общества к его реформам — основная тема «Медного всадника»

Композиция — Композиция состоит из широкого вступления, которое можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, посвященных главному герою, разрушительному наводнению 1824 года и встрече героя с Медным всадником.

Жанр — Жанр «Медного всадника» — стихотворение.

Направление — историческое стихотворение, описывающее реальные события, направление — реализм.

Контрастный Петербург

Северная столица возникла благодаря сознательному решению царя Петра Великого после победы над шведами. Его основание было призвано подтвердить эту победу, показать силу и мощь России, а также проложить путь для свободного культурного и коммерческого обмена с европейскими странами. В повести «Медный всадник» перед нами предстает город, в котором ощущалось величие человеческого духа, проявляющегося в строгом и гармоничном архитектурном аспекте, говоря о символике скульптур и памятников. Однако история создания Санкт-Петербурга основана не только на величии. Построенный на «болоте блат», где лежат кости тысяч неизвестных строителей, город окутан тревожной и загадочной атмосферой. Непреодолимая бедность, высокая смертность, первенство в болезнях и количество самоубийств — это оборотная сторона великолепной венценосной столицы того времени, о которой писал Александр Пушкин. Два лица города, которые можно увидеть одно в другом, усиливают мифологическую составляющую поэмы. «Прозрачный полумрак» бледного городского освещения дает жителям ощущение жизни в загадочно символическом месте, где памятники и статуи могут оживать и двигаться со зловещей решимостью. И история создания Медного всадника тоже тесно связана с этим. Пушкина как поэта не могло не заинтересовать такое превращение, которое стало кульминацией сюжета. В художественном пространстве рассказа холодный бронзовый монумент, эхом скакавший по пустынной мостовой, ожил, преследуя Эудженио, охваченного горем о потере возлюбленной и крахе всех надежд.

история создания Медного всадника Пушкина

Главные герои и их характеристика

  1. Эухенио — главный герой поэмы, «маленький человек». Он был беден, но не мечтал о богатстве. Молодой человек ничем не отличается от жителей столицы. Сам Пушкин отмечал «тупость» героя, его бездарность. У Евгения есть мечта: создать семью со своей девушкой и жить счастливо. Такой сон присущ многим, так что даже здесь он не выделяется «в толпе». В тексте не упоминается его внешность и характер, и он становится безликим. Евгений принадлежит к типу персонажей вроде «человечков» — незначительных, слабых, довольных малым. Как только в нем появляются сильные чувства — гнев, ярость — при виде статуи Петра I, он как бы боится ее и сразу видит, что его противник оживает, намереваясь наказать раба за бунт. Евгений не готов встретиться с обвинителями и сбежать.
  2. Петр I — великий реформатор Российской Империи, умен, расчетлив и деспотичен. Он мало думает о судьбах простых людей, его великие идеи, даже если они направлены на благо России, имеют мало общего с большинством ее населения. Пушкин раскрывает самодержца с двух сторон: он модернизирует страну, строит блестящий город и одновременно является олицетворением нечеловеческой силы, которая, разгоняясь, топчет народ. Образ бронзового всадника полностью соответствует этому описанию: бронзовая масса готова всей своей тяжестью обрушиться на Евгения и грозно нависает над ним.
  3. Медный всадник — символ бездушной и равнодушной силы, которая не соприкасается с людьми и возвышается над ними, как грозный и надменный памятник. Власть холодна и равнодушна, как кусок бронзы. Евгений вполне мог превратиться в настоящего чиновника: результат был бы тот же: его не слушали бы и наказали за свободомыслие.
  4. Санкт-Петербург также является героем поэмы. В прологе город предстает роскошным и величественным. Он был построен на благо нации и теперь стал домом и крепостью для многих под защитой реки Невы. Но уже в первой части оперы Петербург выглядит не так красиво. Вместо «золотого неба» над городом горит «туман несчастной ночи»; Нева заливает улицы места, которое раньше защищала, обнажая бедность и отчаяние его жителей. Вода разрушает дома, и многие люди тонут в ее толще. Император, стоящий над городом, бессилен перед стихией природы. Но на следующий день Санкт-Петербург продолжает держаться, как будто его улицы не были разрушены и его жителей не запугали. Он по-прежнему холоден, недоступен и даже лицемерен — как массивная статуя его основателя «идол на бронзовом коне».
  5. Стихия — символ мятежной воли, противостоящей бездушной и мертвой государственной машине в виде Медного всадника. В какой-то мере она, мятежная и свободная, могущественная и бесстрашная, напоминает восстание приближенных к Пушкину декабристов: дворяне призывали правителя обратить внимание на проблемы простых людей, но он отказывался их слушать и он отправлен в ссылку; но мысль как элемент не может и не хочет подчиняться власти, какой бы деспотичной она ни была.

Композиция и конфликт

Композиция стихотворения состоит из следующих частей:

  • 1. Введение, восхваляющее творчество Петра I, является прологом.
  • 2. Знакомство с Евгением (Первая часть перед потопом («Нева всю ночь…»)) — выставка.
  • 3. Описание флуда (до начала второй части) — сюжет.
  • 4. Главный герой обнаруживает, что его возлюбленная погибла во время наводнения (вторая часть строки «Несчастье берегов Невы…») — развитие сюжета.
  • 5. Бунт и возмущение Евгения, его встреча с Медным всадником — кульминация.
  • 6. Жизнь героя после этой встречи и смерти можно назвать эпилогом и своеобразным эпилогом.

Несмотря на всю неоднородность стихотворения, оно по-прежнему остается целостным произведением, благодаря которому текст легко воспринимается читателем.

Главный конфликт, который становится доминантой сюжета, неординарен и драматичен: он происходит между императором, великим реформатором России, жившим задолго до описываемых событий, и самым обычным жителем Петербурга, бедняком и неизвестный чиновник, «человечек». У каждого из них своя «правда»: государь преследует глобальные цели, он хочет «прорезать окно в Европу», укрепить флот и оборону страны, а также построить красивый город, подобный тем, что он видел за границей; «Истина» Евгения заключается в планах и мечтах обычного человека: организовать жизнь, жениться на своей девушке и жить с ней в достатке.

Однозначно сказать, кто из двоих прав, невозможно. Петр I не мог не построить города в тех местах, где могла быть угроза со стороны соседнего государства; Однако судьба простых людей не менее важна, чем планы правительства. «Правда» простого петербуржца, живого и чувствительного, так же важна, как «правда» властей, «идола», мертвой статуи. Обе эти позиции ограничены, и их конфликт неразрешим.

Иные действующие лица

Помимо двух главных героев, Петра и Евгения, на неравном противостоянии которых строится сюжет сюжета, в тексте присутствуют и другие персонажи. Их задача — более детальное раскрытие замысла автора.

Обязательно упомяните любимую девушку Евгения Парашу. Он описан очень кратко, читателю предстает только в мыслях Евгения и в его описании. Пушкин выбрал такой образ девушки неспроста, ведь таких, как она, много. Параше не нужны индивидуальные черты — это типичный персонаж своего времени, невинное дитя поступков великого человека. Бедная девочка жила с матерью у моря, из-за чего ее бедный дом был разрушен водой, а она сама умерла.

Il Cavaliere di Bronzo краткий анализ произведения

Наконец, еще один герой поэмы — река Нева. Гордая и могущественная, она была покорена императором для осуществления его честолюбивых планов. Но злая река не готова бороться со своим унижением, она напоминает человеку от наводнения, что нельзя безнаказанно вмешиваться в жизнь природы.

Вот характеристики изображения Невы, которые можно выделить, проанализировав текст:

  • Он появляется в ранних частях, когда еще не было наводнения.
  • Он развивается. В начале стихотворения Нева предстает свободной, по ее поверхности в одиночестве плывет небольшая байдарка. Позже она появляется, одетая в гранит, покорная.
  • Весной, когда тает лед, река обретает свободу. Осенью поэт справедливо сравнивает ее с больным человеком, который в своем бреду творит ужасные вещи.

Сложный и противоречивый образ, в котором переплетаются природные мотивы и ощущение неизбежности происходящих изменений, помогает Пушкину подчеркнуть неоднозначность его отношения к героям и событиям. С одной стороны, он понимает, что без Петра Россия никогда бы не приобрела привычный вид, но с другой — искренне сочувствует маленьким людям, которых можно было бы назвать Евгением, Парашей или любым другим именем. Они были заложниками славы великого императора.

Сюжет произведения

Сюжет стихотворения очень прост. Евгений, мелкий чиновник, молодой дворянин из знатной, но бедной семьи, думает о своей нужде, мечтает создать семью, строит планы на свою дальнейшую жизнь. Он засыпает сладкими снами.

В это время стихия бушует, Петербург начинает наводнять. Пытаясь спастись от наводнения, он взбирается на мраморную скульптуру льва. В отчаянии он думает о своей девушке. Когда вода утихнет, он, арендовав лодку, устремляется к дому невесты и ее матери.

Узнав о смерти Параши, он теряет рассудок. Целый год Евгений бродит по улицам, обезумев от горя. Случайно оказавшись на Петровской площади, он угрожает памятнику Петру I, считая себя виновником разрушения и гибели людей.

Ему кажется, что памятник, спускающийся с постамента, следует за ним. Евгений в ужасе пытается убежать, после чего его находят мертвым. Похоронят Евгения на острове возле полуразрушенного дома, где лежало его тело.

Оцените статью
Блог про А. С. Пушкина