Мысли о пушкинских героях Моцарте и Сальери: основа построения композиции пьесы

История написания

Трагедия написана в самый яркий период пушкинского искусства — болдинскую осень. Исследования показывают, что идея такого произведения пришла к поэту в 1826 году, во время ссылки в селе Михалковское. Затем он написал пробный очерк сюжета, но он был написан только в 1930 году и был опубликован годом позже в альманахе «Цветы Севера». Произведение стало второй подряд «маленькой трагедией», из которой автор планировал написать 9 пьес, но остановился на 4. Источниках для создания стихотворения было несколько:

  • Культ личности Моцарта, существовавший в то время. Люди не только восхищались творчеством гениального композитора, но и очень интересовались жизнью и судьбой, а также загадочной смертью. Это привело к появлению различных слухов и мистификаций, в том числе легенды об отравлении музыканта.
  • Слухи о Сальери. В 1824 году распространилась легенда, что придворный музыкант, находившийся в то время в психиатрической лечебнице, сознался в убийстве Моцарта. Рассказ был опубликован в нескольких газетах, но слух опровергнут и смерть композитора признана естественной.
  • «Драматические сцены» Барри Корнуолла. По мнению литературоведов, именно они вдохновили Пушкина на написание «маленьких трагедий» и дали ему идею имени. Из них он позаимствовал состав и структуру монологов, а также прямо процитировал несколько строк текста.
  • Музыкальная жизнь художника Йозефа Берглингера. В нем подробно рассказывается о жизни и карьере известного музыканта, в том числе о его зависти к более «блестящему» коллеге. Поскольку Пушкин не читал точную биографию Сальери и не мог взять свое изображение из других источников, он является героем «Музыкальной жизни», которая считается его прототипом.
  • Легенды Микеланджело. По некоторым слухам, он распял свою фигуру, пытаясь изобразить библейскую сцену со Христом — это действие, о котором Сальери упоминает в конце произведения. Эти слухи породили тему «преступлений во имя искусства», которую Александр Сергеевич раскрыл в своем творчестве.

Сам Пушкин прекрасно понимал, что его стихи — художественное произведение, персонажи героев — вымышленные. Но его позабавила реакция зрителей на скандальную историю.


краткое содержание сцены Пушкина Моцарт и Сальери

События Второй сцены

Таверна. Зал с пианино. Музыканты наслаждаются обедом. Однако Сальери заметил, что его коллега погружен в мрачные мысли. Моцарт сказал Сальери, что несколько недель назад к нему домой пришел странный человек, одетый в черное. Гость, поклонившись композитору, оставил Моцарту заказ: Амадей должен был написать реквием. Моцарт немедленно принялся за создание реквиема, но клиент исчез, и с этого момента он больше никогда не заставлял себя слышать. Исчезновение человека в черном порадовало Моцарта, так как музыканту было жаль отдать это прекрасное творение незнакомцу. Но после визита странного гостя в голове Моцарта мелькнули тревожные мысли. Образ незнакомца в черном не дает покоя музыканту.

Сальери воодушевляет Моцарта, советуя музыканту выпить несколько бокалов шампанского, чтобы расслабиться, или прочитать «Женитьбу Фигаро» для улучшения настроения. Одно время сам Сальери справлялся с грустными мыслями и тревогами с помощью этих средств, которые он советовал старому композитору Бомарше. Французский писатель — друг Сальери. Зная это, Моцарт поинтересовался историей о том, что Бомарше был назван отравителем.

Сальери считает, что дух убийства чужд Бомарше, но Моцарт отвечает, что писатель — гений, что означает, что он не мог совершить зло, потому что гений не идет рука об руку со злом. Амадей считает, что Сальери согласен с этим утверждением. В этот момент старый композитор тайно открывает бутылку с ядом и разбавляет яд в стакане своего соперника.

Моцарту в голову пришёл отличный тост: за гармоничные узы, объединяющие слуг музы музыкального искусства. Сальери внезапно охватило раскаяние. В ужасе от поступка, который он намеревался совершить, композитор поспешил помешать Моцарту выпить яд, но он уже выпил свой стакан.

После обеда Моцарт хотел исполнить реквием для своего друга, которому гений посвятил три недели работы. Сальери слушает творчество соперника: на глазах у композитора выступили слезы. Мимолетное раскаяние покинуло Сальери: старый музыкант плакал, потому что выполнил свой долг перед музыкой.

Внезапно Моцарт почувствовал недомогание и поспешно покинул постоялый двор. Когда Сальери остался один, композитор вспомнил слова Моцарта о том, что гениальность и склонность к злодеяниям — вещи, которые нельзя совместить в одном человеке.

Характеристика героя Сальери (Моцарт и Сальери Пушкин А. С.)

САЛЬЕРИ — герой трагедии Александра Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830), второй комедии из цикла «Маленькие трагедии». Исторический прототип: итальянский композитор Антонио Сальери (1750-1825), автор более сорока произведений, пользующихся большой популярностью в конце XVIII века (самое известное из них — «Тарар» на либретто П. Бомарше). Идея этой «маленькой трагедии» зародилась в середине 20-х годов прошлого века, когда вокруг имени Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791) возник своего рода культ, одним из проявлений которого стали сенсационные публикации о жизни великого человека композитор и его загадочная смерть. Ходили широко распространенные слухи, что Моцарт был отравлен Антонио Сальери и что он признался в преступлении, совершенном на смертном одре. Эту легенду использовал Пушкин, построив на ней интригу трагедии. Хотя в названии трагедии имя С стоит на втором месте, главный герой — он сам, а не Моцарт. Роль С больше по количеству строк, у него три монолога (у Моцарта нет ни одного), причем два из них очень длинные. В монологах-признаниях С раскрывает свои взгляды на искусство и свою жизненную философию. S в прямом смысле героя трагедии, а Моцарт — объект этих действий. Сначала С жалуется на несправедливость судьбы, лишившую его награды за годы «труда, усердия, молитв», которые дали ему бессмертный гений «сумасшедшего, праздного искателя удовольствий»; затем с ужасом, по-видимому, впервые, он произносит вслух признание, что стал «презрительным завистником» — он завидует Моцарту «глубоко, мучительно». Однако S осмеливается убить не из зависти. (В этом смысле показательно неприятие Пушкиным первой версии названия трагедии — «Зависть».) Чувство зависти служило лишь импульсом. Однако С руководствуется другими мотивами, в своих довольно высоких концепциях, соответствующих «гордому Сальери», как он сам себя определяет. Слушая «ерунду» Моцарта, потрясшую его своей глубиной и гармоничностью, и тем более что, сочинив «это», Моцарт «мог остановиться в трактире и послушать слепого скрипача», С осознает свою историческую миссию: «Я был решил остановить его «. Убив Моцарта, С., по его мнению, восстанавливает справедливость и спасает искусство от излишне небесных песен, недоступных «детям праха». В противном случае, убежден С., «мы все заблудились, все мы священники, служители музыки». Секретная цель С. — стать большим гением, чем Моцарт, показывая свой гений уже не в музыке, а на земле и «наверху», потому что нет истины ни там, ни здесь, и его, С., называют чтобы исправить эту ситуацию. Образ С. Пушкина получил множество интерпретаций. В.Г. Белинский объяснял столкновение Моцарта и С столкновением «двух типов» художественного таланта: «непосредственного гения», проявляющегося без усилий, не рассчитывая на успех, и мастерства, приобретенного ремеслом. Развивая мысли Белинского, Г.А. Гуковский видел конфликт этой трагедии в противостоянии двух эстетических течений: классицизма и романтизма. Подобные интерпретации небезосновательны. С., «искушенный в науке», сломавший музыку «как труп» для проверки гармонии с «алгеброй», сильно тяготеет к «картезианскому» типу художника XVII-XVI веков, основанному на разуме, преимущество которого защищал, например, Д. Дидро в его «Парадоксе актера». Это прочтение подтверждается серией характерных совпадений между героем и образом «русского расина» А.П. Сумароковым, представленным Пушкиным: «гордый завистливый, холодный Сумароков был обязан венцом предрассудкам». Такая чисто эстетическая интерпретация образа S вызвала критику со стороны критиков, искавших более глубокий экзистенциальный смысл трагедии. В контексте последнего S казался выразителем идеологии СМИ, рупором мафии, «глупой и бессмысленной толпой», нетерпимой ко всему блестящему и возвышающейся над общей массой. На самом деле S апеллирует к большинству («мы все…»), но к избранному большинству священников искусства (слова о бессмысленной толпе принадлежат ему, С.). Пушкинский герой отнюдь не «маленький человек», подавленный величием Моцарта и своей ничтожностью он хотел «ограничить» гения. S презирает маленьких людей (для него уличный скрипач — «гнусный дурак», пародирующий высокое искусство); Гены ненависти. Первые слишком малы в глазах С., вторые слишком высоки: оба не подпадают под понятие меры, а значит, и справедливости. Образ С получил оригинальную интерпретацию в поздних эссе Виача. И. Иванов (статья «О Пушкине», 1937 г.). Поэт-символист видел в S предшественника «теургов», мечтавших установить свою деспотическую власть над жизнью через искусство. S в интерпретации Иванова — это «ревностный строитель красоты», создающий «художественную церковь» и частную замену божественной благодати, нисходящей на Моцарта. Эта пушкинская тема, по словам Иванова, была позже продолжена Достоевским в легенде о Великом инквизиторе, где Христос, снова явившись в народе, объявлен нежеланным гостем. «Моцарт и Сальери» — единственная пьеса Пушкина, поставленная при его жизни (Александрийский театр, 1832). Первыми исполнителями ролей Моцарта и С были соответственно И. И. Сосницкий и А. А. Брянский. Впоследствии роль С исполняли М. С. Щепкин (1854), К. С. Станиславский (1915), Н. К. Симонов (1962), И. М. Смоктуновский (1979). Последний также играл Моцарта. Трагедия воплотилась в одноименном произведении Н. А. Римского-Корсакова (op. 1897), либретто которого почти дословно соответствует пушкинскому тексту. Первым исполнителем партии С был Ф. И. Шаляпин (1898).

Исторические персоны в трагедии

Моцарт и Сальери
Александр Сергеевич Пушкин написал поэтическую трагедию 1830 года в романтический период осеннего Болдина. В это время великий русский поэт написал четыре литературных произведения из цикла «Маленькие трагедии», одним из которых стала пьеса «Моцарт и Сальери» с оригинальным и повествовательным названием «Зависть”.

Классическая шекспировская драма, в которой бушуют трагические человеческие страсти, очень коротка, лаконична и состоит из двух коротких действий. Герои этой драматической оперы — настоящие исторические личности — это два известных успешных австрийских композитора и музыканта — Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери.

История создания стихотворения такова: легендарный миф о вероломном устранении противника путем отравления ядом был взят Пушкиным за основу драматического сюжета.

Главный герой австрийского и итальянского композитора Сальери читает:

«А теперь — я сам скажу — теперь я

Завидую, я очень завидую

Я болезненно завидую…”

Опытный и активный композитор считает молодого, талантливого и легкомысленного Моцарта сокровищем судьбы, недостойным собственного гения.

Внимание! Сальери оправдывает свой греховный поступок, говоря, что гений Вольфганга Амадея бесполезен.

Антонио считает ежедневную композиционную работу кропотливого и расчетливого творческого музыканта подчиненной законам гармонии: «Я ставлю ремесло на подножие искусства.”

Первая часть

Из выставки видно, что Сальери знает о большом таланте Моцарта и восхищается его невероятной музыкой, но его преследует зависть. Придворный композитор стесняется этого чувства, давит и утяжеляет его — придворный не хочет, чтобы его называли «презренным завистником», но он ничего не может с этим поделать. Первая сцена вкратце раскрывает сложные отношения двух главных героев: их дружбу и вражду.

В конце монолога Сальери произносит имя Моцарта, затем выходит на сцену, думая, что его заметили. Он берет с собой слепого скрипача, которого случайно встретил в таверне, и просит старика сыграть что-нибудь. Артистка неловко и фальшиво играет арию Дон Жуана. Моцарта это забавляет, Сальери обижается и сожалеет — он упрекает скрипача в «осквернении высокого искусства». Он прогоняет гостя, но друг просто протягивает ему деньги и просит выпить «за ваше здоровье».

Затем Моцарт показывает Сальери пьесу, которую он набросал ночью от бессонницы, и играет ее. Слушателя поражает глубина и дерзость песни, но музыкант просто смеется. Сальери возмущен, считая, что Моцарт недостоин самого себя и не заслуживает своего таланта, называя своего молодого коллегу «богом, не понимающим своей божественности». Он снова шутит, на что придворный музыкант приглашает его отобедать, встретив его в трактире «Золотого льва».

Вторая глава

Сальери снова остается один, предаваясь размышлениям. Он считает Моцарта угрозой искусству, поэтому решает его отравить. Друзья встречаются в таверне, где разговаривают. Моцарт говорит, что его беспокоит Реквием, пишет по приказу незнакомца — ему кажется, что фигура в черном гонится за ним повсюду. Сальери успокаивает его, утверждая, что это всего лишь детские страхи.

Директор суда вспоминает своего старого друга Бомарше, который сказал, что бокал шампанского и чтение «Свадьбы Фигаро» помогут избавиться от всех тревог. Моцарт вспоминает слух о том, что Бомарше кого-то отравил, но Сальери говорит, что он был слишком забавным и не был способен на такие вещи. Молодой музыкант соглашается и произносит знаменитую фразу о том, что «гений и зло — вещи несовместимые». В это же время друг подбрасывает яд в свой стакан.

Сальери пытается остановить Моцарта, но он все еще пьёт вино. Затем он идет к фортепиано и играет свою оперу «Реквием». Слушая последнюю композицию, Сальери плачет, но не от угрызений совести, а о выполнении выполненного долга. Моцарт заболевает, выходит из гостиницы.

Оставшись один, Сальери размышляет над сказанным. Он пытается найти себе оправдание, вспоминая легенду о том, как Микеланджело Буонаротти якобы принес человеческое жертвоприношение ради искусства, но приходит к выводу, что это просто глупые изобретения народа. В результате старый музыкант начинает сомневаться в собственном гении — так, даже отравленный Моцарт выходит победителем из их противостояния.




Тема и конфликт

Зависть становится двигателем сюжета и основой конфликта в стихотворении Пушкина. Это разрушительное чувство толкает Сальери на страшное преступление, заставляя его убить Моцарта ядом. Будучи в реальной жизни жертвой зависти толпы, Александр Сергеевич очень ее презирал. Это позволило ему так ярко и искусно изобразить вызванную им трагедию.

интересно, что обидчик остается без традиционного наказания, но не выходит победителем. Фраза о несовместимости гения и зла навсегда запечатлелась в сознании Сальери, заставляя его усомниться в своем мнении, и отравленный Моцарт торжествует: он поднялся над человеческой злобой, продемонстрировав свою исключительность. Смысл произведения — показать, как движимый завистью человек остается один на один со своей совестью и не может найти себе оправдания, которое служит справедливым наказанием.

Помимо вопроса о зависти, проблемы Моцарта и Сальери касаются извечного конфликта между рациональным и творческим. Для юного гения музыка — это искусство, для дирижера оркестра — профессия. Творчество сближает и отдаляет их одновременно. Сальери восхищается музыкой Моцарта, но рассуждения о том, как он растрачивает свой талант, растрачивает свой гений на пустяки и развлечения, признает богохульство и не относится к искусству всерьез, являются не меньшим преступлением, чем завистью.

Задумка

Пьеса «Моцарт и Сальери», жанр которой довольно специфична по сравнению с другими произведениями автора, была закончена за пять лет до публикации, так как есть письменные свидетельства друзей поэта и некоторых его современников. Но поэт опасался официальной критики, поэтому не спешил ее публиковать. Он также пытался анонимно публиковать свои новые работы или скрывать свое авторство, указывая, что он переводил иностранные произведения. Произведение написано под сильным влиянием его предыдущей великой исторической драмы «Борис Годунов».

Работая над ней, Пушкин хотел написать серию пьес, посвященных историческим эпизодам в других странах. И если в первом случае его вдохновляли произведения У. Шекспира, то на этот раз он взял за образец драму французского писателя Ж. Расина, которого предпочел по гармонии сюжета и слога.

Основная тема и проблематика

именно зависть становится основой конфликта в произведении, соответствующем жанру трагедии. Это поистине разрушительное чувство заставляет Сальери совершить преступление, как моральное, так и реальное. Он преследовал своего коллегу и соратника, замечательного музыканта Моцарта. Пушкин, будучи на своем месте, то есть жертвой зависти огромных масс, презирал это ужасное чувство. Именно поэтому он создал такое живое и искусное произведение русской литературы.

Интересен факт, что автор трагедии Сальери остается безнаказанным, но даже не может считать себя победителем. Утверждение, что гениальность и злоба несовместимы, навсегда остается в памяти героя, заставляя его снова и снова сожалеть о содеянном и даже сомневаться в своей невиновности. Моцарт торжествует. Он всегда был выше этих чувств, разрушающих человечество, и человеческого гнева, в чем и выражается его исключительность. В этом основная идея произведения: показать разрушение человеческой жизни, протекающее с постоянным чувством зависти и гнева.

Вторая проблема произведения — разное восприятие уроков музыки. Для одного это искусство, для другого — профессия.

Сальери считает, что Моцарт не заслуживает своего таланта и постоянно его осуждает. И это не меньшее преступление, чем зависть.

Краткая биография Сальери

Итальянский и австрийский композитор, дирижер и педагог Антонио Сальери был одним из самых успешных и признанных

музыкальные авторы своего времени. Он родился в 1750 году недалеко от Вероны в семье богатого купца. Одаренный молодой человек некоторое время занимался музыкой в ​​Венеции, затем в 1766 году Антон Сальери (немецкий вариант имени) переехал в Вену, столицу Австрии.

После выхода в свет оперы «Армида» он стал довольно известным композитором, автором многих вокальных и инструментальных произведений. За свой творческий период он написал более сорока произведений и имел большой успех не только в Австрии, но и во Франции.

С 1774 года музыкант был назначен придворным композитором, а с 1778 по 1824 год он был руководителем королевского оркестра, обладая прекрасными дипломатическими качествами и музыкальным талантом.

Профессиональная карьера

композитор имел огромный успех: он занимал высшую европейскую должность в профессиональном мире. Композитор пережил трех императоров, неизменно участвуя во всех значимых событиях общественной и музыкальной сферы Европы. Он был богатым человеком.

Педагогическая деятельность

Учениками великого мастера-композитора были:

  • Людвиг ван Бетховен;
  • Франц Петер Шуберт;
  • Ференц Лист;
  • Карло Черни;
  • Ян Непомук Хуммель;
  • Луиджи Керубини.

Важно!

Музыкант скончался в 1825 году в Вене, сделав блестящую карьеру не только как композитор и дирижер, но и как педагог и общественный деятель. Мастер полностью реализовал себя в профессии и добился успехов в искусстве.

Описание пьесы

Спектакль написан в двух действиях. Первое действие происходит в комнате Сальери. Обсудите, есть ли настоящая правда о Земле, о ее любви к искусству. Также Моцарт присоединяется к ее разговору. В первом акте Моцарт сообщает другу, что сочинил новую мелодию. Он вызывает у Сальери зависть и чувство неподдельной злости.


(М.А. Врубель «Сальери в рюмку Моцарта выливает яд», 1884 г)

Во втором акте события разворачиваются быстрее. Сальери уже принял решение и приносит другу отравленное вино. Он считает, что Моцарт уже не может ничего привнести в музыку, после него не будет людей, которые тоже умеют писать. Вот почему, по словам Сальери, чем раньше он умрет, тем лучше. И в последний момент ошеломляет, колеблется, но уже поздно. Моцарт выпивает яд и идет в свою комнату.

Композиция произведения

Внутренняя основа композиции произведения — описание борьбы добра и зла. Некоторые из его особенностей:

  • Трагедия начинается и заканчивается монологами-размышлениями Сальери. Глубокие и мучительные мысли старого музыканта, его размышления об искусстве, дружбе и жизни составляют основу произведения, обрамляющего его. Доказано, что зависть возникает в душе человека медленно и постепенно приводит к преступлению.
  • Характер монологов Сальери радикально меняется от первой части ко второй. Сначала спорите связно и логично, затем начните говорить резко, эмоционально. По словам композитора, также отмечаются противоречия, которые подчеркивают внутренний конфликт героя.
  • Образ бутылки с ядом служит связующим звеном между отражениями персонажа и происходящими событиями. Этот материальный объект, который Сальери «всегда носит с собой», символизирует темные импульсы разума старого композитора. Через него завистливые мысли перетекают в реальное действие: убийство.
  • Оба главных героя умудряются произнести фразу о том, что гений и зло несовместимы: сначала Моцарт, потом Сальери. Так Пушкин подчеркивает главную идею игры.

Сама работа написана довольно просто. Оба номера сочетают в себе монологи и диалоги главных героев. Медленный старт приводит к очевидной кульминации и эпилогу.

Трагедия заканчивается философской нотой: вместо немедленной смерти Моцарта читателю показываются размышления Сальери о случившемся.

Ощущение зависти и незаслуженности таланта

Кроме того, Моцарт представляет свою композицию Сальери, которого он написал ночью из-за бессонницы, и начинает ее исполнять. Слушателя поражает глубина написанного, а музыкант только смеется. Сальери полностью возмущен, убежден, что Моцарт не заслуживает того, что у него есть, особенно своего таланта, а также называет своего коллегу божеством, которое его не понимает. Моцарт снова смеется, затем Сальери приглашает его отобедать в таверне.

И снова Сальери остается наедине с собой, думая о своей жизни. В конце концов, он решает убить Моцарта, отравив его. Он считает себя угрозой искусству. Главные герои, по договоренности, встречаются в таверне «Золотой лев», где начинают беседовать. Моцарт рассказывает другу о своих переживаниях, а точнее, о необычном человеке, который заказал «Реквием». У него такое впечатление, что Человек в черном гонится за ним повсюду. Сальери удивлен и пытается успокоить своего партнера, убеждая его, что все это глупость и детские страхи.

Затем главный герой трагедии Сальери вспоминает своего давнего знакомого Бомарше, который посоветовал ему выпить бокал шампанского и прочитать «Женитьбу Фигаро», чтобы успокоить все тревоги. Моцарт сомневается, вспоминая слух о том, что Бомарше когда-то кого-то отравил, но Сальери убеждает его, что он был забавным человеком и неспособен на такие действия. Моцарт согласен со словами своего коллеги, считая, что на самом деле гений музыки и злоба несовместимы. В этот момент Сальери бросает яд в свой стакан.

После аварии Сальери понимает, что натворил, и пытается остановить своего друга, но тот не справляется с этой задачей. Моцарт все еще пьет содержимое стакана. Затем он подходит к пианино и начинает играть Реквием. Пока он играет пьесу, глаза его собеседника наполняются слезами, но не от раскаяния, а от осознания того, что он смог выполнить свой долг. Музыкант, исполняющий оперу, заболевает и покидает постоялый двор.

Более того, Сальери начинает сомневаться в том, что он сделал, полагая, что он совершил ошибку и что его действиям нет оправдания. Следовательно, Моцарт, несмотря на то, что был отравлен, выходит победителем из этого долгого противостояния.

Тема

Тема, затронутая в трагедии Александром Сергеевичем, довольно банальна: это глупая человеческая зависть. В то время как Сальери, проживший свою жизнь и считающий, что в основе всех успехов лежит кропотливая работа и правильные арифметические расчеты, отвергает такой фактор, как гениальность, Моцарт — молодой композитор, он просто наслаждается жизнью и творит с легкостью и беззаботностью, полностью полностью не задумываясь о философском значении своих действий. Музыканты дружелюбны, но это не мешает завистливому Сальери уничтожить своего оппонента за растрату его таланта. Ведь молодой Моцарт не понимает собственного выбора и воспринимает свой гений как должное, забывая благодарить небеса за это счастье.

Зависть — один из самых тяжких грехов, и для пожилого композитора она оказывается разрушительной: она ведет героя на убийство, разрушая тем самым его душу. В этом тексте зависть становится главным двигателем сюжета.

Читайте также: Проблемы и поэтика Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Основная мысль трагедии — осознание того, что все проблемы находятся внутри нас. Итак, человек, совершивший злодеяние, в конечном итоге остается наедине со своей совестью, и она съедает ее, не доставляя радости от того, что раньше казалось выходом из неблагополучной ситуации. Моцарт отравлен, но не побежден. И здесь он обнаруживает себя над врагом, решившим подлость. Умирая, он произносит блестящую фразу, морально уничтожившую его убийцу: «гений и зло несовместимы».

Главные герои

В игре нет богатого набора персонажей. Среди них выделяются два главных героя: Моцарт и Сальери, характеристики которых во многом противоположны. Таблица символов:

  • Моцарт — молодой композитор и прекрасный положительный персонаж. Веселый, оптимистичный, у него мягкий характер и непринужденное отношение к жизни. Ему легко заниматься музыкой: к своему таланту музыкант относится скромно и даже слегка пренебрежительно. Композитор наивен и открыт: он искренне считает Сальери другом, не подозревая о его противоречивых эмоциях.
  • Сальери — пожилой придворный музыкант. По характеру он противоположен Моцарту: серьезный, мрачный, безжалостный и гордый. Музыка дается ему с трудом, и только упорным трудом, значительными усилиями и отказом от прошлой праздной жизни он может добиться успеха. Он убеждается, что Моцарт представляет угрозу для искусства и недостоин своего таланта из-за своего небрежного отношения к жизни, и поэтому его нужно остановить и убить. Но в глубине души он понимает, что ревнует к своему другу-композитору, из-за чего страдает сам.
  • Человек в черном — предвестник смерти. За три недели до начала мероприятий он заказывает Реквием Моцарта, после чего незримо преследует его, вызывая беспокойство в душе молодого музыканта. Уже выпив яд, музыкант исполняет созданную для него композицию с символическим названием, от которой Сальери заставляет плакать.
  • Старый слепой — скрипач в таверне, который играет на слух мелодии Моцарта. Сальери увольняет его, услышав фальшивую мелодию, которую он считает богохульством. Его друг не соглашается, щедро награждая музыканта.

Персонажи, помимо Моцарта и Сальери, второстепенны. Автор никоим образом не раскрывает своего персонажа, используя героев только как часть сюжета, действие которого происходит с коллегами-композиторами.

Второстепенные герои трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»

Черный человек

— загадочный образ, олицетворяющий предзнаменование смерти Моцарта. Он заказал композитору Реквием и постоянно ощущает присутствие загадочного человека рядом. Моцарт лишен покоя, незадолго до смерти он садится за рояль и исполняет Реквием.

Слепой скрипач

— уличный музыкант, фальшивый, исполняющий произведение Моцарта. Этот персонаж подчеркивает противоположность героев. Сам автор получает удовольствие от этого спектакля, ему приятно, что его музыка популярна в народе. Сальери выходит в гневе, потому что гениальная вещь настолько искажена, он готов избить старика, он гонится за ним, но Моцарт щедро заплатил за работу уличного музыканта.

Характеристика героя Сальери (Моцарт и Сальери Пушкин А. С.)

В игре есть два главных героя: Сальери и Моцарт. Оба композиторы, оба очень умны, но на этом сходство заканчивается. Они полные противоположности.

Первоначально Пушкин планировал назвать свою пьесу «Зависть». Сальери играет в пьесе роль завистника, поэтому автор больше сосредотачивается на нем.

Сальери — музыкант и композитор с прекрасными аналитическими способностями. Он умеет досконально анализировать созданное кем-то произведение, он как никто другой понимает ценность произведений своего коллеги Моцарта. Одного этого недостаточно. Он хотел бы создать что-то свое, не хуже, но не может.

С раннего детства он привык очень много работать. Он с таким рвением посвящает себя избранному делу, музыке, что ему кажется, что за такое рвение, за такие усилия само небо должно рано или поздно, после того, как выслушал его мольбы, помочь ему, каким-то образом вознаградить его. Но этого не происходит. «На земле нет истины. Но нет правды — и выше »- эти слова, сказанные Сальери в начале пьесы, показывают, насколько Сальери обижен судьбой.

Сальери понимает: Моцарт гений, но это не так. Только Моцарт, по его словам, праздный гуляка, получивший дар даром, вот так, а он, Сальери, человек достойный, трудолюбивый, серьезный и заботливый. Так он думает. Присутствие Моцарта в его жизни, постоянное общение с ним, приносит ему ощущение полного краха жизни. Желание освободиться от этого болезненного ощущения — вот что движет им, когда после восемнадцати лет сомнений и колебаний он решает добавить яд Моцарту.

Таким образом, получается, что Сальери умный, трудолюбивый, прилежный, скрупулезный, с одной стороны, эгоистичный, подлый, подлый и завистливый, с другой.

Моцарт способен одновременно думать и о сиюминутном, и о вечном. Но чего он определенно не может придумать, так это идеи отравить кого-то, более того, отравить за то, что этот кто-то пишет блестящую музыку. Он уверен, что гений не способен на зло.

Он с открытым сердцем идет к Сальери, которого считает своим дорогим другом. Он хочет развлечь Сальери, сделать ему приятный сюрприз.

Вопреки распространенному мнению о нем, разделяемому, среди прочего, самим Сальери, Моцарт вовсе не был сумасшедшим, он не был легкомысленным и поверхностным гуляк. Когда-то даже у Моцарта было тяжелое сердце, только явно не было никого, кто бы его заметил и посочувствовал.

Как раз к своему последнему визиту в Сальери, он заканчивает работу над Реквиемом. Везде он видит черного человека, заказавшего Реквием.

Присущая Моцарту легкость общения, несерьезность прежде всего раздражают завистливого Сальери.

Итак, Моцарт — гений музыки, живой, подвижный, остроумный, веселый, непредсказуемый, простой в общении. Иногда Моцарт бывает подавлен и грустен, но этого почти никто не замечает.

Люди в черном

Неизвестный мужчина в черном, пришедший к Моцарту заказать Реквием. Его визит произвел на Моцарта удручающее впечатление.

Старик со скрипкой

Моцарт встречает и тащит к Сальери уличного скрипача, исполняющего произведения Моцарта. Моцарт смеется, слушая, как скрипач их искажает, и Сальери ужасно злится. Моцарт щедро платит скрипачу и уходит.

Преступление в Золотом льве

Во второй и заключительной сцене спектакля действие происходит в отдельной комнате таверны «Золотой лев», где находятся Сальери и Моцарт. Молодой композитор исполняет на фортепиано несколько произведений из своего нового произведения. Постоянно нуждаясь в средствах, композитор принял заказ на сочинение реквиема (важное музыкальное произведение для хора и оркестра на панихиде). Юный гений подавлен и растерян.

Заказал Реквием незнакомец в черном, хорошо заплативший композитору за эту сложную траурную композицию. Моцарт начал играть, но последние три недели его грызла мысль о том, что «черный человек» безжалостно преследует его. Музыкант выпивает отравленное вино своего друга и уходит, чувствуя приближение смерти.

Важно!

Кажется, что фигура неизвестного в черном по художественному рисунку гения Пушкина — воплощение враждебного мира. Такая устрашающая ассоциация неизбежно возникает во время финальной сцены этой легендарной трагической драмы.

Драма А.С. «Моцарт и Сальери» Пушкина: краткий анализ, содержание трагедии

Рассказ Пушкина А.С. «Моцарт и Сальери»

Анализ произведения


(Иллюстрации И.Ф.Рерберга)

Спектакль состоит из двух сцен. Все монологи и диалоги написаны свободным стихом. Первая сцена происходит в комнате Сальери. Это можно назвать разоблачением трагедии.

Основная идея произведения — настоящее искусство не может быть аморальным. Шоу направлено на вечные вопросы жизни и смерти, дружбы, человеческих взаимоотношений.

Цитаты


(Сальери слушает Реквием Моцарта и плачет. В. А. Фаворский, 1961.)

«Все говорят: на земле нет правды. Но нет правды — и выше. Для меня это так же понятно, как простая лестница «Сальери

«Боже! Ты, Моцарт, недостоин самого себя» Сальери

«А гений и злоба — вещи несовместимые. Разве это не так? »Моцарт

«Мы — избранные, счастливые бездельники» Моцарт.

 

Оцените статью
Блог про А. С. Пушкина