Гений и злодейство: проблема Моцарта и Сальери

Анализ пьесы «Моцарт и Сальери»

История. Некоторые историки утверждают, что первые строчки этого произведения великий поэт написал в 1826 году. На этот раз оно очень плодотворно для Пушкина, за эти годы он создал множество произведений.

«Моцарт и Сальери» — одно из самых ярких произведений поэта, оно принадлежит к сборнику «маленьких трагедий». В то время знаменитый Моцарт был своего рода культом для людей, многие интересовались этим человеком, люди хотели больше узнать о его жизни и смерти.

В каждом уголке Европы ходили слухи о причине смерти величайшего композитора. Стоит знать, что когда Пушкин создавал свою версию смерти композитора, а именно отравлением, он все же прославился, и людям его версия очень понравилась.

Тема. Основная тема этого произведения — некий конфликт творческого и рационального. Два героя отличаются друг от друга. Если Моцарту легко писать шедевры, и к тому же он много времени тратит не на искусство, а зря, Моцарт не понимает, что у него настоящий талант.

Напротив, Сальери понимает свое дело, он работает, применяя научный подход, он много работает. Сальери очень ревнует к талантливому композитору и решает его отравить, потому что не имеет представления о его судьбе относительно его таланта.

зависть — разрушительная сила. Именно она довела ее до такого гнева, до ужасного преступления. Зависть заставила меня забыть, что Моцарт — лучший друг.

Автор произведения хотел показать, что когда человек делает что-то плохое или даже худшее, он убивает, в конце концов остаются только он и совет. И проблема только в том, кто творит зло. И все же Моцарт, несмотря на отравление, все же настиг Сальери. Он сказал, что талант (гений) и зло не ладят

Состав. Главная особенность произведения в том, что оно состоит из монологов героев и диалогов главных героев. Идея произведения в том, что зависть вредит человеку, а потом душит, это сочинение автора. В целом композиция произведения состоит из столкновения добра и зла.

Тип. В произведении есть конфликт, поэтому основная идея и проблема раскрываются и в конце трагедии. Пушкин не был исключением и написал трагедию в том же стихе, то есть в манере Шекспира, пентаметром ямба. По объему работа относительно небольшая и тоже без лишних веток. Но, несмотря на небольшой объем, эта работа имеет огромное значение.

Проанализировав это творение Пушкина, можно сказать, что поэт придумал свой уникальный жанр — маленькую трагедию.

Пушкину очень понравилось, как люди отреагировали на его творчество. Поэт очень любил придавать своим творениям художественный розыгрыш. Пушкин тоже использует в своем творчестве какие-то слухи и догадки, но людям все это нравится.

Вариант 3

«Моцарт и Сальери» — одно из стихотворений Пушкина. С каждым десятилетием литературоведы находят в этом произведении отголоски новых проблем и все больше погружаются в конфликт старой модели, представленной двумя ключевыми фигурами произведения.

Моцарт и Сальери часто ассоциируются с конфликтом между гением и посредственностью. Но вряд ли эта история так долго волновала бы умы поколений, если бы это была простая притча о зависти небольшого таланта к божественному гению и силе человека. Нет, это скорее история о столкновении двух умов, по-своему гениальных, но в то же время противостоящих друг другу. Талант проявляется во многих формах и формах. Герои выражают полярные точки притяжения. Пушкин специально связывает две заглавные фигуры союзом «и» в названии, пытаясь подчеркнуть их нераздельность. Нет Сальери без Моцарта и Моцарта без Сальери, каким бы разрушительным ни был конфликт между ними.

Отношения между персонажами развиваются на протяжении всего стихотворения. Чередование монологов Сальери с его диалогами с Моцартом в структуре произведения медленно приводит читателя к месту отъезда. Важную роль в конфликте играет музыка, закадровый персонаж, который жив и способен дышать как герои. Недаром произведения Моцарта вызывают у Сальери даже большую тревогу, чем сам автор. И неслучайно именно музыка заставляет Сальери задаться вопросом, не является ли она посредственной по сравнению с чем-то действительно непостижимым для его ума по своей красоте.

В этих двух вечных образах мы видим конфликт двух творцов: внутреннего и внешнего. Внутренний творец, играющий на струнах своей души, пусть темных, но глубоких — Сальери. И в отличие от него Моцарт — внешний творец, музыка которого течет из его души в мир. Он не чувствует своего таланта, он с ним одно целое и готов делиться с этим миром. Все это обретает любопытную симметрию. Во многих монологах Сальери в опере нет ни одного монолога Моцарта, с музыкой Моцарта, нет и следа исполнения Сальери своих опер в стихотворении.

В сцене отравления каждый остается в своей роли. Плохой рок и улыбка. Моцарт произносит одно из самых красноречивых и культовых изречений в истории русской литературы: «Гений и зло несовместимы». Эти слова ставят под сомнение его гений Сальери. Ведь своими действиями он не только разделил музыку с жизнью, но и композитора с человеком, превратившись в убийцу гениев.

И если «внешний» талант Моцарта должен был угаснуть вместе с его жизнью, сыграв последний реквием, то Сальери суждено было только на вечные «внутренние» пытки.

Композиция

В состав этого произведения входят все необходимые этапы: выставка, содержащаяся в монологе Сальери о жизни и искусстве, кульминация и философский эпилог.

Трагедия состоит из двух действий, которые в свою очередь построены на размышлениях и выступлениях главных героев.

Композиция окутана болезненными монологами Сальери, оплетая все повествование паутиной. Трагедия начинается с философских размышлений старого композитора и заканчивается ими. Зависть, как змея, медленно и незаметно закрадывается в душу человека и убивает ее. Именно такой смысл вложил автор в свою работу: о пагубности греховных помыслов. Зло в трагедии имеет лицо Сальери. Сначала в его голове таилась только одна мысль, потом она сбылась, заставив героя совершить непоправимое, за что его навсегда будет топтать совесть.

Борьба между добром и злом — внутренний стержень композиции трагедии.

Тема и жанр

Сальери и Моцарт

В творчестве Пушкина раскрывается широко распространенный литературный сюжет, в котором противоречат рационалистические и творческие принципы. Старейшина Сальери добился своего положения придворного музыканта благодаря упорному труду. Моцарт был одарен природой. Молодой и беззаботный, он с легкостью сочиняет музыку, не думает о завтрашнем дне. В нем есть все, чтобы быстро прославиться и добиться успеха.

Несмотря на дружбу между коллегами, Сальери страдает завистью. Считает молодого коллегу недостойным своего таланта. По словам Сальери, он должен понять свой выбор и поблагодарить небеса за редкий подарок. Разрушительное чувство зависти становится главным фактором развития сюжета. Он заставляет Сальери совершить преступление и лишить жизни гения.

Основная идея стихотворения проста. Совершив грех, преступник остается наедине со своей совестью. Он не может выйти из конфликта с самим собой, потому что проблема не решена. Это внутри самого человека. Отравленный композитор поражает друга фразой: «Гений и зло несовместимы». Он снова победил. Он чище, ярче, выше подлости и злобы.

Жанр, в котором написано произведение, характеризуется сильной коллизией, четкой идеей, насущными проблемами и драматическим финалом.

Как и большинство трагедий, стихотворение изображено ямбическим белым пентаметром (Шекспир). Объем текста небольшой, сюжет простой. Небольшая трагедия в двух действиях значима в смысловом и философском ключе.

Главные герои

В игре нет богатого набора персонажей. Среди них выделяются два главных героя: Моцарт и Сальери, характеристики которых во многом противоположны. Таблица символов:

Моцарт - молодой композитор и главный положительный персонаж

  • Моцарт — молодой композитор и прекрасный положительный персонаж. Веселый, оптимистичный, у него мягкий характер и непринужденное отношение к жизни. Ему легко заниматься музыкой: к своему таланту музыкант относится скромно и даже слегка пренебрежительно. Композитор наивен и открыт: он искренне считает Сальери другом, не подозревая о его противоречивых эмоциях.
  • Сальери — пожилой придворный музыкант. По характеру он противоположен Моцарту: серьезный, мрачный, безжалостный и гордый. Музыка дается ему с трудом, и только упорным трудом, значительными усилиями и отказом от прошлой праздной жизни он может добиться успеха. Он убеждается, что Моцарт представляет угрозу для искусства и недостоин своего таланта из-за своего небрежного отношения к жизни, и поэтому его нужно остановить и убить. Но в глубине души он понимает, что ревнует к своему другу-композитору, из-за чего страдает сам.
  • Человек в черном — предвестник смерти. За три недели до начала мероприятий он заказывает Реквием Моцарта, после чего незримо преследует его, вызывая беспокойство в душе молодого музыканта. Уже выпив яд, музыкант исполняет созданную для него композицию с символическим названием, от которой Сальери заставляет плакать.
  • Старый слепой — скрипач в таверне, который играет на слух мелодии Моцарта. Сальери увольняет его, услышав фальшивую мелодию, которую он считает богохульством. Его друг не соглашается, щедро награждая музыканта.

Персонажи, помимо Моцарта и Сальери, второстепенны. Автор никоим образом не раскрывает своего персонажа, используя героев только как часть сюжета, действие которого происходит с коллегами-композиторами.

Жанровые особенности

Интересная особенность Моцарта и Сальери — жанр. Произведение принадлежит к «Маленьким трагедиям» Пушкина и сохраняет все присущие им характеристики:

  • острый конфликт;
  • ясная идея;
  • срочные проблемы;
  • трагический финал.

Игра написана в поэтической форме. Литературное направление — классицизм. В повествовании четко соблюдаются три литературных правила единства: действие, место и время. Для написания поэт выбрал белый пентаметр ямба, считавшийся классикой еще во времена трагедий Шекспира. Объем произведения очень небольшой — всего две главы, что делает его уникальным в жанре, который обычно насчитывает несколько десятков событий и персонажей. Помимо «Моцарта и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы» и «Скупой рыцарь» относятся к небольшим трагедиям: их богатое внутреннее содержание позволяет им соответствовать канонам жанра.

Анализ «Каменного гостя»

Третья «маленькая трагедия» — «Каменный гость» — написана Пушкиным по сюжету старинной испанской легенды об искусном и искусном соблазнителе женщин Дон Хуане, сурово наказанном за свое дьявольское искусство. К моменту создания «Каменного гостя» эта легенда пережила ряд драматических обработок, из которых Пушкину были особенно хорошо известны комедия Мольера «Дон Жуан» и одноименная опера Моцарта (из своего либретто Пушкин выбрал эпиграф для Каменный гость). Каждая из этих трактовок давала свою оригинальную интерпретацию характера главного героя, который в XIX веке, при жизни поэта, засиял новыми, необычными красками в знаменитом стихотворении Байрона. Дон Хуан Пушкин тоже не похож на своих предшественников. Это поэт любящей страсти. И в своей любви к Инезе (о которой Гуань Пушкина рассказывает своему слуге Лепорелло в первой сцене), а затем в отношениях с Лаурой и Донной Анной, Гуань чужд вымыслу, искренен, полон искренних чувств. Дон Хуан смел, отважен, красноречив, увлечен риском и опасностями. Для него характерно сильное любопытство к жизни, присущее человеку эпохи Возрождения, желание попытать счастья, несмотря на разваливающуюся церковь и религиозно-нравственные догмы. Но переполняющая энергия свободной и раскованной личности сочетается в нем с безразличием к моральным последствиям его действий.

В отличие от авторов других комедий о Дон Жуане, Пушкин показывает характер героя в движении. В нем — «послушный ученик» разврата, которым дон Хуан оставался долгое время, по его собственному признанию, жил человеком с другими, более высокими устремлениями. Любовь к Дону Анны заставляет Гуана «возродиться», чтобы реализовать этого другого в себе. Но такое «воскрешение» происходит слишком поздно: убийца Командора и дон Карлос умирают. Испытав момент чистого, подлинного счастья, он потерпел моральное поражение и должен «смиренно» отказаться от своей жизни в качестве наказания

О чем пьеса Пушкина – сюжет

А. Пушкин «Моцарт и Сальери» очень краткое содержание:

Сцена I

Композитор Сальери один в комнате и разговаривает сам с собой. Сальери говорит, что всю свою жизнь посвятил музыке. Благодаря упорному труду он стал уважаемым и известным музыкантом. Он был счастлив и никогда не ревновал. Но теперь он мучительно завидует Моцарту. По словам Сальери, Моцарт «сумасшедший» и «молодой» не заслуживает своего гения.

Моцарт входит в комнату. Он приводит с собой слепого музыканта из постоялого двора. Моцарта позабавило то, как этот человек играл отрывки из своих произведений. Сальери не понимает, как Моцарт может быть счастлив. Сальери увольняет музыканта. Моцарт дает человеку немного денег.

Моцарт играет для Сальери многие из своих новых произведений. Сальери восхищается этими работами. Он называет Моцарта богом музыки, но упрекает его в том, что он не достоин самого себя. Сальери приглашает Моцарта пообедать в гостинице. Он соглашается, но сначала идет домой, чтобы предупредить жену.

Оставшись один, Сальери говорит, что должен остановить Моцарта. По его словам, гений Моцарт больше не принесет пользу искусству, потому что после его смерти музыка вернется на прежний уровень. Сальери решает отравить друга ядом.

Сцена II

Моцарт и Сальери в таверне. Моцарт признается, что его беспокоит его новое произведение «Реквием» — поминальная месса. Три недели назад мужчина в черном заказал ему этот реквием. Моцарт уже закончил работу, но клиент все еще не приходит. Моцарт одержим мыслью об этом незнакомце.

Во время разговора Моцарт определяет себя и Сальери как гениев. Еще он говорит, что гений и зло несовместимы, то есть гений не может быть злодеем. В этот момент Сальери молча бросает яд в бокал Моцарта. Он пьет за здоровье Сальери и их дружбу.

Потом Моцарт играет свой реквием на фортепиано, Сальери плачет. Вдруг Моцарту становится плохо, он идет домой. Сальери понимает, что несчастный скоро умрет.

Сальери задается вопросом: гений ли он сам, если он совершил такое злодеяние — убийство Моцарта.

Искусство и ремесло на примере «Моцарт и Сальери»

Как отличить искусство от ремесла? Иногда люди не могут этого сделать, потому что у них недостаточно опыта или вкуса, чтобы распознать истинное величие творчества между аналогами и подделками. Однако тем, кто стремится к саморазвитию, необходимо научиться отделять пшеницу от плевел.

В пьесе Александра Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказывается история двух композиторов, взгляды которых на создание музыки были принципиально разными. Молодой Моцарт талантлив и умеет творить где угодно и когда угодно, главное — вдохновение.

Старый Сальери уверен, что искусство — это как профессия, и только упорный труд может дать хороший результат. Он завидует гению Моцарту и отравляет его, но до сих пор не признает секрет большого таланта, ведь дар дается человеку свыше.

Мы приходим к выводу, что именно цель его деятельности отличает творца от мастера. Создатель старается удовлетворить свои духовные потребности, а мастер пытается удовлетворить свои материальные потребности.

Последний, как правило, достигает коммерческого успеха и довольствуется этим, живя настоящим и работая для него, а творец пытается увековечить свои произведения и мечтает об их вечной жизни.

В чем смысл названия «Моцарт и Сальери»

Основываясь только на названии, можно сделать некоторые выводы о самой работе. Во-первых, давайте посмотрим на имя Моцарта, известного композитора 18 века, оставившего огромное музыкальное наследие. Во-вторых, упоминается не менее известный среди современников итальянский композитор Сальери.

Их имена в названии связаны союзом «и», что можно толковать двояко. В первом методе мы полагаемся на тот факт, что союз «и» является соединяющим, то есть это прямое указание на прочный союз Моцарта и Сальери, на часть их единства и, в некоторой степени, на гармонию. Второй способ, напротив, говорит о явном противопоставлении этих двух героев, то есть читателю сразу же дается противоположность. И та, и другая интерпретация имеют место в произведении, но на разных уровнях.

Описание пьесы

Спектакль написан в двух действиях. Первое действие происходит в комнате Сальери. Обсудите, есть ли настоящая правда о Земле, о ее любви к искусству. Также Моцарт присоединяется к ее разговору. В первом акте Моцарт сообщает другу, что сочинил новую мелодию. Он вызывает у Сальери зависть и чувство неподдельной злости.


(М.А. Врубель «Сальери в рюмку Моцарта выливает яд», 1884 г)

Во втором акте события разворачиваются быстрее. Сальери уже принял решение и приносит другу отравленное вино. Он считает, что Моцарт уже не может ничего привнести в музыку, после него не будет людей, которые тоже умеют писать. Вот почему, по словам Сальери, чем раньше он умрет, тем лучше. И в последний момент ошеломляет, колеблется, но уже поздно. Моцарт выпивает яд и идет в свою комнату.

«Анализ трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»»

Александр Сергеевич Пушкин решил написать 13 трагедий. Четыре из них были завершены: «Жадный рыцарь», «Каменный гость», Пир во время чумы »,« Моцарт и Сальери ». Слово« малый »означает сокращенный объем из 3 сцен. Трагедия начинается самое большее напряженный момент доводится до апогея и ставит героев смертью, затем трагедия заканчивается смертью одного из них. Показано самоутверждение героя вопреки всем моральным принципам. Персонажи не развиваются, а проверяются. Виссарион Григорьевич Белинский писал следующее: «« Моцарт и Сальери »- вопрос о сущности и взаимоотношениях таланта и гения». Оба образа в трагедии мнимые, но условно совпадают со своими прототипами: австрийский музыкант Моцарт и итальянский музыкант. Сальери. В «Моцарте и Сальери» Моцарт играет служебную роль: так его изобразил Пушкин. Моцарт — всего лишь искра, зажигающая пламя, которое загорается для нас. Читатели, душа Сальери. Любимая уловка Пушкина: возьмите полностью реализованного, «готового» персонажа и осветите его «извне», как частицу бытия, и сразу то, что в нем накопилось, загорится. Затем мы с удивлением видим, какая страсть созрела в душе этого человека и насколько он силен. Моцарт по сути противоположен Сальери. Моцарт и Сальери принадлежат к людям искусства, но они противоположны во взглядах на бытие. Сальери расходится с Моцартом в том, что он ожидает от своих трудов, от занятий музыкой, «презренных благ» — славы, наград. Он сделал свое искусство основой искусства и искусство ради славы. Испытывая гармонию в музыке, Сальери потерял дар слушать гармонию в жизни. Он любил уединение, он был отчужден от жизни («Немного люблю жизнь»), поэтому в нем созревает демон. Он жертвует собой ради искусства и объявляет себя священником, который является хранителем искусства. Сальери не может смириться ни с гением Моцарта, ни с тем, что этот гений, по его мнению, достался недостойному человеку. Следовательно, Сальери берет на себя право восстановить справедливость, «исправить ошибку неба». Если Сальери олицетворяет человеческое самоутверждение, то Моцарт — это как бы олицетворение небесных сил. Так оно представлено в трагедии. Пушкин сам знал, насколько серьезен гений в его душе, как тяжело в его жизни, как много труда в его творчестве. Но все это в Моцарте скрыто от нас, оно адресовано Сальери и нам с его небесной стороны: невнимательный по жизни, бессознательно, шутливо творящий гений в искусстве. Он творит не потому, что стремится творить, как Сальери, а потому, что он «друг воли небесной». В Пушкине Моцарт бессознательно знает свою неминуемую смерть, а в Сальери — своего убийцу, о котором он сознательно не смеет думать. Его душа открыта для небесных звуков. Из всех людей, которых мог встретить Сальери, Моцарт максимально приближен к Богу, и поэтому его внешний вид является самым серьезным испытанием для существа Сальери. Столкнувшись с таким явлением, Сальери оказывается в ситуации, в которой он вынужден полностью раскрыться до конца. Пушкин внес много штрихов в это противопоставление. Принципиальная разница между ними в том, что Сальери чувствует себя «слугой искусства», а Моцарт — «сыном гармонии». Для Сальери искусство — суровый правитель, вознаграждающий за труд, а сам Сальери — самый верный раб своего господина: пожалуй, меня посетит удовольствие И творческая ночь и вдохновение. Трагедия Сальери в том, что он отделил не только музыку от жизни, но и композитора от человека. Убив человека Моцарта, он убивает гения и превращается в человека-убийцу. Моцарт, в отличие от Сальери, одарен гением, так как умеет радоваться жизни, не разделяя себя и композитора. Сам Пушкин был Моцартом в искусстве, он познал легкую и изящную радость творчества.

Материал к эссе. «Гений и злодейство — две вещи несовместные» (А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»)

«Гений и злоба — вещи несовместимые»

(А. Пушкин. «Моцарт и Сальери»)

Весь мир вращается вокруг одного человека –

Будет ли это единственная недвижимая вещь?

А.С. Пушкин

ВСТУПЛЕНИЕ

Александр Пушкин и его маленькие трагедии… Большие вопросы в маленьких произведениях. Одна из трагедий — «Моцарт и Сальери», где он нашел воплощение духа поэта того времени, времени, захваченного жаждой самоутверждения, жестокости… А в творчестве Пушкина все это превращается в личная драма жизни. Драма, в которой смешаны два понятия: гений и зло. Как они могут соединиться в человеке? Это трагедия Пушкина.

  1. В основе оперы лежит легенда о том, что венский композитор Антонио Сальери отравил своего коллегу Моцарта. Пушкин верил в случившееся, потому что знал исторический факт, гласящий: на премьере оперы Моцарта Сальери освистал композитора. Вот причина отравления — зависть:

Кто скажет, что гордый Сальери всегда был презренным завистником, Змеем, растоптанным людьми, живым, беспомощно грызущим песок и пыль?

Как могло такое ужасное семя вырасти в гениального человека, подобного зависти, неся с собой зло, даже желание убивать? Пушкин особым образом конструирует конфликт трагедии. Один герой атакует — Сальери, а другой — Моцарт — и не знает об этой атаке. И честь, благородство Моцарта вступают в противоречие с голым расчетом Сальери:

. теперь — я сам скажу — теперь я Завистник зависть; глубоко, мучительно ревнив.

  1. Как Сальери представлен в работе? Занимался музыкой с детства, чувствовал непонятное волнение, когда очутился возле старинного органа. Для него музыка — это вся его жизнь:

Я отказался от первых праздных забав; Науки, чуждые музыке, были мне ненавистны; Я упорно и высокомерно отказался от них и посвятил себя только музыке.

Он нашел гармонию с миром: это в музыке! Но он не чувствовал, что контролирует ее. Он ее слуга. Она его хозяин. Сальери чувствовал, что он всего лишь интерпретатор чужой воли в музыке, а не его учитель. Он мог бы поговорить об этом с Моцартом, попросить совета. Но он этого не делает: он просто судит Моцарта. И это все! Сальери восхищается музыкой Моцарта. Она восхищается им, но он бессилен понять суть этой музыки:

Какая глубина! Какая смелость и какая гармония! Ты, Моцарт, бог, и ты сам этого не знаешь; Я знаю.

Знает и завидую! Я готов отомстить за талант человека, чей талант он сам признает. Это противоречие, которое сделает Сальери убийцей:

Вот яд, последний дар моей Изоры. Я ношу его с собой восемнадцать лет…

  1. Второй участник этой «невидимой» дуэли — Моцарт. Он честный, искренний. Моцарт не знает, чем занимается Сальери, поэтому открыто выражает свои мысли вслух. Но даже ему не кажется, что этими словами он выносит приговор Сальеру — музыканту и самому себе одновременно:

Мы избранные, счастливые бездельники,

Не обращая внимания на презренные преимущества,

Красивый священник…

Моцарт ничего не скрывает от своего «друга». Он верит в дружбу! Одна из черт характера Моцарта — его жизнелюбие, заражение его музыкой некой космической энергией, способностью влиять на людей, их души и сердца. К тому же он легковерен в детстве! Его непосредственность обезоружит любого. Сколько чистоты, свежести, красоты в Моцарте! И вера в гармоничный союз двух мировых музыкантов:

За твое здоровье, друг, за искренний союз Моцарта и Сальери связывают, Два сына гармонии.

Откровенно говоря, он мечтает: «Если бы все так чувствовали силу Гармонии!» Но Моцарт не знает, что это ведет к его смерти. Для Сальери эти качества — лишь причина жестокого возмездия Моцарту, на котором надвигается роковой конец жизни. И фатальный конец великой музыки: «Засыпишь // Надолго, Моцарт!»

Все сошлось: гений и злоба. И он нашел свое решение в конце трагедии:

Что-то мне сложно; Я пойду спать. Пока мы не встретимся снова!

ПРОИЗВОДСТВО
Вечное противостояние вечной теме: человеческой зависти. Пушкин развил ее на образах двух героев своей трагедии: Моцарта и Сальери. Оба музыканты. И оба гении, один из которых убежден:
Гений и злоба — вещи несовместимые.

Пушкин опровергает его веру. Один из музыкантов — злодей!

Критика пьесы

Еще при жизни Пушкина на него обрушился шквал критики за то, что он представлял образы исторических персонажей в искаженном свете. Отчасти эта критика была оправдана, поскольку «маленькая трагедия» русского поэта, разбросанная по миру, способствовала широкому распространению мифа об отравлении Моцарта Сальери.


Антонио Сальери, портрет Ф. Реберга, 1821 г

правда, многие почитатели таланта Пушкина считали, что русский гений брал имена двух музыкантов только как образец и художественный образ вечной борьбы добра и зла, и никогда не настаивали на исторической правдивости его трагедии.

Анализ «Пира во время чумы»

Последняя из «маленьких трагедий» Пушкина — «Пир во время чумы» — остроумная переработка отрывка из пьесы английского романтического драматурга Д. Уилсона (гораздо более слабой в оригинале). Из Испании (где происходит действие «Каменного гостя») поэт переносит читателя в средневековую Англию. На фоне жестоких трудностей и бедствий города, пораженного чумой, Пушкин рисует двух противоположных персонажей: милую и задумчивую Марию и сильную душу, вдохновленную Валсингемом, которая смело, с открытыми глазами смотрит в глаза смерти и готов помериться с ней своими силами. Строение каждого из этих персонажей ярко раскрывается в песнях, которые Пушкин вкладывает в уста Марии и Валсингама — грустные и искренние в первой и грозные, полные силы и неистового напряжения во второй.

Представленный выше анализ основан на следующем источнике. Источник: Пушкин. Достоевский. Серебряный век. / Фридлендер Г.М. СПб: «Наука», 1995

Краткая биография Сальери

Моцарт и Сальери
Итальянский и австрийский композитор, дирижер и педагог Антонио Сальери был одним из самых успешных и признанных музыкальных авторов своего времени. Он родился в 1750 году недалеко от Вероны в семье богатого купца. Одаренный молодой человек некоторое время занимался музыкой в ​​Венеции, затем в 1766 году Антон Сальери (немецкий вариант имени) переехал в Вену, столицу Австрии.

После выхода в свет оперы «Армида» он стал довольно известным композитором, автором многих вокальных и инструментальных произведений. За свой творческий период он написал более сорока произведений и имел большой успех не только в Австрии, но и во Франции.

С 1774 года музыкант был назначен придворным композитором, а с 1778 по 1824 год он был руководителем королевского оркестра, обладая прекрасными дипломатическими качествами и музыкальным талантом.

Профессиональная карьера композитора была чрезвычайно успешной — он занимал высшую европейскую должность в профессиональной среде. Композитор пережил трех императоров, неизменно участвуя во всех значимых событиях общественной и музыкальной сферы Европы. Он был богатым человеком.

Педагогическая деятельность

Учениками великого мастера-композитора были:

  • Людвиг ван Бетховен,
  • Франц Петер Шуберт,
  • Ференц Лист,
  • Карло Черни,
  • Ян Непомук Хуммель,
  • Луиджи Керубини.

Все вышеперечисленные авторы многочисленных музыкальных произведений — блестящие всемирно известные композиторы XIX века, пользующиеся большой популярностью в наше время.

Важно! Музыкант скончался в 1825 году в Вене, сделав блестящую карьеру не только как композитор и дирижер, но и как педагог и общественный деятель. Мастер полностью реализовал себя в профессии и добился успехов в искусстве.

История создания

По мнению исследователей творчества поэта, идея родилась у Пушкина в 1826 году. Осенний период Болдина — самый яркий в творчестве Пушкина, именно тогда были созданы его самые яркие произведения, работа была легкой и плодотворной. «Моцарт и Сальери» относится к циклу так называемых «маленьких трагедий», которых писателю удалось написать всего четыре, хотя он планировал девять.

В 1820-е годы существовал своего рода культ Моцарта. Им восхищались, его жизнь и подробности смерти интересовали, вся Европа терялась в догадках о судьбе гениального композитора. Следует отметить, что после того, как Александр Сергеевич создал свою трагедию, миф об отравлении Моцарта стал настолько популярным, что со временем превратился в стереотип. А имя Сальери стало нарицательным и означает «завистник”.

Александра Сергеевича забавляла реакция публики на его творения, он любил художественные розыгрыши, сознательно путал «следы», ссылаясь на скандальные слухи. Трагедия — не что иное, как авторское творческое видение человеческой зависти, а образы главных героев вторичны. Проблема человеческих судеб всегда занимала Пушкина, поэтому он восхищался великими гениями, но он творил свою творческую правду. Нет исторических данных, подтверждающих, что композитор Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта, по этой причине произведение нельзя считать исторической трагедией. Изначально автор намеревался назвать трагедию «Завистью», что просто и лаконично охарактеризовало смысл и суть действия.

Основная тема и проблематика

именно зависть становится основой конфликта в произведении, соответствующем жанру трагедии. Это поистине разрушительное чувство заставляет Сальери совершить преступление, как моральное, так и реальное. Он преследовал своего коллегу и соратника, замечательного музыканта Моцарта. Пушкин, будучи на своем месте, то есть жертвой зависти огромных масс, презирал это ужасное чувство. Именно поэтому он создал такое живое и искусное произведение русской литературы.

Зависть Сальери к Моцарту

Интересен факт, что автор трагедии Сальери остается безнаказанным, но даже не может считать себя победителем. Утверждение, что гениальность и злоба несовместимы, навсегда остается в памяти героя, заставляя его снова и снова сожалеть о содеянном и даже сомневаться в своей невиновности. Моцарт торжествует. Он всегда был выше этих чувств, разрушающих человечество, и человеческого гнева, в чем и выражается его исключительность. В этом основная идея произведения: показать разрушение человеческой жизни, протекающее с постоянным чувством зависти и гнева.

Вторая проблема произведения — разное восприятие уроков музыки. Для одного это искусство, для другого — профессия.

Сальери считает, что Моцарт не заслуживает своего таланта и постоянно его осуждает. И это не меньшее преступление, чем зависть.

«Моцарт и Сальери» — краткое содержание

Сцена первая

Первая сцена спектакля открывается рассказом о Сальери. В детстве будущий композитор слышал звуки органа, и с тех пор музыка завораживает его навсегда. Он старательно «препарировал» ее, пытаясь понять, в каких частях сложена красивая мелодия. Сальери работал долго и усердно, не обращая внимания на праздность. В результате он добился высокого положения в обществе и всеобщего уважения. Так он жил мирно и счастливо, наслаждаясь достигнутым успехом, пока однажды не обнаружил, что ужасно завидует молодому композитору Моцарту. Он был откровенным негодяем, относился к музыке как к легкому и приятному занятию и сочинял ее так же легко, как птицы поют свои песни. И в то же время его музыка была настолько прекрасна, что даже сам Сальери сделал сравнение не в свою пользу.

Иллюстрации к Моцарту и Сальери
Иллюстрация Михаила Врубеля. 1884 год

Однажды Сальери встретил Моцарта в компании слепого скрипача. Музыкант-любитель неуклюже играл музыку Моцарта, неизбежно искажая ее, а Моцарт как бы нисколько его не расстраивал, а, наоборот, забавлял. Сальери поразило такое легкомысленное отношение к музыке! Когда друг сыграл ему мелодию, которую он быстро набросал ночью, Сальери окончательно убедился, что он гений. И он решил «остановить» Моцарта, потому что Сальери считает такую ​​жизнь и такое творчество «неправильным». Друзья решают вместе пообедать в таверне, и Сальери готовит яд, который когда-то оставила ему его возлюбленная.

Сцена вторая

Во время ужина Моцарт делится с Сальери новостью о том, что пару недель назад к нему пришел странный гость в черном и попросил сочинить для него Реквием (похоронную пьесу). И вот композитор уже написал музыку, но гость больше не возвращается. Но и Моцарт этому обрадовался, потому что теперь он мечтал оставить эту мелодию себе.

Сальери пытается утешить друга, рассказывая, что его друг Бомарше в минуты грусти рекомендовал выпить бокал игристого вина или перечитать книгу о приключениях Фигаро. Моцарт спрашивает друга, правда ли, что Бомарше кого-то отравил, как говорят слухи. И сам он резюмирует, что этого не могло быть, потому что Бомарше — гениальный писатель и «гений и зло — они не могут существовать вместе!».

Сальери мягко наливает яд в бокал Моцарта. Он его пьет и по просьбе своего «друга» играет свой новый реквием-творение. Сальери понимает, что это гениальная музыка!

По окончании трапезы Моцарт заболевает и возвращается домой. И Сальери остается один, чтобы задуматься над словами своего спутника. «Вы правы, и я не гений, ведь я могу убить талант?».

Конфликт талантов

Моцарт и Сальери
Проблема отрицательных отношений усугубляется «всеядностью» Моцарта, который наслаждается исполнением своей авторской мелодии бездарным уличным музыкантом. Его забавляет любительский звук, больше похожий на скрип, чем на веселую музыку.

Антонио же возмущен и недоволен тем, что слепой скрипач играет мелодию Моцарта, а не одно из его сочинений. Из этой нелепой сцены складывается трагический исход оперы: мастер решает спасти мастерскую композитора, избавившись от рассеянного «пастуха”.

Оцените статью
Блог про А. С. Пушкина