Научная статья на тему «Роль пейзажа в раскрытии характеров героев произведения «

Пейзаж в литературном произведении материал (9 класс) по теме

Пейзаж — это изображение образов природы в литературном произведении.

Неразрывная связь человека и природы всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе отводится особое и почетное место.

В литературе пейзаж — одно из важнейших средств раскрытия замысла автора, которое подчиняется как потребностям литературного направления (романтический пейзаж, сентиментальный пейзаж, натуралистический или символический пейзаж и т.д.)

o жанровый (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж и др.),

и цели автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить тайну природы и ее отчуждение от цивилизации и т д

Типы сценариев

Лирический пейзаж (не имеющий прямого отношения к развитию сюжета) Собственно лирика (выражение авторских чувств)

Пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя; использование литературных воспоминаний)

Метафоричность и гиперболизация.

Использование риторических приемов и ритмической прозы.

Создайте атмосферу, настроение.

Пейзаж, необходимый для развития действия Сопровождают развитие внешних событий.

Он играет роль в духовной жизни персонажей.

Описание

— герой

-автор

«Самооценка» ландшафта Исследовательский подход «естественной школы»

Экзотический пейзаж романтиков

Информационно-познавательная функция.

Создание иллюзии достоверности, реальности.

Символ ландшафта Чрезвычайно обобщенный пейзаж Поднятая целина в районе М. Шолохова
Воображаемый (фантастический) Создание воображаемого мира искусства.

Сны и иллюзии персонажей

Салтыков-Щедрин, Н.Г. Чернышевский Ф.М. Достоевский

Пейзаж (по тематике)

1 естественный

  1. городской

а) Необходимые для характеристики («Подросток» Достоевского)

б) это необходимо для развития действия

в) Опера (Москва в «Евгении Онегине»)

г) Воображаемое («Повесть города» Салтыкова-Щедрина

  1. деревенский

План ландшафтного анализа в литературном произведении

1 / Укажите место пейзажа в композиции и сюжете произведения.

2 / Определить функцию пейзажа (место и время действия, средства раскрытия психологии героя, выражение мировоззрения автора).

3 / В чьем восприятии задан образ (безличного автора — рассказчика, рассказчика, героя), модальность соотнесения с героем: как среда или как горизонт.

4 / Степень проработки или краткости, детализации или обобщения.

5 / Какова общая эмоциональность (тональность) пейзажа.

6 / Раскрывает связь между психологизмом и репрезентацией.

7 / Анализ пространства и времени: изображение динамическое или статичное; местный или закрытый; хроматические и звуковые детали; детали — лейтмотив или детали — доминанта.

Поэзия

Больше всего Сергей Есенин любил Россию, а потому придавал большое значение описанию русского пейзажа. Природа в творчестве этого классика — единый организм. Природные явления в его произведениях не только взаимосвязаны («Вишня птиц льет снег»), но и очеловечены («Зима поет, аукет…»). А в более поздних стихах они буквально переплетаются с переживаниями героя.

В творчестве Бориса Пастернака переплетаются темы любви, творчества и природы. Примером может служить стихотворение «Февраль, чернила и плачь», где описание начала весны связано в надежде на обновление жизни, чтобы изменить ее к лучшему. В этой опере есть как воспоминания лирического героя, так и его мечты. И все это сопровождается подробным описанием окружающего мира.

Роль пейзажа и описание природы в поэме Мцыри сочинение

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» написана в XVIII веке, в эпоху очередного творчества поэта. Основная идея его поздних текстов — тема одиночества. Поэт через призму своего творчества пришел к новому восприятию взаимоотношений героя с окружающим миром.

В этом произведении одиночество выступает как освобождение от условностей, обретение свободы и способность самого героя управлять собственной жизнью. Мцыри показан нам как человек, потерявший себя, свои корни, свое душевное спокойствие.

Роль пейзажа в поэзии играет центральную роль. Именно через природу герой реализует себя, сбегает из монастыря и получает возможность познать свою душу. Через ручей, через горы он начинает вспоминать дом своего отца, голоса своих сестер.

В детстве попал в плен к генералу и, невзирая на себя, покинул родную землю. Каждое дерево, камешек, ветерок навевают воспоминания о вашей семье.

Монастырь, где прожил юноша все эти годы, воспринимается как тюрьма.

В щебетании птиц он прислушивался ко всем тайнам неба и земли, которые ранее были ему неизвестны. В единении с природой Мцыри наконец-то чувствует себя частью целого, а не мальчиком, брошенным на чужбине.

Центральная сцена с леопардом — кульминация всего произведения. Полянка — это арена, как будто природа остановилась, чтобы посмотреть на битву.

именно в этом действии Мцыри преодолевает душевные муки, он начинает осознавать, что полон сил, что он может укротить природу, одолеть сильного соперника.

Главный конфликт «Мцыри» — это яркий контраст между монашеским миром, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, олицетворяющим свободу.

Проведя три дня за стенами монастыря, Мцыри готов остаться, раствориться в ручье, в горах. Воспоминания, которые пробудила в нем природа, рождают уверенность в том, что он вернулся на родину.

Даже смерть не пугает героя: он готов отдать все, чтобы умереть на родине.

Романтический пейзаж в «Мцыри» очень символичен, он содержит принцип психологического параллелизма — противостояния природе человеческих состояний. Вся поэма построена на контрастах: холодных стен монастыря и живого мира дикой природы.

Мы видим духовную широту героя, Мцыри воспринимает природу в целом, видит ее гармонию.

Несмотря на то, что Мцыри находился в плену, он нашел способ познавать мир, он смог почувствовать себя свободным, как горные хребты, безмолвные облака и величественные деревья.

Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова сочинение

Сюжет и действие М.Ю. «Мцыри» Лермонтова разворачивается на Кавказе, занимая важное место во всем творчестве писателя. Горы и окрестности для него — это, прежде всего, чувство свободы, независимости, воля к жизни. Мцыри проникнуты теми же идеями. А раскрыть их наиболее полно позволяет такой элемент художественного изображения, как пейзаж.

важно отметить, что изображенная Лермонтовым природа показана не в реалистическом, а в романтическом образе. Это помогает передать чувства и эмоции романтического героя, который первым освободился, поэтому все выглядит отлично. Горы, холмы, реки — все радует юных Мцыри. Метод психологического параллелизма позволяет более тонко передать настроение героя.

Это также достигается благодаря резкому контрасту в описании монастыря и окружающей природы. Монастырь воспринимается героем как тюрьма, поэтому его притягивает мрачная и гнетущая атмосфера, прекращающая желание и отчаяние. С другой стороны, мир природы полон алмазов. Сочные краски, олицетворяющие полноту жизни, к которой стремится Мцыри.

Особое внимание стоит уделить горе. Поскольку сюжет произведения происходит на Кавказе, он часто встречается в ландшафте и несет важную смысловую нагрузку.

Горы — не только красивый объект, но и символ Родины для главного героя. Мцыри еще маленьким мальчиком, горцем по национальности, был взят в плен русским генералом и увезен из родных мест.

Поэтому горы для героя напоминают ему о его семье, друзьях и беззаботном детстве, проведенном с ними.

Так, М.Ю. Лермонтов играет важную роль, помогает лучше раскрыть идейное содержание стихотворения, показать настроение главного героя.

Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова

В 1839 году русский классик первой половины XIX века Лермонтов создал свое бесценное творение — «Мцыри».

По жанру названное произведение представляет собой стихотворение, написанное по всем правилам романтизма.

Мы из школы вспоминаем, что в романтическом произведении всегда есть формула, которую можно сформулировать как «экзотический герой в экзотических обстоятельствах». Понятно, что, поскольку это экзотические обстоятельства, пейзаж играет в этом доминирующую роль.

В «Мцыри» зарисовки пейзажей необходимы читателю, чтобы увидеть и прочувствовать внутренний мир главного героя.

Выше мы говорили об экзотических обстоятельствах. Так экзотичен в творчестве Лермонтова мир природы Кавказа. Природа, которую описывает поэт, поистине завораживает. В ущелье находится монастырь.

Недалеко от монастыря монахов протекают две величественные горные реки. Причем Михаил Юрьевич не просто описывает плод своей фантазии, он опирается на реальную географическую точку.

То, что однажды увидел Михаил Лермонтов, глубоко тронуло его душу.

Михаил Юрьевич решает, что здесь будет жить его литературный персонаж Мцыри. Такой выбор позволяет читателю сделать некоторые выводы о внутреннем состоянии героя. Можно предположить, что Мцыри — бунтарь, потому что Кавказ — символ свободы, как физической, так и духовной.

для читателя важно, что пейзаж в тексте Михаила Юрьевича Лермонтова также выступает как самостоятельный персонаж. А если человек независимый, то следует вывод, который можно трактовать с двух позиций.

Прежде всего, пейзаж через призму авторского видения мира.

Во-вторых, пейзаж через систему мировосприятия Мцыри.

В тексте есть эпизоды, в которых эти две позиции совпадают, и возникает ощущение, что автор сливается в одно целое со своим героем.

Выше было сказано, что пейзаж в Мцыри — самостоятельный герой. Остановимся на этом подробнее.

Анализируя начало произведения, легко увидеть, что природа в нем безрадостна, лишена буйства и яркости красок. Это косвенный намек автора на внутреннее состояние его персонажа. Более того, Лермонтов явно нигде в то время не выражал статуса Мцыри. Читатель догадывается об этом по цветам природы, которые он ощущает вместе с героем текста.

Далее следует описание побега Мцыри из монастыря и трех дней, в течение которых главный герой наслаждался свободой.

понятно, что Михаил Лермонтов в этой серии показывает природу, но совсем с другой стороны.

Во-первых, читатель сразу обращает внимание на цвета, которые использует автор. Это яркие и солнечные цвета.

Во-вторых, стоит обратить внимание на детали, которые вопят, насколько красивой и приятной была воля Мцыри. Это и тёплое солнце, и сладкий ласковый ветерок, и прекрасные цветы Кавказа, и беспрерывно ворчащие птицы.

В этом же эпизоде ​​Лермонтов использует свой любимый литературный прием: антитезис. Он контрастирует с прекрасным ландшафтом современного Мцыри и его прошлым, похожим на заточение в монастыре.

Если вы посмотрите глубже, обратитесь к проблемам текста, то вы сможете легко и просто определить проблему личной свободы.

Когда Мцыри находит короткий, но свободный путь, он начинает осознавать свое место в мире. Чтобы точно определить свое местонахождение, Мцыри пытается вспомнить свою семью, свои, как говорится, свои корни. Конечно, его воспоминания фрагментарны и расплывчаты из-за того, что мальчик расстался с родителями в раннем возрасте при печальных обстоятельствах.

Однако Мцыри чувствует себя свободным в принадлежности к определенному клану и поэтому, как говорится, его тянет к родным местам.

Русская литература

Пожалуй, в русской литературе нет произведений без пейзажей. Классики использовали этот элемент вне сюжета для множества целей. Один из лучших пейзажистов мирового значения — Иван Тургенев. С помощью описания природы этот автор показал, как меняется настроение главного героя. Он добился этого с помощью очень динамичных пейзажей: «В небе вдруг взревел сильный ветер. Дождь лил ручьями».

Пейзаж в литературе также используется для передачи национального колорита, который прослеживается в романтических произведениях Николая Гоголя. В зависимости от направления функции описания ландшафта могут меняться. Таким образом, для самого автора в реалистической прозе изображение окружающего мира служит раскрытию внутренних тревог и переживаний героя. А в обвинительной сатирической повести «Шинель» холодный петербургский пейзаж, пожалуй, служит символом жестокого бюрократического мира.

Пейзаж в сказке

Описание пейзажа в литературе — это живописная среда, часто встречающаяся в сказках. Густой загадочный лес, сказочная гора или волшебный ручей предстают перед взором читателя в чудесных картинках. Без этих картин работа не имела бы блестящих волшебных оттенков. Но многие литературоведы считают, что описания пейзажей плохо представлены в жанре сказки и не выполняют какой-либо значимой функции. Однако достаточно вспомнить произведения романтика Вильгельма Гауфа. Приключения героев сказки «Холодное сердце» начинаются в живописном Шварцвальде. Повествование немецкого автора начинается с образа ночного леса.

Сказочный пейзаж также украшает произведения русского писателя Павла Бажова. Но все же в этом жанре описание природы имеет чисто декоративное назначение.

описание пейзажа в литературе

Способы выражения мыслей автора

Писатель выражает свои чувства, мысли, отношение к происходящему и политические взгляды с помощью описаний природных явлений. Когда Игорь принимает решение о следующей кампании, природа всячески демонстрирует свое негативное отношение и сопротивление этому решению. Когда ему удается бежать из плена, природа приходит на помощь Игорю, встречает его, помогает добраться до Киева и покаяться вместе с киевским князем Святославом.

«Слово о полку Игореве» — одно из самых ярких произведений древнерусской литературы. Талант автора подчеркивается его умением создавать образ родного края живым и ярким, играть красками. Художественное мастерство, с которым автор описывает образ половецкой степной равнины, предполагает, что описание основано на воспоминаниях очевидца событий или даже участника похода.

Зная, какова роль природы в произведении, написать сочинение не составит труда. Анализируя историю, ученики 9-х классов должны выделять в сочинении образы природы. Ведь он тесно связан с русским народом. Стоит правильно воспринимать роль мира природы в образной системе и прислушиваться к знакам, так удастся избежать многих фатальных ошибок в современной жизни.

Роль пейзажа в произведении «Белая Гвардия»

Роль пейзажа в распространении замысла автора (по роману Булгакова «Белая гвардия»)

Падал мелкий снег, и вдруг он рассыпался хлопьями. Завывал ветер; была метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. — Ну, хозяин, — крикнул водитель, — горе вам: буря!

А.С. Пуш-ап и Н. Капитанская дочка

Первый пейзаж, с которым мы сталкиваемся в романе, — это пейзаж эпиграфический. Это первые строки романа, начало, которое настраивает нас на определенный тип мыслей, создает, определяет атмосферу этого произведения, тревожную и гнетущую, атмосферу бури, хаоса, борьбы двух начал (добра и зло) в жизни, в жизни людей, в природе, в душах людей. Мне кажется, что главным пейзажем здесь по-прежнему остается изображение звездного неба. Оно встречается в романе дважды: в начале и в конце. Пейзаж звездного неба — начало, основа и одновременно логическое завершение романа. Таким образом, автор хочет показать нам вечность поставленной задачи: цикл жизни, избежать которого никому не удастся. Все возвращается на круги своя, а потом все начинается заново. И начало все тревожнее, неопределеннее, чем конец. Первое описание звездного неба показывает нам борьбу двух основных сил жизни: добра и зла, мира и войны, любви и ненависти. В звездном небе эти силы сражаются так же, как они сражаются в душе каждого из героев.

Начало предвещает противостояние Венеры и Марса, которое мы видим на протяжении всего романа. И, в конце концов, описание звездного неба приносит покой, мир в мою душу, у меня есть надежда на что-то лучшее, вера в победу добра и любви через преодоление смерти и войны, я окунаюсь в атмосферу вечности и справедливости. Последний пейзаж дает ответы на извечные вопросы человека: «Как жить? За что бороться? Что оценивать?».

Помимо этих пейзажей, роман полон других, не менее красивых, удивительных и необычных. Практически все пейзажи Булгакова — это психологические пейзажи, которые помогают понять душевное настроение героев, их мысли и чувства. Иногда достаточно одного слова, чтобы описать состояние природы, чтобы передать настроение персонажей и автора в этот момент.

Настроения в пейзажах особенно ярко выражаются, когда одно и то же место по-разному изображено в разных частях романа. На протяжении всего произведения крест Владимира возвышается над городом, жизнью, вечностью, но всегда разный: «Идут, проходят тени кровавые, бегут видения, растрепанные девушки и тюрьма, расстрелы и мороз, и полуночный Владимирский крест». «. Этот напряженный и эмоциональный пейзаж передает атмосферу хаоса, крови, ужаса, царящую в душе Турбина, в жизни, которая его окружает. Следующий пейзаж создает совершенно другую атмосферу, другое психологическое состояние: «Да, туман был виден. Игольчатый иней, щетинистые лапы, безлунные, темные, а потом и снег перед рассветом, за городом вдали синие маки усеянны лиственными звездами церквей и не угасли до рассвета, приходя с московского берега Днепра, в бездонная высота над городом Владимирский крест. Меня наполняет чувство покоя, красоты, доброты.

Какая явная противоположность двух, казалось бы, идентичных пейзажей (в конце концов, это одно и то же место)! Все пейзажи Булгакова полны этой противоположности (покоя и хаоса). В конце концов, этот же пейзаж уже несет в себе предопределение, предопределение будущего, владимирский крест становится символом вечности, охраняющим этот прекрасный и яростный мир.

именно с помощью пейзажей Булгаков передает атмосферу хаоса, царящую в городе, показывает происходящие в нем изменения, его постепенную гибель. Город — это живое существо, которое дышит, чувствует, страдает. И в каждом скетче слышно дыхание Города, его муки и ужас. Хотя в Городе царят хаос и смерть, город жив, он вечен, он не может умереть, как не может погибнуть сама жизнь! Булгаков любит жизнь, он любит город, он напуган и страдает, потому что все это может исчезнуть. В романе Город постоянно находится на краю пропасти, война несет с собой смерть не только людей, живущих в Городе, но и самого Города. Каждый образ города показывает любовь Булгакова к нему и страх за его будущее. Будущее Булгакова неразрывно связано с Богом, Бог — символ Высшего правосудия. Герои Булгакова часто обращаются к Богу, и образы, которые предстают перед его героями в эти моменты, свидетельствуют о том, что именно через Бога можно достичь мира, спокойствия, справедливости, «светской тишины», чистоты. И в конце романа, когда взоры героев и автора обращаются к небу, к звездам, кажется, что это святилище Бога, к которому мы должны стремиться.

Когда я прочитал роман Булгакова «Белая гвардия», я был поражен и восхищен необычайным разнообразием пейзажей. Сами они небольшие литературные произведения, каждое в своем литературном жанре уникально, не похоже на другие. Здесь лирический пейзаж, похожий на нежную и детскую сказку: «В сильный мороз наступил белый и колючий декабрь. О, дедушка елка, сверкающая снегом и счастьем! «Эта зимняя сказка полна домашнего тепла, счастья, света, доброты, аромата елей. Все блестит, переливается и пахнет сладостью: такой пейзаж резко контрастирует с более поздними событиями романа. Но пейзаж, который очень похоже на эпическое повествование: «То ли серое облако со змеиным брюхом не разливает по городу, то никакие бурые и мутные реки не текут по старым улицам» — так неисчислимая мощь Петлюры идет на парад на площади старой Софии. «И он создает у меня совсем другое настроение. Я помню былые времена и понимаю, что проблема, поставленная в этой работе, тема противостояния мира и войны, вечна, прожита, живет и будет жить в каждое мгновение до тех пор, пока Исчезновение человечества.Это природа человека, в нем всегда будут бороться добрые и злые начала, а значит, и во всем, что их окружает. Также появляется пейзаж в виде украинской народной песни. Он полон нежных интонаций. Или и горячее.

Благодаря тому, что этот пейзаж написан в такой форме, он воспринимается, ощущается сердцем, душой, а не разумом. Народная песня близка народу. В отличие от пейзажей, представленных выше, возникает резкий и угловатый пейзаж: «Город. Низкое и густое небо. Инъекция. Небольшие дачные домики, редкие шинели ». Этой резкостью, суровостью и суровостью автор хочет показать весь ужас, неестественность происходящих событий, показать, что они противоречат человеческой сущности.

Все пейзажи Булгакова очень музыкальны. Музыку пейзажей Булгакова предугадать невозможно, поэтому иногда она бывает настолько неожиданной по звучанию: от романтики до украинской народной песни, от игры гуслей до гимна, марша и просто непонятных истерических нот. «И звук прошел в третий раз, и так в домах Печерских стало с громом падать стекло, и земля закачалась под ногами». Это хаотичная музыка, отвратительная для человеческого уха.

А пейзажи с размеренной, монотонной, завывающей музыкой: «Давно начало мести с севера, и метет, метет, и не останавливается, а дальше, хуже». Здесь тоже нет радостных, веселых нот, но это уже мелодия, это уже гармоничный ряд звуков, наводящий на грустные мысли, но при этом не режущий слух. Булгаков описывает кровавые и страшные события в «Белой гвардии», поэтому основную музыку здесь нечасто звучат. Цветовая гамма пейзажей аналогична их музыкальному решению. В основном это пейзажи кроваво-черного и малинового цветов на фоне белоснежного города. Что может быть хуже пылающей крови на белом снегу? Даже солнце, яркое и красивое солнце, было залито кровью.

Только «настоящий мастер» мог собрать такие цвета, музыкальные тона, настроения, чувства и собрать все это в одном образе, в красивом и глубоком пейзаже, психологическом пейзаже, несущем мысли и чувства героев и автора. И смело могу сказать, что Булгаков — пейзажный мастер. Пейзаж в романе «Белая гвардия» — неотъемлемая часть повествования, это воплощение авторской мысли, помогает понять отношение автора к событиям, героям, определить позицию автора.

Живая сущность

Во введении, а также в отрывках из рассказа, где описываются природные явления, хорошо видно отношение автора к окружающему миру. Природа наделена человеческими чертами и своеобразными качествами, активно участвует в событиях, происходящих в жизни.

На протяжении всей истории природа — отдельный персонаж. В руках автора он превращается в своеобразный инструмент для выражения своих мыслей, чувств, отношений. Исполняя роль актера, он поддерживает русских воинов, выступая их помощником и помощником, заботится и переживает за судьбу русского народа. При описании разгрома войска Игоря природа выражает свое горе падающей травой и самим пригнувшимся к земле деревом.

Роль природы в слове о полку Игореве

Цветовая символика

В своем произведении автор активно использует символику. Определенный цвет помогает с первого взгляда понять психологический смысл и смысловую нагрузку. В средние века подобный рисунок часто использовался как символ. Особенно это заметно в иконописи. В литературе этот прием использовался не так часто.

Однако некоторые цвета имеют особое значение. Черный — всегда олицетворяет трагические и страшные события. Это символ зла, боли, тьмы. Селеста, синий — выражение высших сил.

Отчаяние князя Игоря подчеркнуто черными вспышками и синими облаками. Темный цвет молнии выражает мрачный надвигающийся исход, а синий символизирует предзнаменование, знак, посланный с небес. Кровь, боль, кровавые события и страдания всегда обозначались красным.

Описание природы в слове о полку Игореве

Описывая страшную битву и ее последствия, автор использует оттенки алого для выражения состояния. Оттенки зеленого всегда означают безмятежность, а свет и радость окрашены в серебристый цвет. Все эти сочетания использует автор, описывая побег Игоря из плена.

Функции

Пейзаж играет огромную роль в прозе и поэзии. В литературе, музыке, живописи это понятие не равнозначно. В изобразительном искусстве пейзаж — это жанр, в котором основным предметом является нетронутая или рукотворная природа. В музыке это отражение звуков окружающей среды с помощью музыкальных инструментов. Роль пейзажа в литературе велика, потому что он может нести не только фоновую, но и смысловую нагрузку. В художественном произведении, в зависимости от замыслов автора, описание пейзажа может указать место действия, создать определенную атмосферу или раскрыть характер героя.

Поэтому пейзаж в литературе и живописи — мощное средство репрезентации. Как сказал Леонардо да Винчи, красоту природы в изобразительном искусстве нельзя услышать, ее можно только созерцать. Поэзия и музыка делают это слышимым.

Взаимосвязь человека и окружающего мира

«Слово о полку Игореве» стирает границы во взаимоотношениях человека и русской природы. Птицы и звери олицетворяют определенные качества людей. Человека сравнивают с:

  • орел;
  • кукушка;
  • ворона;
  • круглый.

Очень мало литературных произведений, в которых человеческие события и природные изменения тесно переплетаются. Такие взаимодействия усиливают смысл событий и показывают их драматизм. Тесный союз человека и окружающего его мира, описанный в произведении, является для автора своего рода источником поэтических приемов, особым рисунком в описании всех событий.

Проза символистов

Что такое пейзаж в литературе? Дать определение этому художественному явлению непросто. Многие исследователи сегодня пытаются обобщить этот способ выражения. Многие работы посвящены роли пейзажа в творчестве отдельных авторов. Но закономерностей его использования в художественном тексте не выявлено. Каждый художник вносит в свои работы пейзаж в той мере, в какой это необходимо для воплощения его философских и эстетических идей. В прозе начала прошлого века встречаются описания природы, призванные символизировать переживания, судьбу и характер героя.

каков ландшафт в определении литературы

Примеры символической прозы — романы Томаса Манна. Один из них — «Смерть в Венеции» — содержит множество символов. Главный из них — город, пострадавший от эпидемии. Главный герой находится в Венеции, которая уже по своим природным характеристикам ассоциируется с романтикой и смертью, радостью и тайной. Один из самых легендарных городов в творчестве немецкого писателя является фоном для трагической истории одержимого страстью человека, сознательно обреченного на верную смерть от своего имени.

Пейзаж как средство выражения мысли автора присутствует и в повести Ивана Бунина «Властелин Сан-Франциско». Яркие образы из окна не радуют главного героя, ведь он утратил способность наслаждаться красотой окружающего мира. Природа острова Капри символизирует все, чего джентльмен из Сан-Франциско скучал за свою долгую, но пустую жизнь.

Пейзаж — неотъемлемая часть классической литературы. Без анализа природных описаний невозможно понять произведения великих поэтов и писателей. Именно в них часто скрываются глубокие мысли и идеи авторов.

Природа в повести «Ася» (описание и роль пейзажа)

Природа в повести «Ася» занимает важное место в описании образов, а роль пейзажа — главная. Он имеет особое значение, помогает читателю разобраться в состоянии внутреннего мира персонажей и настраивает на желаемое настроение. Основная тема повести «Ася» — любовь, а изображение окружающей среды помогает раскрыть истинные чувства человека.

Иван Сергеевич Тургенев с самого начала своего творчества прославился как писатель, тонко воспринимающий природу и замечающий все ее изменения. Несмотря на общепринятое мнение о том, что он любил только свою родную природу, повесть «Аси» изображает потрясающую красоту Рейна и Германии в целом. А ТАКЖЕ. Тургенев был мастером описания и умел четко очертить все достоинства даже самого простого пейзажа.

История начинает разворачиваться в небольшом городке в Германии, расположенном на берегу величественной и красивой реки Рейн, ничего особенного в этом городе нет, но автор изображает его с особым шармом. Узкие улочки со старыми домами вызывают романтические мысли даже у прагматиков вроде Н.Н. Описание вечернего города контрастирует с внутренним состоянием главного героя в начале повествования, спокойствием и безмятежностью, царящими под ночным небом не сочетаются с его ложными чувствами по поводу безответной любви к гордой вдове.

После встречи главного героя с Асей образ пейзажей меняется, становится более нежным и чувственным. Описание природы переплетается с описанием красоты молодой девушки, покорившей господина Н.Н.

Неслучайно встречи главных героев проходят именно в тех местах, которые напоминают о чужих трагедиях, это дает им повод задуматься о собственной жизни и чувствах. Природа существенно влияет на настроение и поведение Аси и ее возлюбленного. Изменения вокруг происходят так же быстро, как меняется настроение девушки. Она очень близка ко всем живым существам, ее любовь автор сравнивает с бурей и неуправляемым течением реки, а когда Асе грустно, «тучи пересекают ее лицо».

Напротив, господин Н.Н признается, что не умеет ценить красоту окружающего мира, но, тем не менее, все время замечает даже самые мелкие проявления: свет луны, звездное небо, тень заходящее солнце. Кроме того, большинство описаний природы в произведении исходит от самой личности рассказчика, поэтому мы можем с уверенностью сказать, что он просто пытается казаться равнодушным, но на самом деле это не так. Даже Ганин, занимающийся живописью, не замечал вокруг себя такого количества значимых деталей и мелочей.

А ТАКЖЕ. Тургенев в своем рассказе показывает, насколько разные мужчины и женщины, как им сложно понять друг друга. Женщины становятся ближе к природе, потому что они более эмоциональны и одухотворены. Находясь рядом, Ася и ее возлюбленный увидели другой пейзаж: девушка была в восторге от лунного света, который символизировал к ней любовь, а главный герой видел только непроглядную тьму речных волн.

После того, как г-н Н.Н понимает, что влюблен в Асю, образы природы отходят на второй план. Дело в том, что главный герой ничего не замечает вокруг себя, я думаю только о своей возлюбленной. Описания пейзажей появляются снова только после трагической разлуки.

Природа в повести «Ася» способна лечить души человеческие, помогает героям справляться с трудностями. Главный герой, устав от многочисленных попыток разобраться в себе и своих чувствах, отправляется в горы. Там он долго гуляет по живописным долинам, любуясь величием горных вершин и красотой ясного неба. После уединения на природе господин Н.Н ощущает только радость и легкую усталость от долгой прогулки.

Природа и человек — одно в истории «Аси». Он добр к любящему человеку, ему грустно и счастливо с ним, он всегда рядом и при необходимости поддержит. Когда главный герой во время своих душевных переживаний, глядя на небо, не нашел там покоя, стало ясно, что у этой истории не будет хэппи-энда.

Писатель считал, что человек связан с природой тысячей нитей, и чувствовал эту связь до конца своей жизни. А ТАКЖЕ. Тургенев в повести «Ася» одним из первых раскрыл трагедию и гармонию взаимоотношений человека и природы. Пейзаж в рассказе помогает раскрыть не только характеры главных героев, но и понять сам смысл произведения.

 

Оцените статью
Блог про А. С. Пушкина