Анализ первой главы «Евгения Онегина»: темы и проблемы

Роман — «энциклопедия русской жизни»

Работая над исследованием романа Пушкина, критик преодолел юношеское увлечение идеями философа и рассмотрел произведение и его героев, исходя из их реального положения, Белинского, оценивая личности героев, мотивы В своих действиях концепция произведения стремится руководствоваться общечеловеческими ценностями и намерениями автора, не ограничивая действительность рамками прошлых мировоззрений. В то же время идея историчности в оценке произведения продолжает играть важную роль.

Роман «Евгений Онегин» характеризуется Белинским, во-первых, как историческое произведение, «энциклопедия русской жизни», а во-вторых, как самое «душевное» произведение поэта, более полно, «ярко и ярко» отразившее его личность».

Пушкин, по словам Белинского, описал в героях романа ту часть российского общества (которую он любил и к которой принадлежал) на определенном этапе его развития. Герои романа, люди, с которыми поэт каждый час встречался, общался, дружили и ненавидели.

Онегин – «сын века»

В доказательство Белинский приводит небольшую цитату из 7 главы романа, в которой описывается кабинет героя. Критиков особенно поражает наличие в нем многочисленных романов,

«В котором отразился век / И современный человек… / С его безнравственной душой, / Самолюбие и пустота».

Оказывается, Онегин полностью осознавал себя как «дитя века», один из многих, но в котором мало кто узнает себя, а это, с точки зрения автора, говорит о его моральном превосходстве над остальными членами общества.

Поэтому, заключает критик, Онегин — самый обыкновенный человек,

«Хороший мальчик, как ты и я, как весь мир»,

но в то же время человек недюжинного ума и способностей.

К сожалению, светское образование погубило все семена добра в его характере. Увлеченный высшим светом, Евгений быстро потерял интерес к развлечениям и праздной жизни, он хотел чего-то большего, но не знал, что ему нужно. Он прекрасно знал, что ему не нужно было продолжать вести образ жизни, который буквально убивал его.

«В душе его тлела искра надежды — встать и подкрепиться в тишине одиночества, на лоне природы».

Поэтому пушкинский герой решил уехать в деревню («страсть к перемене мест»), но это, как потом выяснилось, не стало решением проблемы — через пару дней ему снова скучно в новое место.

Роман в стихах о прозе жизни

Белинский указывает, что цель Пушкина — показать развитие общества, поэтому он решил написать роман, потому что чувствовал: в обществе

«Проза жизни так глубоко проникла в поэзию самой жизни»,

что для изображения современности ни эпос, ни рассказ никак не подходят:

«Он принял эту жизнь такой, какая она есть, не отвлекая ни одного из ее поэтических моментов; он воспринял ее во всем холоде, со всей ее прозой и пошлостью».

Критик отвечает на вопрос: почему «Евгений Онегин» написан стихами: Пушкин был гением. И взял на себя смелость написать роман в стихах, а русские писатели не писали

«Ни одного достойного прозаического романа».

Это обеспечило произведению огромный успех, а Пушкину — громкую славу.

Таким образом, «Евгений Онегин» — типичный роман по содержанию и поэзии по форме.

Критики того времени часто сравнивали Пушкина и Байрона, находя сходство между «Дон Жуаном и Чайлдом Гарольдом» Байрона и «Евгением Онегином» Пушкина. Белинский решительно отвергает всякое сходство, кроме формального, между произведениями двух великих поэтов, особенно по содержанию. Конечно, критик признает, что форму таких романов придумал Байрон.

Но Байрон

«Он писал о Европе для Европы»,

и пафос его произведений — это вовсе не изображение действительности, а суждение о ней.

Пушкин

«Он писал о России для России»,

он был заинтересован в точном отражении действительности, поэтому его роман — подлинно народное произведение.

Герои Пушкина отнюдь не демонические личности и не образцы добродетели, как это часто бывало в современных романах Белинского, в том числе в романе Байрона. Его герои — нормальные люди, отношения между ними естественные, как в жизни. К достоинствам Пушкина критик относил то, что он

«Он вывел из моды чудовищ порока и героев добродетели».

Белинский, как и многие критики и читатели, задавался вопросом:

«Почему бесконечный роман« Евгений Онегин?».

Потому что она заканчивается тем, что Пушкин оставляет своего героя на распутье.

«Что это? Где роман? Что вы думаете?»

— восклицает критик и отвечает: в романе нет конца, так как в самом деле нет конца, что сущность самой жизни заключается в отсутствии решений. Более того, сам Онегин — «существо неопределенное», «предавшееся зевоте», лишенное жизненной цели. Он никогда никуда не вкладывал силу своей «богатой натуры», его жизнь бессмысленна, а потому роман лишен финала.

Характеристики личностей Татьяны и Онегина

Главный герой романа «Онегин», «добрый друг» Пушкина, в глазах Белинского — отнюдь не тот пустой, холодный эгоистичный человек, каким он казался читающей публике. Белинский называет его «страдающим эгоистом». В «Онегине», по мнению критика, светская жизнь не убивала чувства, а лишь «охлаждала до бесплодных страстей», «веселилась». Онегин — пленник тех рамок, в которые он помещен по происхождению и положению в обществе. Герой слаб, но и достаточно силен, «исключительный человек, как пишет критик, чтобы понять пустоту своей жизни, попытаться ее изменить. Белинский связывал открытый финал романа с тем, что Онегин, будучи продуктом своего окружения, не смог бы реализовать потенциал своей личности.

Татьяна выступает против Онегина в той части, которая отвечает за свободное проявление потребностей личности в духовности. Описывая героиню, Белинский не раз называет ее примером «русской женщины» определенного сословия, тем самым понимая как ее слабые, так и сильные стороны. Татьяна, деревенская девушка, «глупа» без книг, по которым узнает о жизни. Татьяна, светская дама, подвержена ложным представлениям о ценности женской личности, особенно она заботится о своих достоинствах. Но при этом она не ограничена рамками «кода» светского человека, в этом героиня свободнее Онегина

Белинский заканчивает свое литературное исследование гимном Пушкину, написавшему произведение, после которого «стоять» в литературе стало невозможно. Роман, по мнению критика, стал «большим шагом вперед» для российского общества.

Характер Онегина

При всей своей апатии и неудовлетворенности жизнью Онегин отличался необыкновенной наблюдательностью. На это указывает Белинский, характеризуя сцену знакомства героя с семьей Лариных. По «зевоте» (то есть между временами) герой сразу определяет истинный характер Ольги.

«Потребовался один или два рассеянных взгляда на этого равнодушного и холодного человека, чтобы понять разницу между двумя сестрами»,

— пишет критик. Наблюдательность — еще одна черта личности — характеризует Евгения как человека с огромными способностями.

Это же наблюдение в сочетании с ее умом, опытом и способностью тонко понимать «людей и их сердца», как пишет автор, повлияло на ее резкое «неприятие» Татьяны, «душа которой чиста, как ребенок». Неспособный замаскироваться и притвориться, он честно говорит, что оно того не стоит, и отвергает «наивную любовь красивой девушки».

Спустя много лет, встретив женщину Татьяну, он всем сердцем влюбляется в нее, пишет ей искреннее и живое письмо, и читатели удивляются тому, как это возможно.

«У сердца свои законы»,

— поясняет Белинский и говорит, что раз влюбился, значит, это возможно. В этом случае важен другой вопрос: что такое любовь к Онегину. Автор пишет, что в обоих случаях герой не поступил ни морально, ни аморально — отвергнув девушку Татьяну и влюбившись в женщину Татьяну. Для него любовь — такое же всепоглощающее чувство, как и для любого человека, живущего на земле. Но герой в любом случае остается самим собой. И это, по мнению критика, служит достаточным основанием для его оправдания.

Однако после смерти Ленского жизнь Онегина кардинально изменилась. Он, как пишет Белинский,

«Он потерял все, что каким-то образом связывало его с людьми».

Кроме того, критик описывает жизнь Эудженио как жизнь, полную страданий. Он видит, как кипит жизнь вокруг него, но чувствует себя совершенно чуждым всему этому. Автор пишет, что многие читатели называют это страдание — селезенку — «преходящим увлечением». Но страдания героя естественны, они далеки от театральности и показухи, потому что он мог

«В двадцать шесть лет, пройдя через многое, не вкусив жизни, будучи таким измученным, уставшим, ничего не сделав, достигнув безоговорочного отрицания, не пройдя через какое-либо осуждение…».

Но Пушкин дает своему герою шанс воскреснуть. После знакомства с Татьяной на выпускном вечере Евгений изменился и

«Сильная и глубокая страсть без колебаний пробудила силы его духа, дремавшие в тоске».

Но каким будет его герой, Пушкин не дал ответа.

Конспект статей В.Г. Белинского о «Евгении Онегине»

Этот синопсис — краткое размышление над мыслями Виссариона Григорьевича Белинского, высказанными о произведении «Евгений Онегин» в восьмой и девятой статьях «Сочинений Александра Пушкина». Творчество Белинского помогает вникнуть в творчество и посмотреть на него глазами самого известного русского литературного критика XIX века. Статьи Виссариона Григорьевича Белинского представляют собой отказ от широких и разнообразных отступлений, размышлений о природе русского человека, истории и особенностях русской литературы, анализа образов русского народа и, непосредственно, самой работы с его герои. Синопсис включает в себя не только сокращенные отрывки, посвященные роману, но и кратко представленные отклонения от темы, без которых многие мысли литературного критика будут неполными и отчасти необоснованными.

Восьмая статья — первая часть критического анализа стихотворения «Евгений Онегин». Белинский пишет, что этот поэтический роман — «самое сокровенное произведение Пушкина, самое любимое дитя его воображения». Для Пушкина это произведение — одно из главных творческих достижений, оно отражает личность поэта. Оценка этого романа — оценка самого автора.

«Евгений Онегин» — историческое стихотворение: в произведении изображен образ русской жизни целой эпохи, что стало первым подобным опытом в истории русской литературы. В романе «Пушкин не только поэт, но и представитель первого пробудившегося общественного сознания» до него русские писатели подражали только иностранным мастерам, не решаясь создать что-то новое, полностью свое. Пушкин же учится у выдающихся мастеров, но с каждой работой он привносит все более личное видение. Так, малоизвестная баллада «Жених» 1825 года «полностью пропитана русским духом как по форме, так и по содержанию». Многие современники Пушкина не признавали «Евгения Онегина» национально-русским стихотворением, потому что произведение касается не только простых людей, но и светского общества: русский дух чувствуется только там, где есть зипун, туфли из рафии, фюзеляж и квашеная капуста. Белинский обсуждает опасения соотечественников, что принесенные в страну европейские обычаи искореняют исконные традиции и привычки, но это совершенно неверно. Хотя русский человек способен внешне сойти за любого европейца, его сущность проявится снова, маловероятно, что он станет его в чужой стране.

«Все, что мы сказали, было необходимым отступлением, чтобы опровергнуть необоснованное мнение, что в литературной деятельности чисто русскую национальность следует искать только в произведениях, содержание которых заимствовано из жизни низших и невежественных классов», — заключает Белинский. «Евгений Онегин» — произведение не только русское, но и национальное, несмотря на то, что в нем участвуют образованные люди с европейскими манерами. Критик называет народного поэта таким творцом, который одинаково достоверно может изобразить жизнь русского человека любого сословия.

По словам Белинского, «Евгений Онегин» — это не только народное произведение, но и прекрасное поэтическое произведение. Пушкин не только первым решил написать роман о жизни русского народа и не эпическую поэму, но и облек его в поэтическую форму, что было нонсенсом для литературы того времени. Поэт перенял форму своего произведения и способ повествования от Байрона, но сходство между произведениями поэтов минимально: «Пушкин писал о России для России», «Байрон писал о Европе для Европы». Роман «Евгений Онегин», как и «Горе от ума», явился началом новой русской поэзии и литературы в целом. Пушкин одним из первых создал «образ мира русской жизни», вместе с Грибоедовым «были школой, из которой вышли и Лермонтов, и Гоголь».

Белинский вкратце описывает уже всем знакомый сюжет «Евгения Онегина». Но что примечательно, в конце работы нет «ни смерти, ни брака». Открытый финал — довольно нетипичное явление для романов, пьес и рассказов, «особенно для русских». Белинский добродушно смеется над теми, кто считает, что в этом романе нет сюжета, что «Евгений Онегин» — просто «поэтическая болтовня».

Чтобы понять предпосылки создания романа, критик обращается к той исторической эпохе, в которой он был написан. Дворянство, как и высший класс, быстро развивалось, образовалось так называемое среднее дворянство, «благородные удовольствия бытия уже становились необходимостью, как признаком зарождающейся духовной жизни». Эти люди были источником просвещения для широких масс, тянулись к искусству, появились европейские языки, появилась более легкая светская литература. Именно такое общество основал Пушкин, который позже изобразил жизнь 1820-х годов в своем романе.

Затем критик переходит к анализу главных героев, которых, по его мнению, двое: Онегин и Татьяна. Поэт избрал своим героем светского человека Онегина, несмотря на все общественные предубеждения остальных о высшем мире. Белинский пишет, что в секуляризме и аристократии нет ничего предосудительного, если вы останетесь человеком, как Пушкин и Байрон. Онегин, будучи человеком не только светским, но и образованным, вряд ли может быть в компании Лариных, но в то же время сходится с Ленским, «странным и забавным существом в глазах мира». Несмотря на то, что зрители видели в Онегине бессердечного и жестокого человека, Белинский рассуждает о его глубоко светской натуре, которая позволяет ему вести себя несколько насмешливо, непринужденно, действовать и высмеивать даже серьезные и грустные вещи, вести свою жизнь с душой такая лень… Он считает, что герой делает это не из злого умысла, а потому, что это в его натуре, это в его натуре. Критик подчеркивает упорство публики, считавшей, что сам Пушкин хотел представить своего героя «холодным эгоистом». Таковым Онегин сделал сам век, на который пришло его существование. Он умен, а потому и сам смутно догадывается о причинах своих страданий, он из тех людей, которые «многого хотят», не довольствуются «ничем»».

В качестве аргумента, опровергающего бесчувственность Онегина, Белинский приводит дружбу с юным мечтателем Ленским. «Онегин — хороший парень, но в то же время незаурядный человек», — говорит о нем автор, отстаивая право Онегина быть героем своей собственной историей: ни гением, ни злодеем, а разочарованным и сбитым с толку человеком. Онегин — страдающий эгоист, упорный эгоист. Вокруг него нет людей, которые могли бы это понять, Онегин избегает селян и известен среди них как чудак.

Что касается Татьяны, многие современники Пушкина недоумевали: как мог Онегин не полюбить девушку после столь проницательного письма, и почему он впоследствии полюбил мирского человека? У Белинского совершенно однозначное мнение по этому поводу: «Если бы выбор любви определялся только волей и разумом, то любовь не была бы чувством и страстью». Помимо случайности и инстинктивного влечения, которые так часто сопровождают это переживание, критик пишет об интуиции Онегина. Он прекрасно понимал Татьяну, поэтому его чистая детская любовь была ему чужда и непонятна. Это отнюдь не те чувства и отношения, которые могли бы заинтересовать героя. Онегин — тонкая натура, потому что ему хватило одного вечера, чтобы составить убедительные портреты сестер Лариных и понять их природу. Поэтому говорить, что она отвергла Татьяну из-за собственной жесткости, нелогично и неправильно. Онегин — пример тех самых невзгод и страданий, непонятных для многих. У него есть все на всю жизнь, но он не может хоть что-то сделать, все ему чуждо и бессмысленно. Только увлечение Татьяной после встречи в Санкт-Петербурге пробудило «дремавшие в тоске силы ее духа». Белинский считает, что Онегин теперь видит в Татьяне женщину, которая «знает цену всему, что ей дается, которая много попросит, но многое даст». Онегин не понимает страсти и жизни без борьбы, а потому с такой готовностью бросается в бассейн своих чувств к Татьяне, совершенно искренне и даже без надежды на победу.

Роман заканчивается сценой объяснения Онегина с Татьяной. Что необычного в открытом финале романа? Именно такой вывод приближает роман к реальной жизни: «в самой реальности есть события без эпилога, существование без цели, неопределенные существа, никому не понятные».

Девятая статья посвящена Татьяне, образ которой стал первой поэтической репродукцией русской женщины. Белинский пишет, что женщина в России «абсолютно не играет никакой роли», за исключением светских женщин, да и то в неполной степени. В отличие от европейских женщин, русская девушка — это прежде всего невеста, к замужеству ее готовят с ранних лет, и большинство мыслей девушек занято именно этим событием. По мнению критика, брак становится «навязчивой идеей», все мечты и стремления сводятся к нему. Каким бы ни был характер девушки, «она невольно входит в роль, которую дала ей жизнь, и в тайну, которой она так усердно, так безоговорочно предана».

Эти девушки выходят замуж, но не знают, что им дальше делать в жизни: их подготовили только к браку и семейной жизни, ценности, нюансы взаимоотношений и воспитания детей остались в стороне. Барышни красиво и безвкусно становятся хозяйками хора, а все оставшиеся годы проводят в бессмысленных вечеринках и приемах. Они воспитывают детей так же, как когда-то их воспитывали сами матери. Но такой сценарий действителен только при удачных обстоятельствах, если у мужа достаточно денег, чтобы содержать семью. Если такая невеста выходит замуж за бедняка, которому необходимо строго рассчитывать свои расходы, то горе мужу. Ее воспитывали будущей любовницей, любовницей, она тоже будет здесь: тратить, командовать, одевать, покупать.

Белинский винит не самих девушек, а общество: «видение женщины чисто утилитарное, почти коммерческое: для вас это капитал с интересами, деревня, дом с доходом; если не это, то кухарка, прачка, домработница, няня… ». Критик называет таких девственниц «жрицами любви»: все они ищут какую-то несуществующую возвышенную любовь, их не интересуют простые чувства, они живут в мире собственных идеалов и фантазий, а когда выходят замуж и понимают, что достичь идеала невозможно, они изливают свою горечь на избранника… Исключение составляет Татьяна Ларина, по-своему гениальная и поэтому глубоко несчастная, потому что общество не принимает тех, кто отличается от большинства. Старшие Ларины — типичные представители своего времени, очень удачливые, довольные своим положением. Их размеренная жизнь прерывалась только визитами гостей. Татьяна выросла в совершенно неподходящей среде. От него отличались только сестра Ольга и ее парень Ленский, но они были настолько далеки от девушки по духу, что она не могла им доверять: «инстинктивное чувство подсказывало ей, что это люди из другого мира, которые ее не поймут. » Если Ольга после смерти поэта вышла замуж и повторила судьбу матери, то с Татьяной все намного сложнее. «Природа Татьяны не многосложна, а глубока и сильна». — пишет Белинский, подчеркивая целостность своего персонажа, некую солидность. Он не меняется, а развивается и растет, только тем самым подчеркивая свою целостность.

Будучи заботливым и тихим ребенком, Татьяна больше любила страшные истории, чем игры с друзьями, а в детстве девочка так увлекалась романами, что они поглотили всю ее жизнь. «Татьяна — редкий и красивый цветок, случайно выросший в расщелине дикого камня», — пишет Белинский, подчеркивая свою уникальность и разнообразие от других девушек. Его внешняя холодность и отчужденность говорят не об отсутствии способности чувствовать, а о глубине переживаемых чувств, их целостности и полноте. Девушка способна на самоотречение и самоотверженность, не хвастаясь и не выставляя себя на показ шоу, она самодостаточна и ей не нужно обсуждать свой внутренний мир с другими. Критик считает, что с любящим мужем Татьяна стала бы прекрасной женой и матерью, полностью посвятив себя детям и браку, спокойно и решительно, «не по разуму, а снова по страсти».

Многие, не видя в жизни любви и поэзии, начинают перенимать их из книжного мира в том искаженном состоянии, которое неизбежно возникает при столкновении подделки с реальным. Любовные переживания некоторых европейских авторов перешли из жизни на страницы произведения, тогда как в России романтические произведения сначала создавались по образу и подобию западных, и только после того, как описываемые чувства постоянно переносились в реальная жизнь, вымершая и видоизмененная под давлением реальности, столь отличной от европейской. Эти размышления приводят Белинского к Татьяне, которая, как и эти идеальные девушки, также стала жертвой книжных страстей, выдавая желаемое за действительное. Окружающий мир заключил Ларину в некой навязанной форме, но благодаря своей естественности и простоте самой своей натуре она вызывает сочувствие, а не презрение или пренебрежение. Как будто «дикое растение, полностью предоставленное самой себе, Татьяна создала свою собственную жизнь, в пустоте которой внутренний огонь, пожирающий ее, горел так бунтарски, что ее разум не был занят ничем».

Что касается увлечения Онегином, то в своем рождении она довольствуется естественным, но облачается в книжную форму. Еще до встречи Ларина много слышала о нем, постепенно складывая в своем воображении образ: холодный, загадочный, аристократичный и спокойный, красивый молодой человек, так сказать, над миром. Их первая встреча только укрепила домыслы Татьяны, и образ Онегина, такой желанный и романтичный, овладел всеми ее чувствами, через которые она воспринимала этот мир. Без ее книг она была бы глупа, язык романов — единственный доступный ей язык из-за ее необразованности и воспитания, последствиями которой стала некая свирепость девушки.

В разговоре Татьяны с няней изображена «молодая русская женщина посреди мучительной страсти». Это единственный раз, когда Ларина не скрывает своей тайны, потому что няня ее просто не поймет, в отличие от сестры или мамы, которые по-своему могли понять неправильно.

После отказа Онегина чувства Татьяны не угасли, а вспыхнули с новой силой. Белинский не видит в этом ничего необычного и считает это естественным: «Несчастье придает новую энергию страсти природы с возвышенным воображением. Им также нравится эксклюзивность своего местоположения; они любят свою боль, они любят свои страдания, они любят их, возможно, даже больше, чем они оценили бы свое счастье, если бы это случилось с ними… ». Страдания приводят Татьяну к дому Онегина, где, пытаясь лучше понять возлюбленного, она берет в руки прочитанные ею книги. «Запишите познание этого нового мира боли, если это было откровением для Татьяны .. это напугало ее, напугало ее и заставило ее видеть в страстях смерть жизни, убедило ее в необходимости подчиняться реальности вот так это так, и если жить душой, то для себя, в глубине души… ». Этот новый опыт был подготовительным этапом перед новой жизнью и возрождением в мирском человеке, так поразившем Онегина.

Оцените статью
Блог про А. С. Пушкина