«Войну и мир» будут проходить в 5 классе, а «Евгения Онегина» — в начальной школе

«Евгения Онегина» предлагают проходить в начальной школе


Фото: Fotodom.ru/Kommersant

Ассоциация учителей русской литературы и языка предлагает начать изучение романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» в пятом классе. Об этом сообщил президент исполкома ассоциации Роман Дощинский.

«Можно пошатнуть каноны привязанности к какому-либо классу, распространить эту классику, разогнать их. Может быть, сначала нужно изучить несколько отрывков. Мы знаем известные пейзажные этюды «Евгения Онегина», их дети неплохо учатся в начальной школе. То же самое и с «Войной и миром»: некоторые ее фрагменты можно изучать уже в пятом классе », — цитирует Дощинского Московское информационное агентство.

Споры по поводу школьной литературы бесконечны. Какие учебные часы следует сократить, а какие добавить, кто из авторов «сдает», а кто не нужен, на чем следует сосредоточиться при анализе определенных произведений, а на чем не следует сосредотачиваться — мнения по этой теме то и дело расходятся, и они меняются с переменой погоды во дворе, а иногда и становятся полной противоположностью.

Напоминаем, что в этом году встал вопрос: а действительно ли нужно преодолевать классику в школе? Они говорят, что эти замечательные произведения довольно трудно понять, нужен умный учитель, чтобы направлять текст и ученик, и, к сожалению, у нас меньше учителей, чем хотелось бы. А известный чиновник недвусмысленно заявил, что в шестнадцать лет он читал «Преступление и наказание» и ему было скучно, ничего не понимая, поэтому включать этот роман в школьную программу нет необходимости.

Но специалисты уверены: с русской классикой ничего не поделаешь, она была и останется нашей школьной программой. И вы никогда никем не замените Пушкина, Толстого, Достоевского.

Ранее министр образования Ольга Васильева рассказала об изменениях, ожидающих УСО в литературе:

— В следующем году экзамен по литературе ждут серьезные изменения — это будет совсем другой экзамен, он полностью пропустит любое тестовое задание, это будет экзамен, на котором будут только творческие задания с развернутым и развернутым ответом, касающимся теория литературы. То есть, во-первых, возрастут задачи, потребуют хорошего знания текста, а во-вторых, возрастут требования к самому сочинению.

Ольга Васильева рассказала, что одним из средств, способных вернуть интерес к чтению, изучению классической литературы, станет сочинение.

«Пройдет 2,5 года, и он, как и раньше, примет классическую версию», — пообещал он. То есть его объем станет больше. И оценки за это будут выставлять не только специалисты, как это было раньше, но и учителя школ.

Евгений Онегин. Сочинение по произведению 2

Произведение «Евгений Онегин», написанное в поэтической форме Александром Сергеевичем Пушкиным, является одним из самых известных в классической литературе.

Главный герой — молодой человек, очень обаятельный, всегда в поисках смысла жизни. Онегин, выросший в столице и получивший классическое для того времени образование, привык получать от жизни все, не прилагая никаких усилий. Евгений — типичный молодой представитель начала 19 века. Он живет в свое удовольствие, много времени проводит в танцах, в театре, вместо того, чтобы стремиться к чему-то большему. Формируя образ героя, Пушкин акцентирует внимание на среде, в которой вырос Евгений, на его воспитании и образовании. Он не дурак, много времени проводит за чтением книг, и романтика ему отнюдь не чужды. При этом главная черта его характера — эгоизм. Хотя Онегин входит в элиту общества, он далек от этого: его эмоциональные порывы отрицают уклад жизни не только светской, но и политической среды.

Вскоре герою наскучивает эта пустая жизнь, по его словам, он впадает в депрессию, разочаровывается во всем и в надежде преодолеть скуку отправляется в деревню. Но и здесь Онегин не может найти своего места: отсутствие семейных развлечений снова заставляет его скучать. Его поведение по отношению к крестьянам удивляет соседей, которые начинают считать его «странным». В то время как читатель Эухенио, занимающийся только собственными переживаниями и проблемами, впервые предстает человеком, способным понять и посочувствовать.

Знакомство Владимира Ленского отвлекает Онегина от обычного времяпрепровождения: лени и праздности. Молодые люди, разные по характеру и характеру, тем не менее находят общий язык и между ними завязывается что-то похожее на дружбу.

Эгоистичный по натуре, Онегин не понимает, что может кого-то обидеть. Это проявляется не только в дружбе с Ленским, но и в отношении к Татьяне Лариной.

Выслушав признание влюбленной девушки, в глазах которой он казался героем любовной истории, идеалом, Евгений, не заботясь о своих чувствах, не только говорит о своей неподготовленности к браку и отрицательных чертах характера, но и о нем также рекомендует научиться «доминировать».

Убийство Ленского вынуждает Онегина бежать из деревни в одиночку. А спустя два года, встретив на балу уже замужнюю Татьяну, герой осознает никчемность своего положения. Его отказ, несмотря на неконтролируемые чувства, еще больше угнетает героя. Эти события сильно повлияли на характер героя. Он стал сильнее, увереннее в себе и со временем понял ценность таких чувств, как любовь и дружба.

Евгения Онегина — персонаж не отрицательный, но и не положительный. Изображая реального человека, автор на своем примере показывает своих современников, просящих изменить столь неприемлемый, по его мнению, образ жизни.

Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге

О том, как герой романа жил в северной столице, читатель узнает буквально из первых строф. Пушкин подробно рассказывает о воспитании и воспитании Онегина, а также о том, как был устроен его день.

Иногда он все еще был в постели:
Они приносят ему записки.
Какие? Приглашения? Действительно,
Три дома зовут к вечеру…

Онегин ведет образ жизни человека, свободного от гражданской и военной службы, которую могли себе позволить единицы молодежи. В романе не говорится, в какое время начинается его день, но есть признаки того, что герой проснулся не слишком рано.

Поздний подъем был особой привилегией аристократического общества. День «людей света» иногда начинался вечером и заканчивался с первыми лучами солнца. Отчасти этим можно объяснить странность одной из возлюбленных Пушкина, княгини Голицыной, хозяйки знаменитого петербургского салона, которую она получила только в десять часов вечера. Онегин менее искушен в модных привычках и встает с постели в обеденное время. Юрий Лотман пишет, что ежедневная прогулка столичных модников приходилась на два-три часа дня, в пушкинском тексте читаем:

В утреннем платье
Носите большой боливар
Онегин идет на бульвар

Адмиралтейский бульвар был излюбленным местом вечеринок в 10-20-х годах 19 века — видимо, именно сюда идет «наш Евгений». Такую же традицию такой прогулки заложил император Александр I, всегда шедший определенной дорогой: «В час дня он вышел из Зимнего дворца, пошел по набережной дворца, у Прачешного моста свернул от Фонтанки до Аничковского моста. <…> Затем правитель вернулся на свой пост на Невском проспекте. Прогулка повторялась каждый день и называлась le tour impérial («царский круг»). В любую погоду император шел в сюртук…»

Следующее, что мы узнаем о дне Онегина, это то, что он ужинает в определенное время:

И там он ходит под открытым небом,
Пока бодрствует Брегет
Ужин ему не позвонит.

Героя почти не заботило соблюдение режима. Причина такой скрупулезности в другом. Молодые холостяки пушкинской эпохи редко держали собственных поваров и поэтому ходили обедать в рестораны. В то время в Петербурге было не так много ресторанов, где можно было бы хорошо поесть; как ни странно, в Москве ели лучше. Это означало, что петербургские трактиры были в дефиците и в одном помещении собиралась богатая толпа. Затем мод «Онегин» отправляется в ресторан «Талона» на Невском, который в то время был главным местом встреч светских модников. Пушкин представляет своего героя Петра Каверина, прославившегося, в том числе, знаменитым каруселем и зверем, то есть дуэлянтом.

Появление в таком месте в определенное время означало, что гость был готов придерживаться правил поведения, продиктованных местным обществом:

Вошли: и пробка в потолке,
Комета вины залила поток;
Перед ним проклятый ростбиф,
И трюфели, роскошь юного возраста,
Французская кухня — лучший колорит…

Театр или балет, который продолжается в дни Евгения, также является неотъемлемой частью светской жизни начала 19 века. Это не только и даже не столько «храм искусства», сколько клуб, где можно убить время, встретиться с друзьями и завязать роман.

Танец стал изюминкой вечера. Интересно, что Онегин едет туда «в карете». Лотман пишет, что аренда экипажа была намного дешевле, чем самостоятельный отъезд, и герой делает это с экономической точки зрения. Однако есть и другая версия. Актер МХАТ Леонид Леонидов процитировал своего старшего современника Алексея Стаховича, тонкого ценителя светского этикета: «Мы совершали отличные поездки, но кататься« на ваньке »считалось шикарным»!»

Воспоминания Стаховича относились ко второй половине XIX века, но, по мнению актера, эта странная диковинка, видимо, могла появиться в первой половине века, и Пушкин воспринял ее как последнюю новинку.

Что касается самого бала, то для петербуржцев такие праздники были не редкостью и проводились неоднократно. Частью доказательства этого утверждения может быть воспоминание Анны Тютчевой об императрице Александре Федоровне: «Для императрицы мир фантазий, окруженный ее обожанием всемогущего мужа, мир великолепных дворцов, роскошных садов, веселых вилл, мир зрелищ и заколдованные танцы заполнили весь горизонт…»

Онегин принадлежал к этому поколению и в начале романа погрузился в эту роскошь.

Лотман Ю.М. Романо А.С. «Евгений Онегин» Пушкина: Комментарий. Л., 1983.

Лаврентьева Е.А. Повседневная жизнь дворянства пушкинской эпохи. Приметы и суеверия. М., 2006.

Балы в романе

В дни радости и желания
Я был без ума от мячей:
Скорее нет места для признаний
И за доставку письма.

Шары играют значительную роль в сюжетной организации Евгения Онегина. Достаточно сказать, что именно на Ларинском балу произошла ссора Ленского с Онегиным, закончившаяся трагедией. На выпускном вечере главный герой второй раз встречает Татьяну.

Такие праздники были важны и в жизни современников Пушкина. Начиная с петровских собраний, танцы были одной из немногих форм организации общественной жизни. Они были строго регламентированы, и гости, которые их посещали, должны были подчиняться правилам бального этикета. По мнению современников, обществу просто требовался сложный набор правил поведения:

«Там, где царит этикет, придворные — это дворяне и дамы мира, где этикет отсутствует, они опускаются до уровня лакеев и горничных, потому что близость без близости и без равенства всегда унизительна, настолько для тех, кто ее навязывает, как и для тех, кому это навязывается », — вспоминала Анна Тютчева, дочь поэта Федора Тютчева и младшая современница Пушкина.

Некоторые свободы и отклонения от этих правил были продиктованы модой и социальным статусом гостя. Затем Онегин подходит к балу, когда «толпа занята мазуркой». Это значит, что герой появился посреди праздника, когда гости уже разошлись на приличном польском (полонезе) и могли танцевать легкие танцы, главным из которых была мазурка.

«Мазурка с незапамятных времен имела особенно интересное значение, — писала мемориалист Екатерина Сабанеева».

Онегин, несмотря на идеологию денди, которая учила кавалеров избегать танцев, а если и делали, то со скукой и нежеланием это делать, тем не менее «легко танцевал мазурку», не в силах отказать себе в этом удовольствии.

Что касается позднего появления героя на балу, то это можно расценить как следование столичной моде (ведь именины Татьяны Онегин с Ленским тоже в числе последних): опоздание было признаком денди. Только в праздники, в которых участвовал император, все гости должны были приходить вовремя. Особенно строго это правило соблюдалось во времена правления Александра I и Николая I.

В «Евгении Онегине» не так много говорится о женском бальном этикете, но есть важная иллюстрация того, как должна вести себя дама в обществе:

И что бы ни смущало его душу,
Неважно, насколько он силен
Удивлен, поражен
Но ничего не изменилось:
Сохраняет тот же тон
Столь же безмолвен его лук, —

Так Пушкин описывает встречу уже замужней Татьяны с Онегиным в восьмой главе. Согласно правилам хорошего тона, представитель высшего общества ни при каких обстоятельствах не мог показывать свои чувства. Особым достоинством считалось наличие духа и внешнее спокойствие.

Лотман Ю.М. Романо А.С. «Евгений Онегин» Пушкина: Комментарий. Л., 1983.

Лаврентьева Е.А. Повседневная жизнь дворянства пушкинской эпохи. Приметы и суеверия. М., 2006.

Оцените статью
Блог про А. С. Пушкина