Земфира ℹ️ образ и характеристика свободной женщины в поэме А

Главные герои

Алеко — молодой человек, ссыльный, примкнувший к цыганам, был влюблен в Земфиру; узнав о ее предательстве, он убил цыганку и ее любовника.

Земфира, юная свободолюбивая цыганка, полюбила Алеко, но потом полюбила другую.

Старик — отец Земфиры.

У нас также есть:

  • для более преданных — дневник чтения «Цыган»

Народнопоэтическая основа образа Земфиры

Песня — неотъемлемая часть жизни цыган, она всегда пользовалась успехом у русских людей и любовью автора. По этим причинам Пушкин добавил в свое стихотворение цыганский мотив. Песня Земфиры полностью отражает его характер, дикий, страстный, неумолимый и сильный, как ветер:

«Старый муж, грозный муж,

Разрежь меня, сожги меня:

Я все еще, я не боюсь

Ни ножа, ни огня».

Девушка читает «Цыган»

Поэма о Земфире затрагивает одну из значимых тем общественной жизни того времени — дать женщине свободу самостоятельно принимать решения, касающиеся ее личной жизни.

История Земфиры

В своем стихотворении Пушкин предлагает читателям образ цыганского лагеря, являющегося антитезой европейской цивилизации. Если цыгане свободны, хоть немного дикие, европейцы более трезвы.

В частности, Алеко является представителем европейской цивилизации и в силу сложившихся обстоятельств становится изгнанником, отправляется в лагерь, а точнее, Земфира забирает его. Главный герой становится частью поля, но при этом особо не меняется, Земфира не хочет его менять. Земфира тоже не меняется под влиянием Алеко, но остается прежней.

Как мы знаем из законов драмы, на протяжении повествования необходимо проследить определенную эволюцию героя, переход от чего-то к чему-то. Рассматривая образ Земфиры, мы не наблюдаем такой эволюции, героиня практически статична, то есть не меняется с внешними событиями, интерьер не меняется. Однако у этой героини есть очень значимая роль — олицетворение дикой и упорной натуры.

Он остается инфантильным, и даже рождение ребенка его не меняет. Она влюбляется в Алеко, но видит в ее любви «шутливую» любовь, в отличие от любви мужчины, которого она называет серьезным. Для героини характерны и другие герои стихотворения, которые в душе также называют Земфиру ребенком.

В то же время мы не можем дать определение этому незрелому персонажу, она дочь своего народа и ребенок в душе, но таким образом она воплощает свой народ — свободный, как подросток, сбежавший из дома. Точно так же цыгане, как сбежавшие подростки, странствуют по миру и особенно ценят свободу, увлечены своими страстями, а любовь для них всегда шутка. Такое легкое существование легко заканчивается для Земфиры, которая, помимо прочего, довольно характерным образом убегает из дома из-за любви в объятиях прекрасной цыганки, на руках которой она умирает.

Зачем Пушкину такой образ? Действительно, нужно было запечатлеть молодость и пренебрежение, и если бы Земфира не была статичной, образ не работал бы в лучшем виде.

Как ни парадоксально это может показаться, такая мобильная Земфира — самый статичный герой стихотворения, даже ее предательство не является чем-то новым. До этого не доходит, скажем, Каренина или другие женские персонажи. Земфира всегда такая и не меняется в зависимости от материнства и любви, на самом деле, будучи ребенком, она постоянно любит мир.

Цыганка и Алеко

Цыганка и Алеко

ей движут только добрые намерения и небольшое любопытство, и она приводит в лагерь русского мальчика Алеко, изгнанного из гражданского общества. Главный герой не думает ни о будущем, ни о различиях в жизненных ценностях и воспитании человека не из поля, безоговорочно следуя своим чувствам, создает с ним семью.

Алеко и Земфира счастливы, их устраивает цыганский кочевой образ жизни, вскоре у пары рождается сын, которого цыганка очень любит. Но со временем любовь девушки к мужу угасает и к юной цыганке лагеря возникают новые сильные чувства.

Земфира честна и прямолинейна, и она даже не пытается этого скрыть, она говорит ему словами песни:

«Ненавижу тебя,

Я презираю тебя;

Я люблю другого

Я умираю от любви».

именно в это время Пушкин дает оценочную характеристику Алеко и Земфире из стихотворения «Цыгане» и наглядно показывает огромные различия в понимании любви людей из двух разных миров.

Для мужа цыганки Земфиры это глубокое и сильное чувство, он живет, страдает и ищет решения. Для самой девушки все намного проще, она любит играть, шутить, любовь к ней — это приятное чувство, в котором не нужно отказывать себе самой:

«Ты любишь горько и сильно,

И женское сердце шутит».

Поддавшись воле новых чувств, цыганка Земфира не ищет оправданий и не считает себя виноватой, вольна выбирать свой жизненный путь и спешит на свидание с возлюбленным, где их захватывает сердитый Алеко и в порыве ревности убивает.

Даже девушка воспринимает ее смерть спокойно, без сожалений и упреков: «Я умру любящей…»

Перед лицом смерти она осталась верна себе, своему видению мира, она прожила свою жизнь, следуя велениям своего сердца, и нисколько не жалеет об этом.

Оцените статью
Блог про А. С. Пушкина