Бразды пушистые взрывая: стихотворение Пушкина о зиме

Анализ

История создания

Этот необычайно удивительный фрагмент появился в 1826 году при написании пятой главы пушкинского «Евгения Онегина». В то время поэт находился в ссылке в Михайловском. По сюжету романа в этот момент произошли некоторые события, в том числе безответная любовь Татьяны к Онегину. Видимо, чтобы отвлечься от столь грустного рассказа, автор сделал это лирическое и веселое отступление, ставшее учебным произведением.

Персонажи и образы

Герои стихотворения — представители простых людей. Несмотря на то, что он посвящен зиме, в нем помимо пейзажных картин изображены персонажи людей и животных: кучер, фермер, мальчик и его мать, насекомое и лошадь. Описывая их действия, автор показывает различное отношение к зиме.

Выпавший снег ознаменовал новое дыхание в жизни крестьян; люди всегда с радостью встречали это событие. Во-первых, была открыта санная трасса, которая значительно облегчила передвижение, а во-вторых, давала возможность отдохнуть от полевых работ, посвятить время вышиванию, катанию на санях на ярмарках и прочим занятиям. По этим и другим причинам Пушкин употребляет наречное причастие «торжествующий», которое здесь так уместно».

Даже мальчик со стройки в восторге от прихода зимы. Автор применяет к персонажу прилагательное «двор», чтобы объяснить, что родители ребенка работают во дворе. Таких должностей было много: дворник, работник конуры, конюх, слуга, повар, прачка и другие.

Животные тоже довольны наступающей зимой. Лошадь фермера осторожно идет по обновленной дороге и, таким образом, «как-то тащится рысью». Насекомое наслаждается зимой не меньше своего хозяина. Она увлеченно делится с мальчиком своими играми, они веселятся, несмотря на мороз. Лирический герой в этом сюжете никак не выражает своих эмоций по поводу прихода зимы. Он действует как сторонний наблюдатель, но всеми доступными способами пытается изобразить образ трансформации природы и человеческой радости.

Композиция

Поэма имеет четкую линейную композицию: первое четверостишие — начало, второе — развитие действия, третье — кульминация. Последние две строчки снимают напряжение предыдущего повествования.

В первом катрене рассказывается история фермера, прокладывающего санную трассу. Во втором читатель видит водителя в хорошей зимней одежде, отороченной мехом и с поясом. Третье четверостишие посвящено мальчику, который играет с собакой. Куплет в конце повествует о матери, смотрящей на своего игривого сына через окно.

Жанр

Учитывая объем и тематику стихотворения, его можно отнести к пейзажной лирике и считать законченным произведением. Но, поскольку это все-таки часть лирико-эпического произведения, а именно романа «Евгений Онегин», его тоже можно считать эпосом.

Работа над романом относится к реалистическому периоду творчества поэта, поэтому фрагмент о зиме также несет черты реализма. Все эмоции героев переданы Пушкиным через обычные крестьянские образы, наполненные определенным смыслом. Торжествующий крестьянин, играющий мальчик, осторожно шагающая по снегу лошадь — все эти персонажи изображены в стихотворении очень детально и реалистично.

Размер и средства художественной выразительности

Этот отрывок написан в том же поэтическом метре, что и весь роман: тетраметр ямба с использованием различных рифм (так называемая строфа Онегина). Вначале — скрещенная рифма, во втором четверостишии — параллельная, в третьем — круговая или окружающая, последняя куплет обрамлена двумя рифмами. Схематично это можно представить следующим образом: ABAB VVGG DEED LJ. Женские рифмы чередуются с мужскими.

Для придания тексту живости и подвижности автор широко использует глаголы и причастия: «крестьянин торжествующе обновляет свой путь на стволах», мальчик бежит, «посадив насекомое в санки», «превращаясь в лошадь »,« лошадь, чувствуя снег, идет рысью »; Эпитеты представлены двумя примерами: «мягкая поводья», «смелая карета». В тексте восемь устаревших слов, что довольно много по сравнению с его длиной. Это такие слова, как дровни (сани), вожжи (следы бегунов), колесница (телега), кучер (кучер), радиатор (часть повозки), тулуп (мех), праща (пояс), сани (сани).

 

Оцените статью
Блог про А. С. Пушкина