Анализ
История создания
Этот необычайно удивительный фрагмент появился в 1826 году при написании пятой главы пушкинского «Евгения Онегина». В то время поэт находился в ссылке в Михайловском. По сюжету романа в этот момент произошли некоторые события, в том числе безответная любовь Татьяны к Онегину. Видимо, чтобы отвлечься от столь грустного рассказа, автор сделал это лирическое и веселое отступление, ставшее учебным произведением.
Персонажи и образы
Герои стихотворения — представители простых людей. Несмотря на то, что он посвящен зиме, в нем помимо пейзажных картин изображены персонажи людей и животных: кучер, фермер, мальчик и его мать, насекомое и лошадь. Описывая их действия, автор показывает различное отношение к зиме.
Выпавший снег ознаменовал новое дыхание в жизни крестьян; люди всегда с радостью встречали это событие. Во-первых, была открыта санная трасса, которая значительно облегчила передвижение, а во-вторых, давала возможность отдохнуть от полевых работ, посвятить время вышиванию, катанию на санях на ярмарках и прочим занятиям. По этим и другим причинам Пушкин употребляет наречное причастие «торжествующий», которое здесь так уместно».
Даже мальчик со стройки в восторге от прихода зимы. Автор применяет к персонажу прилагательное «двор», чтобы объяснить, что родители ребенка работают во дворе. Таких должностей было много: дворник, работник конуры, конюх, слуга, повар, прачка и другие.
Животные тоже довольны наступающей зимой. Лошадь фермера осторожно идет по обновленной дороге и, таким образом, «как-то тащится рысью». Насекомое наслаждается зимой не меньше своего хозяина. Она увлеченно делится с мальчиком своими играми, они веселятся, несмотря на мороз. Лирический герой в этом сюжете никак не выражает своих эмоций по поводу прихода зимы. Он действует как сторонний наблюдатель, но всеми доступными способами пытается изобразить образ трансформации природы и человеческой радости.
Композиция
Поэма имеет четкую линейную композицию: первое четверостишие — начало, второе — развитие действия, третье — кульминация. Последние две строчки снимают напряжение предыдущего повествования.
В первом катрене рассказывается история фермера, прокладывающего санную трассу. Во втором читатель видит водителя в хорошей зимней одежде, отороченной мехом и с поясом. Третье четверостишие посвящено мальчику, который играет с собакой. Куплет в конце повествует о матери, смотрящей на своего игривого сына через окно.
Жанр
Учитывая объем и тематику стихотворения, его можно отнести к пейзажной лирике и считать законченным произведением. Но, поскольку это все-таки часть лирико-эпического произведения, а именно романа «Евгений Онегин», его тоже можно считать эпосом.
Работа над романом относится к реалистическому периоду творчества поэта, поэтому фрагмент о зиме также несет черты реализма. Все эмоции героев переданы Пушкиным через обычные крестьянские образы, наполненные определенным смыслом. Торжествующий крестьянин, играющий мальчик, осторожно шагающая по снегу лошадь — все эти персонажи изображены в стихотворении очень детально и реалистично.
Размер и средства художественной выразительности
Этот отрывок написан в том же поэтическом метре, что и весь роман: тетраметр ямба с использованием различных рифм (так называемая строфа Онегина). Вначале — скрещенная рифма, во втором четверостишии — параллельная, в третьем — круговая или окружающая, последняя куплет обрамлена двумя рифмами. Схематично это можно представить следующим образом: ABAB VVGG DEED LJ. Женские рифмы чередуются с мужскими.
Для придания тексту живости и подвижности автор широко использует глаголы и причастия: «крестьянин торжествующе обновляет свой путь на стволах», мальчик бежит, «посадив насекомое в санки», «превращаясь в лошадь »,« лошадь, чувствуя снег, идет рысью »; Эпитеты представлены двумя примерами: «мягкая поводья», «смелая карета». В тексте восемь устаревших слов, что довольно много по сравнению с его длиной. Это такие слова, как дровни (сани), вожжи (следы бегунов), колесница (телега), кучер (кучер), радиатор (часть повозки), тулуп (мех), праща (пояс), сани (сани).