- Литературное направление и жанр
- Южная ссылка Пушкина
- «Кавказский пленник» — самое знаменитое произведение при жизни Александра Пушкина
- Легенды и байронизм
- Посвящение
- Часть 1
- Репродукция с рисунка А. Лебедева — иллюстрация к поэме А. С. «Кавказский пленник» наперсниками Пушкина из стали Ф. А. Брокгауза в Лейпциге. Издание В.Е. Генкеля в Санкт-Петербурге.
- Часть 2
- Эпилог
- Пушкин кавказский пленник анализ природы
- Романтическая поэма А.С. Пушкина « Кавказский пленник»
- Тропы
- История создания поэмы «Кавказский пленник»
- Главный герой «Кавказский пленник» произведения Пушкина
- Образ лирического героя
- Размер и рифма
- Тема, сюжет, композиция
- Черкесская песня
- Другие детали анализа поэмы «Кавказский пленник» Пушкина
- Посвящение
- Часть 1
- Часть 2
- Эпилог
Литературное направление и жанр
Это второе стихотворение после Руслана и Людмилы и первое романтическое стихотворение. Пушкин поставил перед собой три задачи.
- Изобразить нового романтического героя, близкого внутреннему миру автора и его современников: «В нем я хотел изобразить то безразличие к жизни и ее удовольствиям, эту преждевременную старость души, ставшую визитной карточкой XIX века».
- Найдите и опишите романтический фон — яркие образы природы Кавказа и быта горцев черкесов. Эти живописные образы контрастировали с повседневностью.
- Найдите новый язык и новый стиль: романтический, чувственный, но полный загадочных упущений.
Самым сложным для Пушкина был образ заключенного. Он описал молодого человека, уставшего от жизни, равнодушного, потерявшего любовь. Но в то же время раб всей душой желает свободы. Это переживания юного Пушкина, несправедливо обвиненного и страдающего безответной любовью. Поскольку автор пытался совместить противоположные качества в одном образе, образ кавказского пленника оставался неясным: «Кавказский пленник — это первый опыт неудачного персонажа, с которым я сталкиваюсь с насилием».
Черкес — цельная романтическая героиня, безумно красивая и неприступная. Вначале ею движет жалость, потом она влюбляется в пленника, а когда влюбляется, она готова на все: «Забудьте свободу, забудьте свою Родину». Когда она узнает, что пленник любит другого, она гордо покидает своего любимого, но помогает ему сбежать, найдя в себе силы умереть, избавиться от тех, кто пренебрегал ею.
У заключенных и черкесских женщин разные представления о счастье. Заключенный сбежал на Кавказ за безответной любовью, он все еще был в целом недоволен. Он не станет счастливым даже после побега: его противоречивая натура не позволит этого. Для черкесской женщины смысл жизни — в любви.
Южная ссылка Пушкина
Александр Пушкин, учась в Царскосельском лицее, вошел в круг ведущих писателей того времени. После окончания школы, а тем более после выхода в свет поэмы «Руслан и Людмила», мастерство поэта еще более окрепло, и его слава распространилась по всей России. Однако Александр Сергеевич не умел писать стихи «на заказ», его талант хотел подчиняться только смелым и искренним порывам души. Что ж, добавим к этому дерзость и безрассудство юности (поэту было всего 20 лет). В итоге Пушкин был приговорен к ссылке за то, что написал едкие эпиграммы о власти, дошедшей до императора, и при этом сам Александр I назвал их возмутительными. Изначально поэта предполагалось отправить в Сибирь, но благодаря заступничеству друзей (особенно Николая Карамзина, Василия Жуковского и Петра Чаадаева) приговор смягчили и Пушкина сослали в южные губернии Российской империи. Таким образом, Александр Сергеевич провел на Кавказе около четырех лет.
1849. КАВКАЗСКИЙ ЗАКЛЮЧЕННЫЙ. ЗДЕСЬ СУПЕР РОССИЙСКИЙ ЗАКЛЮЧЕННЫЙ; АУЛ БЕГАЕТ НА КРИК… ЦЕНЗОР НЕ ЗЕРНОВ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ «КАВКАЗСКОЙ ЗАКЛЮЧЕННОЙ» А.С. ПУШКИНА
«Кавказский пленник» — самое знаменитое произведение при жизни Александра Пушкина
Кавказский пленник — первая из южно-байронических стихотворений Пушкина. Написано в 1820-1821 гг. Впервые опубликовано в 1822 году.
Легенды и байронизм
Практически сразу по прибытии на Кавказ Пушкин заболел и был отправлен на лечение в воды Кавказа. Там поэт заинтересовался местными легендами, центральными персонажами которых были сильные и волевые личности. В то же время Александр Сергеевич увлеченно знакомится с творчеством английского поэта Джорджа Байрона. Под впечатлением от стихов и стихов Байрона Пушкин написал стихотворение «Кавказский пленник». Следует отметить, что называть «Кавказского пленника» исключительно «подражанием Байрону» было бы неправильно, поскольку Александр Сергеевич вовсе не копировал произведения на английском языке. Скорее, он соревновался со своим британским коллегой, стихи которого он восхищался. И во многом пушкинские творения не только не уступали Байрону, но и превосходили их.
«Кавказский пленник». Титульный лист оригинальной версии стихотворения. 1820 г.
На создание поэмы у Александра Пушкина ушло около полугода. Писал в Гурзуф, Кишинев, Каменку и Киев. В черновиках поэта произведение изначально называлось «Кавказ». Знакомое название появилось ближе к публикации стихотворения. Пушкин кончил свои записи в феврале 1822 года, когда был в Каменке. А в августе того же года «Кавказский пленник» вышел в Санкт-Петербурге.
Посвящение
Александр Сергеевич посвятил свое творчество генералу Н. Н. Раевскому, который стал его проводником по Кавказу, познакомил с этими живописными и загадочными местами и в целом относился к Пушкину очень тепло, дружелюбно и по-отечески.
Часть 1
Репродукция с рисунка А. Лебедева — иллюстрация к поэме А. С. «Кавказский пленник» наперсниками Пушкина из стали Ф. А. Брокгауза в Лейпциге. Издание В.Е. Генкеля в Санкт-Петербурге.
В первой части стихотворения автор знакомит читателя с главным героем: русским офицером, взятым в плен черкесами. Сразу узнаем, что юноша отправился на Кавказскую войну скорее от скуки, желая заглушить голос одиночества и меланхолии, наполнявший его сердце в шумном и многолюдном Петербурге. Несмотря на высокое положение в обществе, богатство, интеллект и внешнюю привлекательность, наш герой не нашел своего места в светском обществе. В любви ему тоже не повезло: влюбленная девушка не ответила взаимностью. И вот — от скуки и из любопытства — оказался на Кавказе.
Однако когда заключенный понял, что, скорее всего, больше никогда не увидит свою родину, он впал в отчаяние. Устав от бессмысленной общественной жизни Петербурга, он уехал на Кавказ, чтобы обрести внутреннюю свободу, выйти из строя общества, перестать быть заложником условностей. Вместо этого он потерял физическую свободу. Теперь его дух был свободен, но сам герой оказался в плену и понял, что его дни сочтены.
Неожиданно ночью к русскому офицеру подошла молодая черкесская женщина. Девушка сжалилась над пленником и принесла ему еду и питье. Он начал навещать молодого человека каждую ночь. Когда он окреп, черкесская женщина начала учить его своему языку и рассказывать о нравах и обычаях горцев. Он открыл для себя новую страну, однако все его мысли были только о неминуемой смерти.
Изображение «Кавказский пленник. Рисунок М. Иванова. Гравюра С. Галактионова (1824 г.).»
Часть 2
Однажды ночью молодая черкесская женщина призналась молодому человеку в любви. Она объяснила, что ее отец и брат хотят выдать ее замуж за нелюбимого человека, ее сердце принадлежит только ему — русскому пленнику. Молодой человек не смог ответить взаимностью на искреннее признание девушки: он понял, что ее слова не вызывают в нем взаимных чувств, потому что после разочарования в его сердце не было ничего, кроме тяжести и пустоты. Молодой человек сожалел, что не встретил ранее горячую черкесскую женщину, пока еще умел любить, но ничего не мог с собой поделать.
Заключенный стал уговаривать девушку забыть о нем и найти для своей невесты более достойную кандидатуру. Он ничего не хотел знать об этом и даже упрекал молодого человека в том, что он не воспользовался его наивностью и неопытностью. Ей было очень любопытно узнать имя того, с кем молодой человек был связан узами любви. На что заключенный ответил, что никогда не знал взаимной любви, но всегда любил человека и страдал один.
История заканчивается тем, что, воспользовавшись моментом, черкесская женщина освободила пленницу, гарантируя, что никто не найдет ее побега в ту ночь, поскольку все черкесы готовились к наступлению. Русский позвал ее с собой, но гордая девушка не согласилась, желая, чтобы она вернулась на родину и нашла человека, которого так любила. Пленный ушел, но вскоре услышал плеск воды и тихий девичий стон: он понял, что черкесская женщина покончила жизнь самоубийством, не выдержав мучений безответной любви.
Эпилог
В заключение автор выразил радость, что «боевой клич» наконец прекратился в горах, и теперь дороги Кавказа открыты для путешественников.
Пушкин кавказский пленник анализ природы
Пушкинский «Кавказский пленник» был написан в 1821 году. На его создание у поэта ушло около двух лет. Стихотворение имеет романтическую направленность, оно оказалось вторым по счету, написанным всемирно известным автором. Чтобы лучше понять основную идею произведения, проведем краткий анализ стихотворения «Кавказский пленник».
Романтическая поэма А.С. Пушкина « Кавказский пленник»
Первая романтическая поэма Пушкина «Кавказский пленник» была завершена в феврале 1821 года и принесла ему максимальный успех в литературной деятельности. Успех связан с тем, что читатели нашли в ней образ современного романтического героя, отсутствующий в допушкинской литературе. Нетрудно заметить, что основные психологические черты главного героя стихотворения были в высшей степени современными. В Узнике живет яркая и смелая свобода. Именно поэтому он приезжает на Кавказ в поисках свободы, которая не в том «свете», который его не удовлетворяет — в гражданском обществе: отступник света, друг природы, он покинул родную границу и улетел в далекие страны земля с веселым призраком свободы. Свобода все еще искала тебя в пустынном мире. В самом сюжете поэмы организована тема свободы героя, лишенного духовной свободы и стремящегося застать его в плену лишенным физической свободы. Таким образом, он снова оказывается бессильным обрести счастье. В стихотворении говорится о закованном в цепи узнике: «Природа затмила перед ним». Прости священная свобода! Он раб. Еще одна важная черта Узника — его душевная холодность. Заключенный не может отреагировать на сентиментальность черкесской женщины, которая полюбила его, потерявшего способность слышать. Вот что говорят его слова Черкешенко: не тратьте на меня драгоценные дни; Позвоните другому молодому человеку. Его любовь к тебе заменит печальную холодность моей души… Как трудно мертвыми губами отвечать живыми поцелуями и глазами, полными слез, встретить холодную улыбку! Правда, даже эта холодность ума не заставляет героя отказываться от идеала свободы. Пушкин говорит о Узнике и свободе: Охлажден мечтой и покоем В волнении услышанной им песни, Оживленной тобой; И с верой и пламенной молитвой обнял ваш гордый идол. Картина холодного ума заключенного. Пушкин стремился уловить характерную сторону психологии не только русской, но и западноевропейской молодежи. Но вместе с тем Пушкин нарисовал эту «преждевременную старость души» на основе жизни и имеющегося в его распоряжении литературного материала. Из чего заключенный был приведен к душевной холодности страсти, подробно описанной в том месте стихотворения, где заключенный в цепях вспоминает свою родину: где он впервые познал радость, где он сильно любил, где он разрушил надежду бурной жизнью радости и желание И лучшие дни памяти В угасшем сердце я заключил. Это чисто романтическая предыстория «Узника». Здесь особенно важен образ «душевного разложения». Особенности психологии «иссохшего» узника были раскрыты Пушкиным по законам романтического стихотворения, в котором часто встречался прием контраста, позволяющего выделить психологические черты персонажей. Романтический Пушкин противопоставил душевную холодность и увядание пламенной нарастающей страсти. Ситуация пушкинского сюжета «Узник-черкес» сталкивается с людьми, не имеющими ничего общего в своем психологическом складе. Черкесская женщина — прежде всего страстная девушка. Вторая часть стихотворения начинается с описания «огненных» переживаний героини. Милый узник, радуйся твоему тупому взору, положи голову мне на грудь, свобода. Забудьте о своей родине. Я счастлив спрятаться в пустыне с тобой, король моей души! Люби меня. Но «огонь» в стихотворении противопоставлен «холодному», а иногда и «ископаемому». Заключенный в ответ на признания Черкешенко пожаловался на свое полное разочарование и пожалел, что больше не может разделять страстное чувство: я умер за счастье, надеюсь, призрак улетел; Ваш друг отвык к чувственности, За нежные чувства он превратился в камень. Здесь, в связи с эмоциональной драмой Узника, в стихотворении нашла отражение другая тема. Герой рассказал о части своей прошлой любви, которая не принесла ему счастья. Мы обнаружим, что это была безответная любовь, когда герой «не знал, что любимая взаимная любовь страдает в одиночестве». Эта тема подразумевала другую тему: ревность героини. Черкесская женщина хотела узнать, кто ее соперник: а кто она, ваша прекрасная подруга? Тебе нравится. Ты русский любишь? Но Черкешенко преодолевает ревность — это как раз ее духовный подвиг. Освободите заключенного. Черкесская женщина совершает великий благородный подвиг. Неудивительно, когда он идет освобождать Узника. Пушкин говорит: Казалось, что девушка идет на тайный рукопашный бой. В этой сцене черкесская поэма поистине героична: разрезание узника цепями желает ему счастья и даже связи с «другим», даже если его собственная любовь нарушена. Это место в стихотворении отмечено тонким психологизмом. Хотя Черкешенко преодолела ревность, отголоски этого настроения все еще находят отклик в ее словах. Он не хочет убегать с Узником именно из-за его любви к «другим», благословляя его в то же время на новую жизнь, полную любви: Прости, благословения любви, я буду с тобой каждый час. Прости меня — забудь мои мучения. Дай мне руку в последний раз. Это переживания черкесской женщины, которая в конце концов покончила жизнь самоубийством, бросившись в ту самую реку, которую плывет Заключенный, чтобы добраться до своей родины. Они не похожи на «злую» ревность Заремы и Алеко, совершивших убийство под его влиянием. По словам Пушкина, злоупотребление страстями приводит к холодности, сытости и душевной старости. Это судьба Узника. Но нормальная природная страсть возвышает человека и дает ему возможность совершить подвиг. Это судьба Черкешенко. При этом Пушкин считает, что нормальные природные страсти живут не в гражданском обществе, к которому принадлежит Узник, а в дикой, близкой к природе, где выросла черкесская женщина. Первое русское романтическое стихотворение, опубликованное Пушкиным, полностью соответствовало его убеждению в том, что романтизм — область необыкновенного. Героям поэмы свойственна романтическая исключительность, а их предыстория отличается сознательно созданной двусмысленностью поэта. Общий смысл «Кавказского пленника» был очень велик. Пушкин не только дал первый образец большой романтической оперы, но и отразил характерные черты целого поколения русской и европейской молодежи. Пушкин внес огромный вклад в русскую литературу. Его романтику можно исследовать бесконечно. Романтик Пушкин написал много прекрасных произведений, поражающих душу своей чувственностью. Его стихи полны любви и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти, гениальные исключительные явления «внутреннего мира души человеческой». Пушкин создал самый значительный и оригинальный романтический мир страстей в русской литературе. Его смерть потрясла всех. В. Ф. Одоевский опубликовал 30 января 1837 г в литературных приложениях и в русском журнале «Инвалид» следующие строки: «Солнце нашей поэзии зашло! Пушкин умер, умер в расцвете сил, в самый разгар своей большой карьеры. Пушкин! наш поэт! наша радость, слава нашего народа. Действительно, Пушкина у нас уже нет! Вы не можете привыкнуть к этой мысли! » Жуковский, просеивая бумаги только что умершего поэта, обнаружил прекрасные стихи: «Нет, я не умру полностью — моя душа в любимой лире переживет мой прах и убежит от разложения». И он прошептал их всех, как заклинание, как молитву, как утешение. Как реквием.
Тропы
Хотя зрелый Пушкин считал образ узника слабым, его всегда удовлетворяли поэтические достоинства стихотворения. Для описания героев, природы и быта высокогорья используются постоянные и просто романтические эпитеты: праздные черкесы, узники молодых, сон смерти, пустынные равнины, однообразные вершины, презренное тщеславие, наивная клевета, туманный и неподвижный взор, пустынный мир (метафорический эпитет).
При описании природы встречаются олицетворения: «Одетые в пелену туч Кавказа, спящие вершины».
Сравнения делают образ правдоподобным: черкесская женщина бледна, как тень, дни проходят как тень, пленница гаснет, как дымное пламя.
История создания поэмы «Кавказский пленник»
Поэма «Кавказский пленник» была написана великим русским поэтом во время его южной ссылки. Как случилось, что Александра Сергеевича сослали на Кавказ?
Главный герой «Кавказский пленник» произведения Пушкина
Сам Пушкин пытался занять место главного героя, потому что столкнулся с несправедливыми обвинениями, ссылкой и клеветой. Начало произведения показывает читателям, что происходит со стороны лирического персонажа. Это тоже важно и стоит учесть, особенно если проанализировать стихотворение «Кавказский пленник», как ярко описана красота природы, представлены повседневная жизнь и авторские рассуждения о разных персонажах героев. Очень интересно.
Первая часть произведения «Кавказский пленник» описывает поимку русского, его существование в неизвестной среде и общение с черкесской женщиной. Во второй части — объяснение влюбленной девушки и несчастного узника. Красавица не находит взаимных чувств, помогает спастись и идет топиться в реке, чтобы больше не испытывать безответную любовь.
Безответная любовь показывает всю романтику героев, свободу и личную волю. По настоянию семьи черкесская женщина должна пойти в неизвестный класс и стать женой ненавистного человека. Черкесы не могут спать спокойно по ночам, опасаясь нападения русского народа. В этой истории никто не свободен.
Образ лирического героя
Лирический герой стихотворения уже фигурирует в посвящении. Именно себя Пушкин считает настоящим романтическим героем, пережившим клевету и ссылку. В первой и второй частях читатель видит происходящее глазами лирического героя. «Кавказский пленник» — самое лирическое стихотворение Пушкина. Сюжет эпопеи постоянно чередуется с описаниями природы Кавказа, быта высокогорья и размышлениями о судьбах и характерах героев.
В эпилоге лирический герой вспоминает русских, воевавших на Кавказе, как романтических героев.
Размер и рифма
Поэма написана ямбическим тетраметром с почти обязательным пирром в третьем, иногда во втором стихе. Пропуская стресс, ритм становится мелодичным. Пушкин достигает того же путем случайного чередования круговых, скрещенных и смежных рифм с четким чередованием женских и мужских рифм.
Тема, сюжет, композиция
Поэма посвящена Н. Н. Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 года. Раевский поддержал Пушкина в 1820 году, когда поэту были предъявлены обвинения, в результате которых он был сослан на юг.
Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к стихотворению были составлены самим Пушкиным. Они носят исторический или этнографический характер.
В первой части рассказывается о пленении русского, его жизни в деревне и помощи молодой черкесской женщины. Во второй части происходит объяснение между черкесской женщиной и заключенным. Черкесская женщина признается в любви, а пленник изливает свои страдания: «Смотри на след несчастной любви…». Черкесская женщина помогла ему спастись, но сама не хотела уходить: «Ты любил другую! .. Найди ее, люби…» Девушка не видит смысла жизни и тонет в реке.
Тема стихотворения традиционна для романтиков: свобода, внутренняя и внешняя, безответная любовь. В каком-то смысле не все герои бесплатны. Отец и брат хотят женить черкесскую женщину на нелюбимой женщине в другом зале суда. Даже черкесы несвободны, под напором русских даже казак не может спокойно спать, а девушка не может петь на берегу села, потому что «чеченец переходит реку».
Черкесская песня
В реку впадает грохочущий колодец; В горах тишина — ночь; Уставший казак дремал, опираясь на стальное копье. Не спи, казак: в темноте ночи чеченцы переходят реку
Казак плывет на челноке Влача по дну речной сети. Казак, в реке утонешь, как тонут дети, иногда купаются в жаре: чеченец переходит реку.
Богатые деревни процветают на берегах любимых водоемов; Веселый хоровод. Бегите, русские певцы, спешите, красные, домой: чеченец переходит реку.
Так пели девы. Сидя на берегу, русский мечтает о побеге; Но цепь раба тяжелая, Стремительная река полноводная… Между тем, потемнев, степь уснула, Вершины скал потемнели. Бледный лунный свет мерцает на белых хижинах двора; Елки дремлют на воде, Последний крик орлов утих, И далекий шум стад глухо эхом разнесется по горам. Потом кто-то услышал, Покров Девы вспыхнул, И вот — грустная и бледная — Она подошла к нему. Уста красавицы ищут слова; Ее глаза полны желания, а волосы падают черным на грудь и плечи. В одной руке светит пила, в другой дамасский кинжал; Казалось, что девушка шла на секретный бой, на факт вооруженный. Посмотри на пленника, «Беги», — сказала горничная, — «черкесы нигде тебя не встретят. Торопитесь; не теряйте зря ночи; хватайте кинжал: никто не заметит ваших следов в темноте. » Взяв пилу дрожащей рукой, Он нагнулся к ногам: Железный визг под пилой, Непроизвольно скатилась слеза — И цепь треснула и затрещала. «Ты свободен», — говорит девушка. «Беги!» Но взгляд его безумной Любви произвел впечатление порыва. Он пострадал. Шумный ветер, свист, его покров закружился. «О мой друг! — воскликнул русский, — я твой навсегда, я твой до гроба. Мы оба покидаем страшную землю, беги со мной… »-« Нет, русский, нет! Он исчез, жизнь сладка; Я все это знал, я знал радость, И все прошло, и след исчез. Может да? ты любил другую! .. Найди ее, полюби ее; Что еще мне нужно? О чем моя грусть? .. Прошу прощения! Благословения любви С вами будет каждый час. Прости — забудь мои мучения, дай мне руку . в последний раз. «К черкесской женщине он протянул руки, воскресшим сердцем прилетел к ней, и долгий поцелуй разлуки захватил союз любви. Рука и рука, полные отчаяния, Они в тишине спустились к берегу — И русский в шумную глубину Уже плывут и колышутся волны, Уже добрались до некрасивых скал, Уже хватали их… Вдруг волны тихонько зашумели, И слышится далекий стон… Выходит на дикий берег, Оглядываясь назад . берега были чисты И дикие были белы; Но молодой черкесской бабы нет Ни у берегов, ни под горой… Все мертво . на берегах уснувших Только ветер слышен легкий звук , И с луной в воде плещется Струистый круг исчезает. Он все понимает. Своим прощальным взглядом он обнимает в последний раз пустой аул своим вольером Кампи, где паслась пленная стая, Рапид, куда он волочил бревна , Торренте, где он отдыхал в полдень, Когда суровая Свобода над горами à Черкес спел песню. Глубокая тьма в небе сгущалась, День упал в темную долину, Рассвет наступил. Освободившийся пленник шел далекой тропой, и перед ним уже в тумане сияли русские штыки, а над курганами кричали казаки стражи.
Другие детали анализа поэмы «Кавказский пленник» Пушкина
Автор позиционировал образ узника как слабого человека, но всегда считал его стихи достойными. В произведении постоянно присутствуют романтические фразы, которые притягивают взгляд и заставляют представить себе жизнь и быт высокогорья, красоту природы и пейзажей, проникнуть в самую суть героев, понять их внутреннее состояние. Также можно найти множество эпических сравнений, связанных с природой, настроением персонажей и описанием их внешности, что делает произведение чрезвычайно привлекательным.
В статье представлен лишь краткий анализ стихотворения «Кавказский пленник», рекомендуем ознакомиться с полной версией этого произведения. Вам также может быть интересна тема:
- Краткое содержание «Кавказский пленник»
- Биография Александра Пушкина
Посвящение
А.С. Пушкин посвятил свое творчество генералу Н.Н.Раевскому, герою Отечественной войны 1812 года. Именно ему поэт обязан своей поездкой на Кавказ, оказавшей на него сильное влияние. Николай Николаевич был верным и преданным другом, в общении с которым Пушкин — «жертва клеветы и мстительный невежд» — «обрел покой» и «упокоился сердцем».
Часть 1
В одной из горных деревень черкесы сидели и рассказывали «о жестоких и пагубных заботах, красоте своих лошадей, наслаждениях дикого блаженства». Вдруг перед ними появился рыцарь, тащивший на аркане русского пленного. Вся деревня сразу же побежала смотреть на «молодого заключенного», который сначала не подавал признаков жизни. Проснувшись, он увидел у своих ног цепи. Молодой человек быстро понял, что отныне «он раб», и теперь маловероятно, что он находится в родной России, где он встретил и свою первую любовь, и свое первое предательство, где он оставил «лучшие память».
Герой, пресытившийся прелестями светской жизни, отправился на Кавказ обрести настоящую свободу. Но вместо этого опьяняющего ощущения он испытал всю горечь заточения, и теперь до смерти осталось всего несколько дней.
Заключенный очень удивился, когда милостью ночи к нему подкралась молодая черкесская женщина. Ему даже казалось, что «это ложный сон, пустая игра усталых чувств». Девушка, сжалившись над замученным узником, принесла ему кумыс. Собрав остатки сил, он поднес чашу к губам, но затем, измученный, упал на землю. Красивая черкесская женщина долго сидела рядом с ним и плакала от жалости.
Отныне девушка стала каждую ночь навещать русского пленного, чтобы приносить ему еду и вино. Он начал учить его своему языку, и вскоре узнику открылись нравы и обычаи гор, простой образ их жизни, понятие чести. Однако заключенного эти образы не тронули: он думал только о скором конце.
Часть 2
Молодая черкесская женщина, общаясь с пленником, влюбилась в него, зная «прелести сердца, сладость жизни». Она призналась герою в любви, а также в том, что отец и брат «хотят продать ее любовнику». Ради своих чувств к нему она даже была готова пойти на смерть, выбрав для этого «кинжал или яд».
Признания черкесской женщины узник выслушал «с тихим сожалением»: ее страстные слова не вызывали в его душе ничего, кроме болезненных воспоминаний о прошлой жизни. Он стал умолять девушку забыть его, не тратить ради него свою красивую и очаровательную молодость и полюбить другого более достойного юношу.
Заключенный сожалел, что не встретил черкесскую женщину раньше, когда ее сердце было свободно. Но теперь в его душе живет образ недостижимой для него девушки. Черкесская женщина расплакалась и стала ругать его, что он может раскаяться и воспользоваться своей наивностью и неопытностью. Он найдет утешение в своей любви: чистой, искренней, бескорыстной. Девушка хотела узнать имя любимого, на что ответила, что никогда «не знала взаимной любви, любила, страдала одна». Теперь он не хочет даже думать о любви, потому что ему суждено умереть «вдали от заветных берегов».
Однажды герой услышал шум и понял, что черкесы начали подготовку к рейду. В зале только дети, женщины и старики, но о побеге и думать невозможно: «цепь раба тяжелая, река быстрая».
Когда стемнело, к заключенному подошла черкесская женщина с пилой и кинжалом. Он разглядел цепи, дал ему кинжал и заверил, что в ту ночь его никто не найдет. Герой позвал ее с собой, но гордая черкесская женщина попросила ее найти свою любовь на родине и забыть о своих страданиях. Он с благодарностью поцеловал руку своего спасителя и спустился к бурлящей реке. Переплыв на другую сторону, пленник услышал всплеск и «далекий мел»: девушка, не выдержав его безответной любви, бросилась в воду.
Молодой человек все понял. Осмотрев зал «прощальным взглядом», он отошел в сторону, где «искрились русские штыки и сторожевые казаки кричали на курганы».
Эпилог
В эпилоге поэт выразил радость, что «свирепый боевой клич утих» и отныне путешественники могут свободно путешествовать по Кавказу.]